МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

Найдено 1 определение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
(МУС) – постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также за преступления агрессии. Учрежден на основе международного договора – Римского статута
Международного уголовного суда, принятого в 1998 г. Действует с момента вступления Римского статута в силу, т.е. с июля 2002 г. Юрисдикция МУС распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органом. Его личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершенные после вступления Римского статута в силу. Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент МУС. Важное значение для деятельности МУС имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы. МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата. Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле МУС его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединенных Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН. На начало 2013 г. участниками Римского статута МУС являлись 122 государства. Из них 33 – африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 – в Восточной Европе, 28 – в Латинской Америке, 25 – в Западной Европе и др. регионах. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала. МУС уполномочен рассматривать три вида международных преступлений: геноцид; преступления против человечности; военные преступления (совершенные в контексте как международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов международного характера). Изначально в компетенцию МУС предполагалось включить и преступление агрессии. Однако к 1998 г. государства-участники не смогли прийти к единому определению этого преступления. Поэтому было решено, что пока МУС не будет обладать юрисдикцией по данному виду преступлений. В 2002 г. на основе Резолюции Ассамблеи государств – участников Статута МУС была создана Специальная рабочая группа по агрессии. Лишь 11 июня 2010 г. конференция государств-участников консенсусом приняла резолюцию «Преступление агрессии», которая включила в Римский статут ст. 8-бис, определяющую данное преступление. В соответствии со ст. 15-бис, также включенной в Римский статут данной Резолюцией, МУС может осуществлять юрисдикцию только в отношении преступлений агрессии, совершенных один год спустя
с момента ратификации или принятия настоящих поправок 30 государствами-участниками. Временная юрисдикция МУС ограничена преступлениями, совершенными после даты вступления Римского статута в силу – 1 июля 2002 г. В компетенцию МУС входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Однако у этого принципа есть два исключения. Во-первых, Совет Безопасности ООН посредством Резолюции, принятой согласно Главе VII Устава ООН, может передать в МУС ту или иную ситуацию, затрагивающую преступления, которые не были совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в МУС ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством – участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю МУС, признать осуществление МУС юрисдикции в отношении того или иного конкретного преступления. МУС может принять дело к своему производству только в том случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение. Для начала расследования должен быть использован один из следующих механизмов: го сударство-участник передает МУС некоторую ситуацию (ст. 14 Статута); Совет Безопасности ООН передает МУС некоторую ситуацию; Прокурор МУС начинает по своей инициативе расследование в отношении событий, имевших место на территории государства-участника. В последнем случае действия Прокурора должны быть подтверждены Палатой предварительного производства.
Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выдвинутое Прокурором, должны утверждаться Палатой предварительного производства.
К началу сентября 2012 г. в производстве МУС находится 15 дел, связанных с семью ситуациями. Три государства – участника Римского статута – Уганда, Демократическая Республика Конго и ЦентральноАфриканская Республика – передали в Суд ситуации, имеющие или имевшие место на их территории. Расследование ситуаций в Кении и Кот-д'Ивуаре было начато Прокурором по собственной инициативе. Наконец, Совет Безопасности ООН передал МУС ситуации в суданском регионе Дарфур и в Ливии. 26 января 2009 г. начался суд над гражданином Демократической Республики Конго г-ном Томас Лубанга Дьило, лидером Союза конголезских патриотов, участником итурийского конфликта. Он был обвинен в военном преступлении в виде набора и использования в военных действиях детей-солдат в возрасте до 15 лет. 14 марта 2012 г. решением Судебной камеры Лубанга был признан виновным по предъявленным ему обвинениям. Это решение стало первым обвинительным приговором МУС.

Источник: Словарь международного права. 2014