МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Местное самоуправление
решение вопросов местного значения в рамках административно-территориальных единиц с помощью организации представительных органов, не зависящих от органов государственной власти.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Местное самоуправление
(Local self-government, Жергиликт== \з алдынча башкаруу ) - гарантированное Конституцией право и способность местных сообществ осуществлять управление делами местного значения через представительные и исполнительные органы власти, а также путем непосредственного участия граждан.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
один из видов управления, при котором население административно‑территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами. Управление производится исходя из интересов всех жителей данной территории через выборные органы в пределах прав, установленных государством. В царской России, например, органы М. с. были представлены земскими собраниями и земскими управами, а в советской России – районными (поселковыми) Советами народных депутатов.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
local selfgoverning) - в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
управление всей совокупностью дел, отнесенных к компетенции местных органов власти, с помощью избранных населением органов власти и управления... Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий в пределах своей компетенции. К его основным функциям относятся совокупность административно-хозяйственных вопросов, затрагивающих проблемы жизнеобеспечения соответствующих территорий, решения назревших социальных, экологических, политических и иных проблем. Экономическую основу местного самоуправления составляют определяемые законом налоговые отчисления и объекты муниципальной собственности... [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 2003.-С. 621].

Источник: Сводный словарь по политологии

Местное самоуправление
одна из форм управления в гражданском демократическом обществе. В криминально-коррумпированных государствах — хорошо организованная (на принципах местного самоуправления) группировка, занимающаяся, как правило, «бизнесом» на государственных ресурсах. В отличие от центральной государственной власти специализируется преимущественно на «поддержки» малого и среднего бизнеса.
«Честные» руководители органов власти непосредственно не берут взяток. Исполнительная власть выполняет роль «крыши» для специализированных «фирм» (банд), осуществляющих государственный рэкет в обрасти малого и среднего бизнеса и незаконную продажу всевозможных разрешений. Взятки (за архитектурные, земельные, пожарные, санитарные, экологические и прочие разрешения ) составляют прибыль «фирмы», распределяемую согласно статусных коммуникаций.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Местное самоуправление
реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы М. с. М. с. организуется в городских и сельских поселениях. В каждой стране существует свое название территорий, на которых организуется М. с. Всем гражданам предоставляются равные права на осуществление М. с. как непосредственно, так и через своих представителей, право на равный доступ к муниципальной службе, право избирать и быть избранным в органы М. с. В рамках М. с. решаются следующие задачи: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формирование и использование местного бюджета; установление местных налогов и сборов; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения; благоустройство территорий; охрана общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и др. Для решения перечисленных задач в каждом муниципальном образовании создаются органы М. с. К ним относятся выборные представительные органы, а также органы местной администрации. Наименование этих органов, регламент их работы определяются уставами муниципальных образований.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Местное самоуправление ответственно за оказание ряда услуг населению какой-то части страны. Спектр деятельности местных органов самоуправления и степень их автономии могут быть самыми различными. Во многих западноевропейских и скандинавских странах формирование органов местного самоуправления регулируется нормами конституции, а в Соединенных Штатах — конституциями штатов. В таких странах, как Франция, Италия, Швеция и Дания, местное самоуправление обладает общей юрисдикцией, то есть наделено правом выполнения любых функций, кроме тех, что прямо запрещены законодательством страны. В Великобритании и Ирландии местное самоуправление не имеет конституционного статуса, его деятельность регулируется законодательством, и осуществлять оно может только те функции, которые предписаны принятыми парламентом законами. Такая ситуация существенно ограничивает автономию местного самоуправления в этих странах, хотя благодаря существующему в Великобритании дискреционному[4]праву оно все же обладает определенной свободой действий и инициатив.
Местное самоуправление выполняет в либерально-демократических политических системах ряд важных функций. Оно обеспечивает более широкое участие граждан в политической жизни, предоставляя возможность голосовать на местных выборах и претендовать на должности в органах местной власти. Органы местного самоуправления могут действовать как группы интересов, доводя до более высоких уровней власти потребности своих регионов и обеспечивая внимание к ним. Они же служат эффективным инструментом оказания коммунальных и других общественных услуг на своей территории. Выборный механизм формирования местного самоуправления является ключевым фактором отзывчивости и оперативности их действий в решении местных проблем.
Во многих странах местное самоуправление играет роль стартовой площадки для политиков, которые впоследствии занимают более высокие государственные посты. Оно же может быть связующим звеном между местными жителями и общенациональными лидерами. Последнее особенно характерно для Франции, где политики национального уровня иногда занимают также посты в органах местного самоуправления, тем самым обеспечивая себе мощную базу электоральной поддержки на местах.
См. также статьи «Внепарламентская политическая деятельность», «Выборы», «Группы интересов», «Конституция», «Либеральная демократия», «Подотчетность», «Политическое участие», «Федеративная система правления».

Источник: 101 ключевая идея политика

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (политико-правовой аспект)
Местное самоуправление представляет собой одну из форм организации публичной власти, сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Все способы установления взаимоотношений между государством и обществом являются способами формирования местной власти. Особенности политического, экономического и социального развития страны, ее демократические традиции и государственное устройство определяют форму организации и особенности функционирования местного самоуправления. Местное самоуправление является органической частью системы сдержек и противовесов, оно помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального или районного образования. В сферу взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления включаются следующие вопросы: установление предметов ведения местного самоуправления; возложение отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование его ресурсной, финансовой и материальной базы. Оптимальность такого взаимодействия достигается лишь в том случае, если система м. с. понимается не как придаток государственных органов или нижняя ступенька в их иерархии, но как, относительно самостоятельный институт власти организационно обособленный от государственной.
Местное самоуправление - это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, основы функционирования которого законодательно закреплены в Конституции государства и других законодательных актах. Основная задача законодательного установления принципов самоуправления в государстве - это обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной действующим законодательством. Осуществляется через право населения на самостоятельность в формировании органов м. с. и выработку механизмов, позволяющих органам м. с. решать вопросы избравшего их населения. Для этого требуется наличие законодательства, наделяющего их необходимой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями, а также, наличием у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться. Реализация этих положений должна достигаться с помощью:
1. создания законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
2. создания организационных структур местного самоуправления;
3. проведения разграничения полномочий, финансов и собственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Источник: Словарь по политологии

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления. А также непосредственно - путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Но главным субъектом местного самоуправления является местное население. Представительные органы местного самоуправления выявляют волю, интересы местного населения и выражают их в виде решений, которые реализует местная исполнительная власть. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до25 делегатов) в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. Основная часть депутатов этих органов работает на непостоянной основе. В составе представительного органа местного самоуправления работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях - собраниях депутатов представительного органа (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).
Местная администрация является муниципальным органом управления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. Во главе ее находится глава администрации. В составе местной администрации создаются отделы, управления, комиссии, в крупных городах - департаменты.
Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Однако их органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Основными принципами организации местного самоуправления являются: самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; многообразие форм организации местного самоуправления; защита прав местного населения на местное самоуправление; выборность органов местного самоуправления; участие населения в выработке, принятии и реализации решений по проблемам местного значения; гласность и учет общественного мнения; ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения; сочетание интересов местных сообществ и государственных интересов и др.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органом государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Источник: Словарь по политологии

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
одна из форм непосредственного народовластия, саморегулирующееся общественное устройство, позволяющее территориальным образованиям решать вопросы местного значения без привлечения органов центральной власти.
Во всем мире местное самоуправление считается важным элементом устройства общества. Местное самоуправление имеет давнюю историю и возникло вместе с появлением городов. Большинство городовполисов Древней Греции были самоуправляемыми, все вопросы решали городские собрания. В средневековой Европе, где крупные города были как правило резиденциями епископов, княжеская и королевская власть весьма ограниченно распространялась на порядок жизни горожан. В наше время принятая в объединенной Европе Хартия местного самоуправления гарантирует не только сохранность существующих органов местного самоуправления в условиях стандартизации законов европейских стран, но также обеспечивает этим органам достаточную свободу в принятии решений, находящихся вне компетенции органов центральной власти. В США роль местного самоуправления столь велика, что в их компетенцию входят ряд полицейских и даже законотворческих функций.
В России история местного самоуправления начинается почти с самого момента ее зарождения. Не только Великий Новгород, но и многие другие, малые города, управлялись народными собраниями — Вече. Позже местное самоуправление осуществлялось в приграничных и колонизируемых территориях, прежде всего в казацких общинах и дружинах. Особенное значение в жизни дореволюционной России местное самоуправление получило в конце XIX в. с введением института земства, ведавшего такими важными социальными функциями как медицина, образование и т. п.
После Октябрьской революции местному самоуправлению была отведена декоративно-декларативная роль, в реальности все сколько-нибудь важные решения принимались централизованно либо по жесткой схеме, не дающей возможности для принятия собственного решения.
Конституция Российской Федерации 1993 г. вернула органам местного самоуправления дореволюционное значение, определив, что они не входят в систему государственных учреждений. Исходя из положений Основного Закона РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, с учетом сложившихся традиций, соображений целесообразности и т. д.
Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность — собственность городских и сельских поселений и других муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, принимают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в РФ могут осуществлять и некоторые функции государственных органов. В этом случае государство обеспечивает необходимое финансирование органов местного самоуправления и осуществляет контроль этой части их деятельности.
Конституция РФ запрещает органам субъектов федерации или иным государственным органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.
Однако следует признать, что современное местное самоуправление в России едва ли реализует и половину своих функциональных возможностей. Дело в том, что в основе эффективного функционирования органов местного самоуправления лежит творческая инициатива местного населения, дефицит которого наблюдается в нашей стране. В то же время, пользуясь бесконтрольностью, многие мэры российских городов стали фигурантами многочисленных уголовных дел. Хищения, злоупотребления и проч. стали нормой. В этой связи, начиная, с 2006 г., в стране начала осуществляться реформа местного самоуправления, которая, с одной стороны, призвана увеличить степень ответственности органов власти местного самоуправления как перед народом, так и перед государством, а с другой стороны, пробудить инициативу широких слоев населения.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Местное самоуправление
По российскому законодательству местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая эффективное самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Готовы ли к этому граждане России? Как показал репрезентативный опрос, проведенный ВЦИОМ в 2005 г., 35% россиян признают необходимость повышения роли органов местного самоуправления. По сравнению с прошлым годом, они несколько изменили свое мнение о приоритетах административной реформы. Разочаровавшись в способности региональных властей адекватно представлять и отстаивать интересы конкретных сообществ, россияне в 2005 г. стали в большей степени склонны к передаче властных полномочий органам на местах и укрепления позиций последних. За год число их сторонников выросло с 29 до 35%.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image45.png" width="430" height="237" alt="" style="border-width:0px;"
 Признавая значимость местного самоуправления, респонденты себя с этим механизмом не отождествляют, считая, что это еще одна властная структура, призванная транслировать «волю» вышестоящих органов управления. Установка же, что эффективность работы местного самоуправления непосредственно зависит от личного вклада гражданина в эту работу, находится на периферии сознания россиян. Подавляющее большинство опрошенных (63%) считают роль граждан в решении локальных проблем невысокой. Чуть менее четверти (21%) отметили, что граждане могут влиять на принятие важных решений, но незначительно. Мнение о том, что простые люди оказывают значительное влияние на действия власти, и вовсе разделяют только 9% опрошенных.
Таким образом, имея право активно выражать свою гражданственность, россияне склонны скорее к пассивной позиции стороннего наблюдателя, полагая, что от простых людей ничего не зависит, и тем самым оправдывая свою безответственность по отношению к социальной среде и привычку дистанцироваться от принятия решений.
Поэтому вполне предсказуемо, что большинство россиян (64%) не считают местное самоуправление реальной независимой силой, способной принимать самостоятельные решения. Лишь менее четверти опрошенных (23%) уверены, что власти на локальном уровне (города, поселка и т.п.) действительно способны контролировать ситуацию во вверенных им территориях. Самые низкие оценки дееспособности местного самоуправления дали представи тели «поселенческих полюсов» — жители мегаполисов и сел считают, что местные власти лишь исполняют волю вышестоящего начальства (по 70%). Это может свидетельствовать о большей отчужденности жителей этих территорий от процесса управления в своем сообществе либо их меньшем интересе к этому процессу.
Роль граждан в решении проблем «среда обитания» остается крайне незначительной. Некоторая активность наблюдается лишь в коллективном благоустройстве окружающих территорий. За последний год число участвующих именно в такого рода деятельности выросло с 11 до 17%. Остальные формы общественной жизни (работа органов местного самоуправления, акции протеста против действий местной власти, деятельность местных общественных организаций) привлекательны для 1–2% россиян. В то же время несколько сократилось (с 75 до 69%) число тех, кто не принимает никакого участия в решении общественных проблем.
Признавая необходимость укрепления позиций местного самоуправления, граждане России тем не менее не готовы к личному участию в отстаивании своих интересов и интересов своего со общества. Но способствует активности населения и малая популяризация реформы МСУ. И в этом вопросе федеральные власти вновь наступают на одни и те же грабли, не уделяя должного внимания объяснению своих действий тем, кого они непосредственно касаются.
Несмотря на то, что россияне в целом поддерживают повышение роли МСУ, сама реформа проходит незамеченной для большинства населения: 54% опрошенных о ней ничего не слышали. Что-то слышали чуть больше трети опрошенных (36%), и лишь 6% знакомы с сутью преобразований. Сравнительно высокую информированность в данном вопросе демонстрируют жители обеих столиц: об основных моментах реформы знают 13% опрошенных москвичей и петербуржцев. Жители Северо-Западного федерального округа больше, чем в целом по России осведомлены об этом законе (14%).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image46.png" width="439" height="351" alt="" style="border-width:0px;"
 Эффективное местное самоуправление — это реальная сила, но пока она не вполне реализуется гражданами России. У них есть право решать проблемы своего сообщества самостоятельно, но им еще необходимо научиться пользоваться. Более того, россиянам еще предстоит осознать, что этим правом нужно пользоваться, если мы претендуем на то, что живем в гражданском обществе.
С. Р. Усманова

Источник: Словарь политических терминов.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
система организации власти, которая обеспечивает решение вопросов местного значения населением, самостоятельно и под свою ответственность. Местное самоуправление может осуществляться путем референдумов, публичных слушаний, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан, но на практике чаще реализуется через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Таким образом, органы местного самоуправления постоянно и профессионально решают задачи, стоящие перед местным сообществом. При этом органы местного самоуправления не входят в состав государственной власти и независимы от нее. Органы местного самоуправления могут наделяться и отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В мировой политической мысли принято выделять различные модели местного самоуправления. В рамках «англосаксонской» модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран со схожей правовой системой, местные представительные органы выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий. При этом отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. На местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы «опекали» органы самоуправления, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями зачастую наделяются комиссии или комитеты местных органов самоуправления, играющие весомую роль в подготовке и принятии политических решений. Контроль за деятельностью местного самоуправления осуществляется в основном косвенным путем — через центральные министерства и через суд. Вторая, «континентальная», модель получила более широкое распространение (большинство стран континентальной Европы, страны франкоязычной Африки, Латинской Америки) и основывается на разумном сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Данная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целый ряд ее представителей на местах. Присутствует также определенная законодательно закрепленная подчиненность нижестоящих управленческих звеньев вышестоящим. Представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. Применительно к ряду стран (Австрия, Германия, Япония) говорят о смешанной модели, которая носит черты как «англосаксонской», так и «континентальной», обладая при этом и некоторыми специфическими особенностями. Историческим предшественником современной системы местного самоуправления в России считается земство, а затем — система местных советов. Формирование местного самоуправления в современной России началось в 1991–1993 гг. с учетом опыта советской системы местного управления, законодательной базой для этого процесса стал Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991. Процесс создания системы управления на местах сопровождался конфликтами между вновь образованными местными администрациями и местными Советами, поскольку данный закон нечетко разграничил сферы их полномочий. Система Советов всех уровней была упразднена Указом президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.1993 г., и до проведения выборов в новые органы представительной власти главы администраций оставались единоличными и полноправными главами местного самоуправления. 28.08.1995 г. был принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми функционировала система местного самоуправления в течение следующего десятилетия. Самостоятельность местного самоуправления с этого времени обеспечивается в России правом населения избирать главу и депутатов представительных органов, правом органов местного самоуправления принимать нормативные акты в рамках своей компетенции и наличием у них финансовой и хозяйственной базы для решения местных проблем. Местное самоуправления осуществляется в соответствии с административно-территориальным делением в пределах муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственные выборные органы местного самоуправления, местный бюджет и муниципальное имущество. Высшим выборным лицом является глава муниципального образования, представительными органами в зависимости от типа административно-территориальной единицы — городские, сельские, поселковые Думы или Земские собрания. Существенные коррективы в систему местного самоуправления внес закон
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. Данный закон закрепляет разделение властей на уровне местного самоуправления по аналогии со структурой органов государственной власти на представительную (ее называют также нормотворческой) и исполнительную. Представительная власть осуществляется представительным органом муниципального образования, а исполнительная — местной администрацией. Новый закон определяет главу муниципального образования в качестве высшего должностного лица муниципалитета. Закон также разграничивает уровни местного самоуправления: на первом уровне оно осуществляется в рамках городских и сельских поселений, на втором — муниципальных районов и городских округов. Вновь избранные органы самоуправления поселенческого уровня в большинстве регионов России работают с 2005 г. Становление новой системы на районном уровне шло постепенно, должностные лица и выборные органы избирались по новой схеме по своему графику, по истечении сроков полномочий их предшественников, в течение 2005– 2007 гг.

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах – на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть местной администрации основывается на выборности – этот фактор также способствует значительным колебаниям ее позиции по вопросам как международной, так и внутренней политики. В Европе структура местной власти, как правило, многоуровневая. В Федеративной Германии ниже уровня земель (соответствующих штатам) обычно существует местная власть двух уровней: высшего округа (Kreise) и нижнего – муниципалитетов. Страны с делением на административные районы, такие как Италия, Испания, Португалия, Бельгия и Франция, имеют аналогичное устройство – с тремя уровнями местной власти: область провинции либо графства и – как основная власть нижнего уровня – община. Напротив, многие скандинавские страны, Англия и ряд ее бывших колоний предпочли трехуровневой системе местной власти двухуровневую. В Великобритании после 1888 г. сложилась система, в которой нижний уровень образуют окружные власти, а высший – власти графства (в Англии и Уэльсе) либо области (в Шотландии с 1972 г.). Развернувшаяся в 1990-е гг. в Великобритании полемика о преобразовании этой системы возродила идею одного уровня местной власти. Города и сельские районы с развитым сознанием общности, такие как Ратленд или остров Уайт, будут иметь один уровень местной власти, а в других местах сохранится двухуровневая структура. С 1996 г. вся Шотландия и весь Уэльс делятся на административные образования с одним уровнем управления. В США ниже уровня штата обычно имеется один уровень местной власти – администрация графства; второй уровень власти – муниципалитеты – существует не везде, т.к. создается исключительно по просьбе местных жителей. Часто штат имеет два уровня местной власти в одних районах, преимущественно в городах, и всего один уровень в других – главным образом в сельских местностях. Более того, некоторые сферы деятельности, такие как, например, образование, которые в Европе находятся в ведении местной власти разных уровней, в американских штатах обычно являются прерогативой специально для этого избранных местных органов. Организация выборной исполнительной власти на местах варьируется главным образом между системой власти, возглавляемой мэром, и системой комитетов. В первом случае (Франция и США) мэр чаще всего избирается отдельно как политический руководитель совета (в некоторых небольших городах США мэр лишь номинально является городским головой, а руководит всем неизбираемый "управляющий городом" ("city manager"). При системе комитетов (Великобритания и Швеция) избираются члены совета, которые принимают решения коллегиально. В Великобритании члены совета обычно являются одновременно членами партийных групп; лидер от партии, имеющей большинство, в таких случаях становится председателем комитета по основным вопросам политики и ресурсам и – фактически – руководителем совета. Основу организации невыборного персонала составляют крупные отделы по направлениям деятельности, в которых работают постоянные сотрудники. Однако начиная с 80-х гг., численность аппарата чиновников местного самоуправления стала сокращаться, т.к. выполняемая ими работа все чаще передается частным подрядчикам. Расходы местной власти обычно составляют немалую долю ВВП: от 11% в Великобритании до 30% в Дании (1988) (см. также: финансы местной власти). Крупные размеры этих расходов в скандинавских странах объясняются тем, что дорогостоящие социальные услуги, включая социальное обеспечение, среднее образование и здравоохранение, вменены в обязанность местным властям на уровне графства/провинции, а коммунальные услуги, такие как водо-, газо- и электроснабжение, – на уровне общины/муниципалитета. В других странах этого нет, но, например, в Англии местные власти по-прежнему в значительной мере отвечают за образование, планировку и состояние дорог, охрану окружающей среды, предоставление услуг в сфере досуга; все более значительной становится их роль в экономическом развитии. Роль местных властей в политической системе рассматривается прежде всего в свете их отношений с центральным правительством. Анализ либерально-демократических взглядов позволяет выделить две основы формирования таких отношений, начиная с XIX в. Во-первых, местная власть считается важным фактором, способствующим росту политической образованности и активности, а также базой для предоставления услуг согласно местным потребностям. Вследствие этого, отношения с центром строятся на принципах партнерства свободных демократических институтов. Во-вторых, наличие местной власти считается целесообразным с административной точки зрения, т.к. позволяет по указанию центра эффективно предоставлять коммунальные услуги там, где это необходимо. Соответственно местная власть рассматривается как представитель центрального правительства. Франция может служить типичным примером такого института местной власти, когда внимание уделяется обеим указанным основам. Участие в политической деятельности обеспечивается благодаря развитому общинному самосознанию, служащему поддержкой местного самоуправления общины, а прочная увязка действий местной власти с интересами государства осуществляется через службу главы соответствующего департамента. В Великобритании перед местной властью стоит более утилитарная задача – обеспечить эффективное управление, поэтому там местные власти, даже низшего уровня, могут управлять территорией с большим населением, чем в других странах власти графства/провинции. Начиная с 1970-х гг. финансовые трудности и изменившийся подход к вопросам управления вынуждают пересматривать сложившиеся отношения с центральной властью. Центральная власть стремится контролировать бюджет и расходы местных властей, а там, где общинная основа местной власти недостаточно сильна (как в Великобритании), контроль распространяется и на сферу услуг. В то же время в большинстве стран местным властям все чаще отводится роль выступающего от имени общественности покупателя услуг (что лучше всего может быть обеспечено частным сектором на конкурсной основе), а также роль местного института управления, чьи обязанности следовало бы сократить ввиду его перегруженности. В Великобритании местные власти также уступили многие из своих обязанностей неизбираемым местным кванго (quangos), создаваемым либо поддерживаемым центральным правительством, так что местная политическая жизнь все чаще видится как управление, при котором местная власть низведена до положения одного из многих действующих лиц. Прогнозируют, что роль местной власти в Англии сведется к роли "подрядчика" услуг, зажатого в тисках правил, установленных центральным правительством. В континентальной Европе, где местная власть строится строго по территориальному принципу, в Северной Америке и Скандинавии, где больше озабочены тем, как вдохнуть в управление новую жизнь нежели тем, как его приватизировать, автономия местной власти сохранится. Возможно, роль ее будет состоять не в непосредственной поставке услуг, а в определении местных потребностей, удовлетворить которые должны будут другие "поставщики".

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
165.29 кб

Политическое в местном самоуправлении

Анищенко В.А.
В статье рассматривается понятие «политическое» в философском аспекте и его историческом развитии. Ставя проблему таким образом, автор исследует вопрос о месте местного самоуправления в системе публичной власти.
Читать PDF
96.79 кб

Мудрость многих в местном самоуправлении

Лазарев Владимир Наумович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье рассматривается местное самоуправление как социальное пространство для мудрости многих, раскрываются представления о мудрости многих с позиции трансрациональной методологии научных исследований, выявляются особенности муд
Читать PDF
314.90 кб

Институциализация местного самоуправления

Еременко Л. А.
На основе социологического анализа определяются причины низкой социальной активности в самоорганизации населения и формирования структур местного самоуправления.
Читать PDF
215.80 кб

Местное самоуправление: власть и население

Попова Валерия Викторовна
Читать PDF
1.15 мб

Россияне о реформе местного самоуправления

Седова Наталья Николаевна
Natalia N. Sedova in her article reviews the development of the system of local self-government in Russia — the perception of the public, the public understanding of the capabilities and mechanisms of these institutions.
Читать PDF
230.70 кб

Диалектический тип местного самоуправления

Дуреев Сергей Петрович
Раскрывается диалектический тип местного самоуправления, основанный на единстве, гармонии духовной и светской властей.
Читать PDF
115.19 кб

Местное самоуправление в республике Бурятия

Петрова Елена Викторовна
Статья основана на эмпирическом материале, полученном автором в ходе проведения социологических исследований в Республике Бурятия в 2008 и 2010 гг.
Читать PDF
706.10 кб

Местное самоуправление и гражданское участие

Петухов В. В.
Анализ отношения населения к органам власти на местах, институтам местного самоуправления. В стране сформированы свыше 9 тысяч таких органов, в которых работают около 250 тысяч человек.
Читать PDF
145.01 кб

Гражданское участие в местном самоуправлении

Александров Александр Александрович, Тарбеева Ирина Сергеевна
Статья посвящена исследованию уровня информированности и практики участия населения города Екатеринбурга в местном самоуправлении.
Читать PDF
393.13 кб

Отношение населения к местному самоуправлению

Базаров А.Ц.
Статья отражает отношение населения к институту местного самоуправления.
Читать PDF
248.33 кб

Местное самоуправление в условиях либерализма

Дуреев Сергей Петрович, Дуреева Наталья Сергеевна
В статье рассматривается либеральный тип местного самоуправления, основанный на философии номинализма.
Читать PDF
229.35 кб

Местное самоуправление: опыт Парижской Коммуны

Некрасова Е. А.
Читать PDF
264.03 кб

Проблема субъектности в местном самоуправлении

Касьянова А. Н.
Читать PDF
601.68 кб

Представления россиян о местном самоуправлении

Бызов Л. Г.
В основе статьи лежат результаты исследования, проведенного ВЦИОМ во второй половине 2008 г. Процесс осознания обществом роли местного самоуправления в политической системе страны идет достаточно медленно и противоречиво.
Читать PDF
309.86 кб

Местное самоуправление в условиях глобализации

Дуреев Сергей Петрович
В статье показано, что идеология нового мирового порядка (NWO) как форма духовной власти предполагает формирование модели мира как универсум.

Похожие термины: