исторически обусловленная специфика мышления, обусловленная культурно-генетическим цивилизационным кодом.
Ментальность
Ментальность
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Ментальность
(лат. - ум, мышление, образ мыслей) - понятие "ментальность" было впервые введено в круг исследовательских проблем французскими историками "Новой исторической школы", издававшими с 1929 г. журнал "Анналы. Экономика. Общества. Цивилизации." Понятие "ментальность"зачастую трактуется как духовная атмосфера, духовный склад общества, умонастроения, стиль мышления и даже мировоззрения. Более перспективным видится подход к ментальности как бессознательной, неосознанной картине мира. При всем многообразии определений в их можно выделить общее - недопустимость отождествления ментальности с мировоззрением. Ментальные установки ориентации человека в мире не вполне или вовсе не осознаваемы, являются своего рода автоматизмами. Они формируются на основе психических реакций и умственных образов видения мира. При этом решающая роль принадлежит окружающей среде, религиозным верованиям, воспитанию. Ментальность присуща как различным этническим и социальным группам, так и отдельным историческим эпохам. Она чрезвычайно консервативна, меняется медленно, незаметно для ее носителей и осознается лишь тогда, когда появляется возможность увидеть пример другой ментальности.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Ментальность
(менталитет) - от лат. mens - ум, образ мыслей - совокупность установок сознания, привычек мышления, предрасположенность восприятия объективных явлений; в политологии - особенности политической оценки и политического поведения индивидов, социальных групп, политических партий и их лидеров, народа в целом, вытекающего из национально-исторических особенностей конкретного государства. Менталитет в значительной степени детерминирован культурой, традициями, обычаями, социально-политическими порядками в стране.
Впервые термин «ментальность» («менталитет») встречается в работах Р.Эмереона и затем у М.Пруста. В научный оборот этот термин введен Л. Леви-Брюлем в 1922г. Опираясь на базовое понятие Дюркгейма «коллективные представления». Леви-Брюль понимал под менталитетом совокупность эмоционально окрашенных социально-политических представлении. Такой подход был подхвачен М.Моссом, предложившим изучение ментальности как некой исторической тотальности, включающей данные из самых различных сфер жизни - политической, социальной, культурно-нравственной и др. Французский историк Ж.Лефевр впервые ввёл понятие «коллективный менталитет» в качестве объяснения при рассмотрении психологии массового политического поведения («политизированной массы»). Широкое методологическое и инструментальное применение ого понятие нашло в (рудах исследователей политической истории «школы Анналов» и в исторической антропологии (Лефевр, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби и др.), вылившись в изучение политической истории и политики вообще, по сути, в центральную категорию познания политической культуры и политических процессов общества. Менталитет часто рассматривается в широком и УЗКОМ смысле. В широком: как обобщенное понятие, обозначающее совокупность и специфическую форму организации, своеобразный конгломерат различных психологических, политических, социальных, культурных, специфически-национальных свойств и качеств при оценке сложных общественно-политических явлений и выработке адекватного политического поведения индивидов, групп, социальных слоев, представителей политической элиты (например, менталитет: грузинский, русский, немецкий, американский, японский, китайский и т.д.). В узком политическом смысле менталитет представляет собой общий для членов социально-политической группы или политической организации своеобразный политико-психологический тезаурус, позволяющий единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с устоявшимися в обществе нормами, традициями, образом политического поведения по собственному убеждению, а не по указанию правящей политической элиты. В этом случае общий менталитет сам по себе является организующим фактором, образующим особую политико-психологическую общность людей на основе единого для всех ее членов менталитета. (Тезаурус - однопорядковый, однозначный).
С функциональной социально-политической точки зрения общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности её существования и устойчивости политического поведения входящих в нес членов, прежде всего, в относительно стабильных, особенно в кризисных ситуациях. В подобных случаях возникает особый «кризисный менталитет» (или «аномическое, дезинтегрированное сознание») как выражение определенного этапа распада прежде устойчивых социально-политических образований, определяющих поведение людей в структуре сознания и в психике в целом. В отличие от докризисного, достаточно устойчивого и структурированного менталитета, кризисный носит потокообразный, неустойчивый (лабильный) характер. Менталитет такого типа, например, проявляется в ситуациях резкого перехода от тоталитаризма к демократии или, наоборот, от демократического прихода к власти национал-социализма в Германии в 1933 году, к установлению чудовищного по своей сути и последствиям тоталитарного национал-социалистического гитлеровского режима. То же можно сказать и о характере кризисных процессов установления тоталитарных режимов в Италии. Испании, маоистского режима в Китае, пиночетовской военной диктатуры в Чили и подобных им событий в ряде других стран.
Впервые термин «ментальность» («менталитет») встречается в работах Р.Эмереона и затем у М.Пруста. В научный оборот этот термин введен Л. Леви-Брюлем в 1922г. Опираясь на базовое понятие Дюркгейма «коллективные представления». Леви-Брюль понимал под менталитетом совокупность эмоционально окрашенных социально-политических представлении. Такой подход был подхвачен М.Моссом, предложившим изучение ментальности как некой исторической тотальности, включающей данные из самых различных сфер жизни - политической, социальной, культурно-нравственной и др. Французский историк Ж.Лефевр впервые ввёл понятие «коллективный менталитет» в качестве объяснения при рассмотрении психологии массового политического поведения («политизированной массы»). Широкое методологическое и инструментальное применение ого понятие нашло в (рудах исследователей политической истории «школы Анналов» и в исторической антропологии (Лефевр, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби и др.), вылившись в изучение политической истории и политики вообще, по сути, в центральную категорию познания политической культуры и политических процессов общества. Менталитет часто рассматривается в широком и УЗКОМ смысле. В широком: как обобщенное понятие, обозначающее совокупность и специфическую форму организации, своеобразный конгломерат различных психологических, политических, социальных, культурных, специфически-национальных свойств и качеств при оценке сложных общественно-политических явлений и выработке адекватного политического поведения индивидов, групп, социальных слоев, представителей политической элиты (например, менталитет: грузинский, русский, немецкий, американский, японский, китайский и т.д.). В узком политическом смысле менталитет представляет собой общий для членов социально-политической группы или политической организации своеобразный политико-психологический тезаурус, позволяющий единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с устоявшимися в обществе нормами, традициями, образом политического поведения по собственному убеждению, а не по указанию правящей политической элиты. В этом случае общий менталитет сам по себе является организующим фактором, образующим особую политико-психологическую общность людей на основе единого для всех ее членов менталитета. (Тезаурус - однопорядковый, однозначный).
С функциональной социально-политической точки зрения общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности её существования и устойчивости политического поведения входящих в нес членов, прежде всего, в относительно стабильных, особенно в кризисных ситуациях. В подобных случаях возникает особый «кризисный менталитет» (или «аномическое, дезинтегрированное сознание») как выражение определенного этапа распада прежде устойчивых социально-политических образований, определяющих поведение людей в структуре сознания и в психике в целом. В отличие от докризисного, достаточно устойчивого и структурированного менталитета, кризисный носит потокообразный, неустойчивый (лабильный) характер. Менталитет такого типа, например, проявляется в ситуациях резкого перехода от тоталитаризма к демократии или, наоборот, от демократического прихода к власти национал-социализма в Германии в 1933 году, к установлению чудовищного по своей сути и последствиям тоталитарного национал-социалистического гитлеровского режима. То же можно сказать и о характере кризисных процессов установления тоталитарных режимов в Италии. Испании, маоистского режима в Китае, пиночетовской военной диктатуры в Чили и подобных им событий в ряде других стран.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013