Менталитет

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Менталитет
совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений.

Источник: Политико-терминологический словарь

Менталитет
(Mentality, Нарк-насил) - умонастроение, связанные с ним жизненные позиции, модель поведения, свидетельствующая о степени личной и социальной независимости субъекта.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Менталитет
лат. ум, мышление, образ мыслей) – особый духовный склад, способ видения мира, отражающий устойчивые стандарты и стереотипы восприятия действительности на уровне не только сознательного, но и бессознательного.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Менталитет
(от лат. «mentalis» – умственный) – стереотипы мироощущения и поведения, характерные для данной группы (этнической, социальной и др.), склад ума и образ мышления, определяющие жизненную позицию, а также особенности ее проявления.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Менталитет
1) совокупность устойчивых верований, представлений, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад; 2| образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку или общественной группе.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

МЕНТАЛИТЕТ
совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

МЕНТАЛИТЕТ
-а, м. (позднелат. mentalis – умственный). Образ мыслей, стереотип мышления и духовных установок, присущих той или иной человеческой общности. На менталитет обывателя долгосрочные проекты не влияют, потому что их нынешняя жизнь ухудшается из-за инфляции, роста цен, ограничения доступа к образовательным и медицинским ресурсам (НГ. 2011.07.12).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

МЕНТАЛИТЕТ
совокупность материальных факторов бытия, этнических составляющих, мировоззренческих установок, поведенческих стереотипов, эмоционального и художественного восприятия, а также общественных настроений, проявляющихся в способах политического поведения, образе мышления и типе политической и общественной активности, стабилизирующих их и придающих ценностно-культурные свойства.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

МЕНТАЛИТЕТ
от англ. mentality - мысленный) - устойчивый мыслительный образ, обобщенное и распространенное представление о том или ином лице, социально- политическом институте, группе, организации и др. элементах социально-политической реальности.
Являясь формой выражения группового сознания, М. позволяет понять своеобразие восприятия и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса. В то же время он играет важную роль в обеспечении единства и целостности соответствующей группы в связи с утвердившимися в ней общими подходами, ценностями, нормами и образцами поведения. В социальной политике и практике необходимо внимательно учитывать своеобразный М. социальных, национальных, религиозных и др. групп, его устойчивость и инерционность, сложность, длительность и трудность изменения М. в процессе глубокого реформирования общественной жизни, недопустимость искусственного форсирования этого процесса и опасность возникновения при этом деструктивных последствий. Все это далеко не всегда, к сожалению, учитывалось в ходе реформирования российского общества.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

МЕНТАЛИТЕТ
(от лат. mēns, mentis — ум, мышление, рассудок, душа) — это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, которые характерны как для отдельных личностей, так и для общественных групп. Если речь идет о политическом М., то в таком случае мы имеем дело со знаниями и представлениями о политике. Д.В. Ольшанский в политико-психологическом смысле определяет М. как общий для членов социально-политической группы или организации своеобразный политико-психологический тезаурус («словарь», «лексикон», призму восприятия и осмысления мира). Действительно, определенный стиль мышления существует в различных политических культурах и субкультурах, оснащает принадлежащих к ним людей взглядами, настроениями, чувствами, позволяя им идентифицировать себя с определенными политическими ценностями. Понятие М. было впервые использовано и введено в употребление представителями историко-психологического и культурно-антропологического направлений Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блохом.
Согласно другим данным, данный феномен встречался в работах ученых и в более ранние времена. По некоторым источникам, этот термин упоминается еще раньше, в конце XVIII века в трудах И.Г. Гердера. Несколько позже проблема М. была сформулирована во французской научной среде и долгое время продуктивно разрабатывалась в основном во Франции. Ш. Блондель, А. Валлон и К. Леви-Стросс были одними из первых исследователей, уделивших должное внимание изучению феномена М. К. Леви-Стросс выделил в мышлении людей на всех этапах развития общества инвариантные структуры, представленные полярными качествами, например: черное — белое, доброе — злое и т.д. Впоследствии глубокий анализ понятия М. был предпринят представителями исторической школы «Анналов» Л. Февром, М. Блоком, Ф. Броделем, Д. Ле Гоффом. М. для них — системообразующий фактор исторического процесса. В России научная традиция изучения М. была заложена М.В. Ломоносовым, М.М. Щербатовым, Н.М. Карамзиным, П.Я. Чаадаевым, И.В. Киреевским, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, Н.Я. Данилевским и другими учеными. Ученый К.Г. Юнг также не обошел вниманием проблему М. Он рассматривал проблемы «коллективного бессознательного» и «архетипов». По мнению Юнга, они составляют глубокие корни личностной идентичности, носящие экзистенциальный характер и лежащие в основе М. Оценивая вклад ученого в разработку проблемы М., И.Г. Дубов высказывает мнение о том, что современная психология мало продвинулась в этом вопросе со времен К. Юнга.
До сих пор выявление неосознаваемой основы существующих национальных стереотипов поведения ведется в рамках психоаналитической традиции. В современных зарубежных исследованиях одним из первых развернутое определение М. дал Г. Бутуль в монографии «Менталитет». По мнению автора, М. — это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом логическими связями или же отношениями веры. М. в западных исследованиях в теории принятия решений и в системной теории рассматривается как система представлений, предположений, методов, действующих для одного человека или группы людей, которая создает серьезные предпосылки для дальнейшего усвоения и принятия этим человеком или группой людей прежних моделей поведения и принятия решений. М. может пониматься как шаблонное мышление, отсутствие личного мнения (стереотипы) или как система понятий и воззрений, парадигма. Также политический М. фактически может приравниваться к политической культуре или политической идеологии (например, у Фелдмана). В.В. Колесов выделяет следующие направления исследования феномена М.: логический, который преобладает на Западе; этносоциальный, соединяющий различные теории, например западных позитивистов и русских славянофилов; генотипический, который исходит из утверждения, что в каждом народе существует врожденный генотип; психоаналитический, опирающийся на фрейдистскую оппозицию «мужское-женское»; языковóй и психологический подходы. Т.С. Корнеева предлагает другое понимание современных направлений научных разработок проблемы М.: историко-антропологический подход, который дает возможность исследовать историю понятия М. через изучение древних памятников культуры как архетипических образов М.; социально-философский подход, где М. исследуется применительно к определенным группам людей; структуралистский подход, который предусматривает разделение духовно-исторических и антропологических явлений при сосредоточении внимания на априорных структурах человеческого бытия; этнологический и этнографический подход Л.Н. Гумилева и В. Захарова; психологический, который пронизывает все аспекты М.
В отечественной научной литературе содержание предметной области понятия М. включает в себя не только когнитивную сферу сознания — знания, убеждения, которыми обладает данная общность людей, но и ценностные факторы. В последнее десятилетие феномен М. исследуется в поле различных дисциплин. В «Экономической энциклопедии» под редакцией академика Л.И. Абалкина М. — это «уровень индивидуального и коллективного сознания в том или ином обществе, включая уровень бессознательного, совокупность установок, определяющих мысли, чувства индивидов или их групп, восприятие ими действительности, а также возможное поведение. В социологических исследованиях М. определяется как инвариантное ценностно-смысловое ядро сознания народа. В психологических исследованиях М. последних лет группа отечественных авторов опирается не только на категории психологии, выражающие те или иные стороны сознания, — мышление, память, восприятие, представление, установки, эмоции, воля, умонастроение, но и на более широкие категории. Таким образом, в настоящее время область научного знания, исследующая проблемы М., представляет собой достаточно противоречивое пространство. Различные зарубежные исследователи подчеркивают, что российский М. является консервативным, традиционным. Роль традиций, передающихся сквозь века из поколения в поколение, очень велика. Фактически они ослабляют способность людей критически мыслить и усваивать все новое, тормозят процесс ресоциализации. Например, поколениям, чья социализация проходила еще при советской власти, было трудно приспособиться к новым реалиям после распада Советского Союза. В этом свою роль сыграл также тот факт, что русскому человеку исторически чужд индивидуализм. Еще со времен крестьянских сельских общин в царской России люди решали проблемы «миром», всей общиной, тем самым снимая с себя личную ответственность. Люди ждут, что государство решит за них их проблемы, обеспечит их различными социальными гарантиями.
Ю.И. Воробьёва

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.24 кб

Политический менталитет современной студенческой молодежи Республики Башкортостан

Никифоров Ю. Н., Заманова Л. Б.
В данной статье рассматриваются теоретические основы и понятийный аппарат политического менталитета.
Читать PDF
126.05 кб

Российский управленческий менталитет в контексте административно-политических преобразований

Мельникова Ирина Васильевна
В статье автор рассматривает эволюцию российского политического менталитета, уделяя внимание российскому управленческому менталитету в настоящий период административно-политических преобразований в России.
Читать PDF
298.16 кб

Глобалистский и антиглобалистский менталитет

Нехамкин Валерий Аркадьевич
В работе сопоставляются два доминирующих менталитета и содержащиеся в них установки как на индивидуальном уровне, так и на уровне массового сознания, проанализирована их структура.
Читать PDF
1.62 мб

Российская политическая культура и национальный менталитет

Орлов Олег Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Российский менталитет в современной культурологии

Ромах Н. И., Полякова Т. А.
Читать PDF
142.78 кб

Российский менталитет в современнойкультурологии

Ромах Н. И., Полякова Т. А.
Читать PDF
246.65 кб

Генезис понятия менталитет

Полякова Т. А., Ромах Н. И.
Читать PDF
89.66 кб

Менталитет социокультурных обществ забайкальского края

Мантатов В. В., Ангархаев А. А.
Читать PDF
223.65 кб

Менталитет как социокультурный феномен

Южалина Наталья Сергеевна
Читать PDF
263.17 кб

Е. Н. Песоцкая. Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций в услов

Фетисова Т. А.
Читать PDF
9.33 мб

Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств евразийского экономи

Пальцев Андрей Иванович, Рябов Андрей Александрович
В статье анализируются геополитические контуры России, дается определение евразийского менталитета, являющегося общей цивилизационной основой для значительного числа государств постсоветского пространства.
Читать PDF
118.29 кб

Шведский менталитет глазами русских

Сызранцев Вячеслав Юрьевич
Статья посвящена проблеме формирования в России этнического стереотипа о шведской нации.
Читать PDF
95.71 кб

Современная Швеция: менталитет и стереотипы

Сызранцев Вячеслав Юрьевич
В статье рассматриваются предпосылки формирования у шведов определенных мировоззренческих представлений и самоощущения, описывается этнический стереотип шведов в глазах других наций.
Читать PDF
0.00 байт

Российский менталитет в дискурсе рыночной журналистики (к вопросу о потребностях и интересах совреме

Ерофеева Ирина Викторовна
Современная российская журналистика существует в жестких условиях рынка. Успешная реализация медиа-текста возможна только при адекватной апелляции к актуальным потребностям аудитории.
Читать PDF
106.01 кб

Влияние гуманитарной культуры на менталитет народа

Иконникова С. Н.

Похожие термины:

  • МЕНТАЛИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    это совокупность полученных знаний, ориентация, ценности и установки человека. При этом основные знания и представления человека о политике, его нормативные суждения о ней не являются лишь продук
  • МЕНТАЛИТЕТ В ПОЛИТИКЕ

    позднелат. mentalis умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реа
  • Этнический менталитет

    система культурно определенных и социально закрепленных символов и смыслов, стереотипов поведения и мышления, существенным образом отличающие одни модели поведения и мышления от других, система
  • Национальный менталитет

    термин, которым принято обозначать совокупность установок и предрасположенностей того или иного народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
  • БАНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ МЕНТАЛИТЕТОМ

    Определение, данное ОНЭКСИМБАНКУ его президентом В. Потаниным в 1995 г. В дальнейшем этот термин пытались применить к своим банкам и другие банкиры. Местная пресса называла ОНЭКСИМбанк и «банком пра