МАСОНСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Масонство
общественно-политическое движение, форма самоорганизации элиты глобального (реже — локального) центра капитала. В основе М. лежит фаустово соглашение.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

МАСОНСТВО
фр. francs-macons букв, вольные каменщики) - учение и практика религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и в России). Одной из основных своих целей М. ставило оказание "просвещающего" влияния на властные структуры и проникновение в них. Проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов специальной обрядностью и таинственностью. Считая Бога Великим архитектором Вселенной, масоны идентифицируют себя с его каменщиками, возводящими здание во славу и мудрость Бога. Масонские ложи существуют и в настоящее время в США, Франции и др. странах. Реальное влияние М. часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

Источник: Политология: Словарь-справочник

МАСОНСТВО
от фр. francs macons - вольные каменщики) - религиозно-этическое учение и движение (общество), возникшее в Англии в нач. XVIII в. и позднее распространившееся на многие другие страны; ставило перед собой задачу создания всемирной тайной организации в целях мирного объединения человечества в религиозно-этическое братство. Название, организацию, традиции и обряды масонство заимствовало у средневековых братств, орденов. Считая Бога великим архитектором Вселенной, масоны объявляют себя его каменщиками. Отсюда и символика масонства: циркуль, молоток, фартук. В качестве своих идеалов масоны называют равенство (перед Богом), свободу (прежде всего духовную), ограниченную строгими этическими нормами, братство (сначала масонов, а затем и всех людей). Проповедь человеческого самосовершенствования и просветительства сопровождалась в масонстве специальной обрядностью и таинственностью. Период наибольшего влияния масонства - XVIII - нач. XIX вв. [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 602-603].

Источник: Сводный словарь по политологии

Масонство
франкмасонство) (франц. franc mason, англ. free mason букв. «вольный каменщик»)
движение, возникшее в начале 18 столетия в Великобритании, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе. Первая ложа (Великая ложа) основана в Лондоне 24 июня 1717. Из Великобритании распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны пользовались в 18 - первой трети 19 в. большим влиянием. Во Франции масоны сыграли видную роль в подготовке Великой французской революции. В странах, где господствующей была католическая церковь, масоны нередко подвергались преследованиям. «Масонскими» в Италии, Испании и некоторых других католических странах называли либеральные партии. Масонская метафизика, символика оказали большое влияние на культуру и искусство (опера В. А. Моцарта «Волшебная флейта», собор Св. Павла в Лондоне, некоторые церкви в Москве, дизайн долларов США и др.). В России получили распространение практически все масонские системы, которые были в ходу в Западной Европе. Это английская, шведско-берлинская, шведская, французская системы и, конечно же, розенкрейцерство. Помимо этого возникали и свои - «национальные» - системы, получившие названия по именам их создателей. Это, например, системы Салтыкова, Фесслера, иногда говорят о специальной масонской степени «духовного рыцаря» И. В. Лопухина, или особой системе И. П. Елагина.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Масонство
светское духовное посвятительное братство. Возникновение современного М. восходит к началу XVIII в., когда четыре лондонские ложи приняли решение о своем объединении и создании общенациональной Объединенной Великой ложи Англии, пользующейся авторитетом в масонском мире как материнская по отношению ко всем регулярным великим ложам, существующим в других странах. Как пишут о себе сами масоны, их организация тайная, поскольку членство в ней не афишируется, но не секретная, ибо она открыта для вступления в нее всех, кто разделяет базовые принципы М., и не преследует никаких скрытных и вредных для общества целей. От своих адептов М. требует патриотизма и лояльности законной власти. Дискуссии на любые темы, которые могут внести раскол в братскую среду, например диспуты о политике и вере, в собраниях лож прямо запрещены.
М. представляет собой духовную организацию, так как ставит перед собой главной целью развитие высоких душевных качеств своих членов («обработка грубого камня», «совлечение с себя ветхого Адама», «строительство Храма в душе своей») и прогресса человечества на путях его духовного совершенствования. Масону надлежит быть «свободным и добрых нравов».
Хотя в масонской среде не допускаются политические дебаты, братство не ограничивает участие своих членов в политической деятельности в их обычной («профанской») жизни. В прошлом многие масоны были весьма политически активны, что и породило множество конспирологических гипотез о «масонском заговоре», «тайном мировом правительстве масонов» и т. п. Масоны участвовали в подготовке и осуществлении Французской революции, ее лозунг и девиз современной Французской Республики «Свобода, равенство и братство», как и название века Просвещения (по-французски буквально «Век Света»), имеют масонское происхождение. Масонскими идеями подпитывалась война за независимость Соединенных Штатов, их духом проникнута Конституция США.
История свидетельствует, что многие правители – Наполеон во Франции, Екатерина II, Павел I и Александр I в России – на пути к власти и в начале правления активно пользовались предложениями масонов и взаимодействовали с ложами, а потом, укрепив свое положение, резко порывали с ними, вплоть до полного запрета их деятельности. (Ф.В. Шелов-Коведяев)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Масонство
религиозно-нравственное движение, стремившееся выполнять и ряд политических функций, возникшее в начале XVIII века в Англии и быстро распространившееся в Европе и в России. Оно выдвигало идеал космополитического братства, политической и религиозной толерантности, внутреннего нравственного совершенствования личности. В России практически получили развитие все масонские системы Западной Европы. Это: английская, шведско-британская, французская системы и др. Помимо этого возникали и свои «национальные» системы по именам их создателей, например, системы Салтыкова, Фесслера, Лопухина, идеолога «особой» системы И.П.Елагина и др.
Масонство в России выражало формирующуюся самостоятельную гражданскую инициативу. Существуют версии, что первые масонские ложи были открыты Паром Великим после его заграничного путешествия в 1717 году. В этих ложах Пар Первый был первым надзирателем «Лефорт - управляющим мастером, а Феофан Прокопович - оратором»; политическая тематика, и прежде всего, обоснование самодержавной власти, была одной из ведущих тем российского масонства.
Позже в Москве в конце 1780 гола была организована «тайная сциентифическая» масонская ложа «Гармония», в состав которой вошли князь И.И.Трубецкой, Н.И.Новиков, М.М.Херасков. И.П.Тургенев. А.М.Кутузов, И.Г.Шварц, князь А.А.Черкасский, князь П.Н.Енгалычев. Термин «сисптифичсский» указывал на поиски «истинной» формы масонства в приобретении самостоятельности в решении многих вопросов, в том числе и политического характера.
Во время и после войны 1812 года в русском обществе обострились национально-политические чувства, что не преминуло сказаться на характере масонской деятельности и, прежде всего, в том, что в организационном строении играла определяющую роль, как тогда говорили «русская партия». Идеи либерализма и демократизма стали всё активней проникать и в масонские ложи. Идеи свободы, особенно свободы политической, идеи самоуправления, а в конечном итоге и в организации гражданского общества в стране, в этот период начинают звучать все более отчетливо. Они во многом перекликались с либеральными идеями начала царствования Александра Первого и радикализмом части русского общества после войны 1812 года. Многие масоны все настойчивей подчеркивали политический характер масонства, способного решать коренные вопросы о власти. Разумеется, правительство было осведомлено о тех братьях, которые пытались вести политическую работу тайным образом. В итоге 1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт на имя графа В.П.Кочубея о закрытии всех масонских лож в России. После этого масонские братья собирались тайно, при этом наиболее полная информация о характере философских и социально-политических взглядов русских масонов относится именно к описанному периоду. (См.: Масонство в его прошлом и настоящем. В 2-х тт. М.,1914-1922).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

МАСОНСТВО
(от фр. Franc‑masonnerie, англ. Freemasonry – франкмасонство, или братство вольных каменщиков) – это всемирная тайная религиозно‑политическая организация (общество), ставящая своей целью мировое господство путём соединения государств в одно всемирное (под собственным руководством; см. также Новый мировой порядок), а также соединение всех существующих религий в единую масонскую систему вероучения; тем самым, согласно М., будет построен «земной Эдем (рай), золотой век, царство любви и истины, царство Астреи (Богини справедливости)». Но поскольку Господь разделил народы на страны, дав им свои языки и традиции, то тайный смысл масонского учения – борьба с этим, установленным Богом порядком, то есть борьба с любой естественной традицией. Считается, что своё название масоны взяли от «братства вольных каменщиков» – строительных товариществ, возникших в Германии в XII или XIII в., сыгравших важную роль в развитии так называемого готического архитектурно‑строительного стиля. В XVII в. строительные товарищества пришли в упадок, а в XVIII в. британские олигархи воспользовались «оболочкой» этих строительных товариществ и образовали масонский союз символических строителей духовного дела. Своими идейными корнями М. уходит к древним иудейским сектам, а также к опыту более поздних религиозно‑политических образований – орденов Тамплиеров, Розенкрейцеров и Иллюминатов. М. организации могут иметь разные названия (например, «Совет 13», «Совет 33», «Великий Восток», «Трёхсторонняя комиссия», клубы «Римский», «Бильдербергский», «Ротари», «Львов», «Взаимодействие», «Магистериум», «Реформа», «Орден Орла», «Взаимодействие», «Международный русский клуб», «Великая ложа России» и т. п.), могут декларировать самые гуманные и человечные цели («свободу, равенство, братство», «царство справедливости»), но истинная суть М. всегда одна. Согласно исследователю масонства С. А. Нилусу, М. есть «тайное общество христоотступников… имеющее целью разрушение монархической государственности и Церкви Христовой; это антицерковь, или церковь сатаны…». Сатанизм, отпочковавшись от каббалистических сект иудаизма, стал уже к XVIII в. одним из влиятельнейших течений М. Сатанинские ритуалы как идейное ядро М. почти открыто признали такие влиятельные вожди «вольных каменщиков», как А. Пайк (культ Бафомета), Е. Блаватская (люциферианство), А. Кроули (поклонение антихристу). Поэтому Православная Церковь разоблачает М., исторически противостоит ему. Так, 15/28 августа 1932 г. в день Успения Божией Матери Архиерейский собор РПЦЗ разослал окружное послание о масонстве, в котором говорилось: «Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы и намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру. Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальною государственностью и особенно государственностью христианскою». Собор принял решение «осудить масонство как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности», а также «все сродные с масонством учения и организации: теософию, антропософию, “Христианское знание” и ИМКА». Собор «вменил в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди, не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений, и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснить таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства или сродных с ним учений, или, если они этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причастия и при дальнейшей неприкаянности будут отлучаться от Св. Церкви». М. создавалось британскими олигархами как определённый механизм управления государствами, и в первую очередь самой Великобританией и США. Благодаря М. англосаксонская олигархическая оккупация всех народов христианского мира явно не видна и поэтому непонятна широкой общественности, так как национальные представители – масоны‑политики воспринимаются как свои, но на самом деле служат они не своему народу, а М. Масоны управляют партийным строительством и одновременно оппозиционными движениями во всех подконтрольных государствах, выполняют функцию «отдела кадров» для политиков и чиновников высшего звена всего Западного мира, контролируют практически все современные религиозные секты и протестантские Церкви, СМИ, некоммерческие, общественные и международные организации. Масоны высокомерно считают себя элитой, а всех непосвящённых – профанами и толпой. При всём разнообразии и кажущейся их независимости все масонские организации объединены в единое целое. Структура современного М. подобна структуре древнего египетского жречества и имеет вид пирамиды управления с разными степенями (градусами) посвящения. Неиудей может быть масоном только нижних степеней. Один из основных принципов М. – это принцип невидимых начальников, которым каждый масон даёт клятву беспрекословного подчинения. То есть масоны любых степеней посвящения никогда не знают своё место в масонской иерархии. Они знают только то, что внизу, и непосредственно высший уровень. М. – самая мощная политико‑религиозная структура (супермафия) всех времён и народов, к середине XX в. масонские организации стали доминирующей политической силой в мире. Всё, что натворили англосаксы в последние десятилетия (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, Украина, Сирия) – на совести масонских иерархов, выработавших технологии подготовки войн и революций в нужных регионах. Структура М. оттачивалась столетиями, и переиграть её изнутри практически невозможно. Например, Ватикан несколько сотен лет засылал своих агентов в масонские структуры, но дело закончилось тем, что многие католические иерархи сами стали масонами. Успех М. связан ещё и с тем, что оно всегда тесно взаимодействует со спецслужбами и правительственными структурами США и Великобритании. В России М. причастно к организации восстания декабристов в 1825 г., революций 1905, 1917 гг., а также к развалу СССР. В связи с деструктивной деятельностью М. в России периодически запрещалось, подвергалось гонениям, например при Екатерине II, Александре I, при Сталине. Масонами высоких степеней посвящения были многие президенты США, Франции и Италии, премьер‑министры Великобритании, канцлеры Германии, а также многие известные политики прошлого. Популярными эмблемами М. являются молоток, наугольник и циркуль; общий символ мирового М. – пятиугольная звезда (пентаграмма). В настоящее время М. существует во всех государствах Европы и Америки. Ложи (масонские общества) каждой отдельной страны составляют «гроссложу», или «главную, великую ложу», а провинциальные ложи подчинены «гроссложам». Общая численность «вольных каменщиков» в мире, по разным оценкам, достигает от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов человек, причём наибольшая – в США. Таким образом, М. превратилось в доминирующую политико‑религиозную силу современности, в реальный центр управления мировыми политическими процессами, получивший у публицистов название «мировой закулисы». Постоянным спонсором М. столетиями выступает международная финансовая олигархия, корнями восходящая к финансовым кланам Венеции и Генуи, позднее перекочевавшим в Великобританию, Швейцарию и США. М. объединяет финансовых олигархов, религиозных иерархов, политиков, представителей творческой и научной интеллигенции, авантюристов и меценатов. Все важнейшие политические решения подготавливаются и принимаются в кулуарной тиши масонских лож, где пишутся конституции и законы стран «демократии», а все три «независимые» ветви власти находятся под полным контролем М. На «демократических выборах» в странах Запада людям разрешается выбирать, но строго из предложенного масонами набора кандидатов. В руках масонских манипуляторов народ является статистом, наивно тешащим себя иллюзиями свободы и демократии. Организационно противодействовать М. могут только мощные государственные спецслужбы (например, КГБ СССР). Исследованием феномена М. в русской общественной мысли занимались: Г. В. Бостунич, В. С. Брачев, Г. В. Вернадский, В. Ф. Иванов, митр. Иоанн (Снычев), Н. Е. Марков, М. В. Назаров, С. А. Нилус, О. А. Платонов, А. Н. Пыпин, В. И. Старцев, В. Н. Терлецкий, С. Д. Толь и др. Исследованием М. занимался и ряд западных авторов: Э. Саттон, Г. Ках, Н. Хаггер, Дж. Колеман и др. В Европе начала XXI в. с М. политически уже никто открыто не противоборствует, а духовно противостоит только Православная Церковь и её адепты. И пока прочна духовная скала – Православие, нет и не будет у М. полной власти над людьми.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
101.15 кб

«Мягкая сила» масонства

Корнута Игорь Васильевич, Асонов Николай Васильевич
В статье анализируются два направления «мягкой силы», применяемой международным масонством для реализации своих политических интересов, представленных в декларативной и латентной форме.
Читать PDF
266.63 кб

Этика русского масонства

Назарова Ю. В.
Рассматривается этико-религиозная концепция русского масонства, выделяются ее основные принципы и правила, анализируется идейное влияние масонства на русскую культуру и философию, а также на развитие идей либерализма в России.
Читать PDF
405.79 кб

Влияние масонства на идеи русского либерализма в начале XX века

Назарова Юлия Владимировна
Посвящена философскому анализу влияния этико-религиозных и социально-политических взглядов русского масонства на идеи либерализма и законотворческую деятельность конституционно-демократической партии в начале XX в. в России.
Читать PDF
661.83 кб

Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII-XIX веков: попытка определения

Халтурин Юрий
В статье предпринимается попытка определить характер мировоззрения русских масонов конца XVIII начала XIX века. Автор критически анализирует концепцию «христианского мистицизма» применительно к русскому масонству.
Читать PDF
30.58 мб

Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв

Нутрихин Роман Владимирович

Похожие термины:

  • Масонство (франкмасонство)

    квазирелигиозное, этическое движение, учение и практика тайных орденов и организаций (лож), проповедующих идеи служения непрекращающемуся социальному прогрессу, а также идеи свободы, братской лю
  • МАСОНСТВО ФРАНКОМАСОНСТВО

    (от франц., вольный каменщик) – 1) учение и практика секретной всемирной космополитической организации; 2) морально-этическое движение, провозгласившее «объединение людей на началах братства, любв