Marcuse) (1898-1979)
немецко-американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. В 1960-х гг. выдвинул идею о том, что рабочий класс утратил революционную роль, которая перешла к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые национальные меньшинства и т. п.) и радикальным слоям студенчества и интеллигенции. Концепции Маркузе во многом определили идеологию левоэкстремистских элементов на Западе.
МАРКУЗЕ Герберт
Маркузе, Герберт
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
МАРКУЗЕ Герберт
1898-1979) — выдающийся немецко-американский ученый, один из представителей критической теории, заложившей теоретическую основу студенческого движения 60-х годов и движения «новых левых». С 1933 г. — в Швейцарии, с 1934 г. — профессор политологии в США. Автор терминов «одномерное общество» (под которым понимается современное общество потребления) и «одномерный человек» (сформированный СМИ, рекламой и модой). Основные работы: «Разум и революция» (1941); «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955); «Одномерный человек: исследование по идеологии развитого индустриального общества» (1964); «Культура и общество» (1964); «Эссе об освобождении» (1969); «Контрреволюция и бунт» (1972).
Источник: Новейший политологический словарь
МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898- 1979)
немецко-американский философ и социолог. Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований и создателей "критической теории общества".
Согласно М. развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным социально-критическим отношением к обществу. По М., рабочий класс Запада интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революционную роль. В этих условиях революционная инициатива переходит в рамках "развитого" общества к "аутсайдерам" (люмпены, безработные, национальные меньшинства), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. Носителями революционной инициативы в глобальном масштабе выступают обездоленные массы "бедных" стран, противостоящие "богатым" (западные и развитые социалистические страны).
Основные работы: "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1979).
Согласно М. развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным социально-критическим отношением к обществу. По М., рабочий класс Запада интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революционную роль. В этих условиях революционная инициатива переходит в рамках "развитого" общества к "аутсайдерам" (люмпены, безработные, национальные меньшинства), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. Носителями революционной инициативы в глобальном масштабе выступают обездоленные массы "бедных" стран, противостоящие "богатым" (западные и развитые социалистические страны).
Основные работы: "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1979).
Источник: Политология: Словарь-справочник
МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ
(Marcuse, Herbert) (1898–1979) Немецкий философ. Представитель Франкфуртской школы (Frankfurtschool), критической теории (critical theory). Убежав от нацистского преследования, в 1934 г. поселился в США. Был горячим сторонником студенческих и негритянских движений 1960-х гг., получил известность как "отец" новых левых (new left). Утверждая, что "задачей теории" является "освобождение практики" (1928), призывал к перестройке марксистской общественно-исторической теории. Основа его взглядов – попытка синтеза идей Гегеля (Hegel), Маркса (Marx) и Фрейда (наиболее значительная работа, посвященная Фрейду, – "Эрос и цивилизация" (1955). Маркузе отказался от экономического детерминизма, противопоставив ему возможности человеческого потенциала. Бытие и сознание – диалектические "партнеры", ни один из них не обладает первичностью в отношении другого. Переделывая мир, люди преобразуют себя: его учитель Хайдеггер (Heidegger) назвал это "подлинным бытием". В этом плане Маркузе явился предшественником таких представителей феноменологии, как Сартр и Мерло-Понти. В книге "Одномерный человек" (1964) Маркузе показал, что технически развитое общество способно сдерживать революционные силы путем ассимиляции рабочего класса. Оно достигает этого, стимулируя потребительство, создавая "ложные потребности", усугубляя отчуждение и создавая систему, где люди, будучи порабощены, верят в то, что свободны ("воображаемая свобода"). В работе "Репрессивная терпимость" (1965) Маркузе доказывал, что либеральная демократия, устанавливая параметры политической полемики, тем самым блокирует всякую подлинную критику (хотя это можно отнести к разряду нефальсифицируемых утверждений (unfalsifiable statement). Маркузе приветствовал движение "новых левых" за его конфронтационную политику и провозглашение "новой чувственности". Это движение должно было играть роль катализатора как для рабочего класса, так и для революционных сражений третьего мира. События 1968 г. Маркузе считал инстинктивным актом освобождения.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь