Манипулятор
Манипулятор
в ИМ лицо, осуществляющее манипулирование сознанием. Например, в архетипе «Ученик» М. — лжеучитель, дающий Ученику ложные указания. М. пользуется тем, что основу информационной борьбы составляет диалектическое противоречие — борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. М. может использовать в своем сообщении Ученику ту сторону, тенденцию, которая ему более выгодна. Таким образом, М. формирует у Ученика одностороннее представление об Объекте. В зависимости от него Ученик наказывает или поощряет Объект, реализуя подавляющий архетип метанойи. Существуют объективные предпосылки к усилению роли М. в информационной борьбе. С одной стороны, узкая специализация заинтересованных лиц недостаточна для того, чтобы поддерживать квалификацию на должном уровне. С другой стороны, человек с узким кругозором поддастся манипулированию со стороны многочисленных экспертов в других областях, т. к. не может проверить достоверность их указаний. Ведь для этого нужен широкий кругозор, часто университетское образование. Одна из задач теории ИМ состоит в том, чтобы понять, насколько эффективно эксперт-технократ может воздействовать на ход событий, как применяет свои возможности в организации.