МакдональдизацияМАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернардо

МАКИАВЕЛЛИ Никколо

Найдено 4 определения термина МАКИАВЕЛЛИ Никколо

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Макиавелли (Макьявелли) Никколо

1469–1527) – итальянский политический мыслитель, писатель (комедия “Мандрагора” и другие). Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть (идея отражена в произведении “Государь” и других). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин “макиавеллизм” для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: словарь персоналий

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527)

итальянский политический мыслитель.

В работах "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: "Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам". Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.

Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ.

Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и "распущенность"), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.

В "Государе" Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. "Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу". Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.

Широкое распространение получил термин "макиавеллизм", под которым понимается модель политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

Макиавелли, Никколо

1469 -1527)

итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520-1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524). Считается основателем политической теории элит (элитизма). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть («Государь», 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Его основанием является тезис: «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: «Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ. Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия, олигархия, аристократия, монархия. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил. В «Государе» Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. «Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу». Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

(Machiavelli, Niccolo) (1469–1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии Флоренции. Будучи участником флорентийских дипломатических делегаций, познакомился с ведущими политическими деятелями своего времени, среди которых особо следует выделить Чезаре Борджиа, Максимилиана I (императора Священной Римской империи) и папу Юлия II. Вслед за вторжением во Флоренцию и возвратом к власти семейства Медичи Макиавелли был отстранен от должности и брошен в тюрьму за участие в заговоре. В 1513 г. выпущен на свободу и пытается устроиться политическим советником к новому папе, ставленнику Медичи (Джованни), которому посвятил свою книгу "Государь" ("The Prince"). Потерпев неудачу на политическом поприще, Макиавелли обращается к занятиям наукой вместе с группой "литераторов", составивших кружок "Сады Ручеллари". В этот период он написал среди прочего три "Трактата" ("Discourses") (завершены в 1519 г.). о первых десяти томах истории Рима Ливия. С 1521 г. и до конца жизни Макиавелли работал над заказанной ему историей Флоренции. Главное, что привнес Макиавелли в политическую науку, изложено им в труде "Государь" и в "Трактатах". Обе книги можно рассматривать как изложение условий, необходимых для поддержания политической стабильности при двух различных формах государственного устройства (княжества и королевства в "Государе" и республика в "Трактатах"); в них обсуждаются одни и те же темы, даются схожие советы политическим лидерам: они должны поддерживать власть, а также добиваться славы, чести и богатств для правителей и их народов. По сути книги посвящены рассмотрению одной темы: что требуется от тех, кто стоит у власти, для того чтобы обеспечить все эти блага. Ответ Макиавелли покоится на взаимодействии двух ключевых классических представлений – фортуны (fortune) и доблести (virtu). Представление о фортуне Макиавелли унаследовал скорее от римлян, чем от христиан. Судьба на языке Макиавелли – это не синоним "рока" или "провидения". Это скорее "сила", с которой государство должно "заключить союз", чтобы достичь величия. Макиавелли, считает, что государи (а в республиках все граждане в целом) должны сделать все необходимое, дабы сохранить свободу и стяжать славу для государства. Это уже свойство доблести. Доблесть, когда может, использует удачу и судьбу, но обладающие ею государи совершат великие дела, даже без помощи удачи и судьбы. В мире зла, предупреждает Макиавелли, мудрый государь должен понимать, что не всегда благоразумно поступать, исходя из общепринятых правил личной морали. В своих действиях государь должен руководствоваться только необходимостью. Большая часть книги "Государь" посвящена примерам (взятым в основном из дипломатической практики самого Макиавелли) искусства политического руководства: государь должен быть хитрым, как лис, и сильным, как лев; ему следует избегать людской ненависти и внушать благоговение; он должен неуклонно являть собой образец благородства и добродетели, независимо от его поступков; государь должен быть готов действовать жестоко. Если "Государь" посвящен тому, какими должны быть правители, то в "Трактатах" больше внимания уделяется требованиям к гражданам. Главный тезис Макиавелли в "Трактатах" состоит в том, что свобода есть необходимая предпосылка для накопления мощи и богатств. Поэтому основная политическая задача республики – это защита свободы, которая прежде всего требует от всех граждан высочайшей "добродетели". Какая роль выпадает на долю правителей в республике? Ответ Макиавелли таков: они должны так организовать государство, чтобы способствовать развитию добродетели своих граждан и предотвращать коррупцию (в виде подмены общих интересов частными или всякого безразличия). Для этого нужны люди, обладающие незаурядными достоинствами, а также теми качествами, которые детально описаны в "Государе". Государство, добавляет Макиавелли, способно отстоять свою свободу путем установления господства над другими государствами, для чего необходимы многочисленное население, вооруженные отряды граждан (милиция) и сильные союзники. С точки зрения внутреннего устройства, сильная республика характеризуется мудро составленной конституцией и основными институтами (ordini), главная задача которых – способствовать развитию гражданского патриотизма, необходимого для защиты свободы. Центральное место отводится государственной поддержке церковного богослужения, направленной на то, чтобы побуждать людей стремиться к совершенству и славе. Впрочем, Макиавелли самым решительным образом настаивает на том, что религия Рима справляется с этой задачей лучше, чем христианство с его расслабляюще действующими идеалами, такими как благочестие, смирение и общая отрешенность от мира сего. Макиавелли отрицает также традиционное для христианства утверждение социальной гармонии, подчеркивая практическую ценность сохранения различия между богатыми и бедными сословиями. Боясь господства одного социального слоя над другим, Макиавелли обращается к идее "смешанного устройства": не аристократического и не демократического, а включающего элементы того и другого. Аналогичным образом, законы должны создаваться не только для защиты богатых (например, запрещение клеветы) и народных масс (например, ограничение положений о чрезвычайных полномочиях), но и для того, чтобы во избежание междоусобиц держать народ в бедности. Макиавелли и сейчас остается фигурой непостижимой. Как замечает Сабин: "Его представляли полнейшим циником, страстным патриотом, ярым националистом, политическим иезуитом, убежденным демократом и беспринципным искателем милостей у деспотов". Столь же противоречивые оценки вызывают и его труды. Авторы из числа гражданских республиканцев (например, Скиннер, Пококк) видят в Макиавелли представителя возрождения ценностей классического гуманизма. Штраус и его сторонники (например, Мэнсфилд), напротив, видят в Макиавелли ключевую фигуру в истории философии политики, поскольку в качестве определяющего предмета политических исследований он поставил "свободу" выше "естества". С их точки зрения, Макиавелли является первым современным политическим философом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме МАКИАВЕЛЛИ Никколо — 0

Найдено научныех статей по теме МАКИАВЕЛЛИ Никколо — 0

Найдено книг по теме МАКИАВЕЛЛИ Никколо — 0

Найдено презентаций по теме МАКИАВЕЛЛИ Никколо — 0

Найдено рефератов по теме МАКИАВЕЛЛИ Никколо — 0