МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Макиавелли (Макьявелли) Никколо
1469–1527) – итальянский политический мыслитель, писатель (комедия “Мандрагора” и другие). Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть (идея отражена в произведении “Государь” и других). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин “макиавеллизм” для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

1469-1527) — итальянский государственный деятель, военный теоретик, историк, теоретик политики, писатель, поэт. Огромный опыт государственной деятельности стал основой для разработки им оригинальной теоретической концепции. Макиавелли первым в истории научной мысли выделил политику в особую, самостоятельную область практической деятельности, отделив от нее сферу морали (религии). В своем главном труде «Государь» (1513) в качестве нормы политического действия Макиавелли провозглашал положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; считая при этом подлинной целью государя «общее благо», подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517) обосновал преимущества республиканского образа правления. Автор термина «государство». Среди других политических и исторических сочинений Макиавелли — «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (1503); трактат «О военном искусстве» (1521); «История Флоренции» (1532) и др. Работы Макиавелли оказали значительное влияние на развитие европейской политической мысли Нового времени. Цитата: «Ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами». Макиавелли Н. «Государь»

Источник: Новейший политологический словарь

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

1469 - 1527) - видный итальянский политический деятель, писатель и дипломат. М. родился во Флоренции, в древней, но обедневшей дворянской семье; получил образование в духе гуманизма. После изгнания Медичи и создания Флорентийской республики М. в 1498 был назначен секретарем "Совета десяти", ведавшим иностранными и военными делами, и занимал этот пост в течение 14 лет. В эти годы М. выполнил ряд ответственных дипломатических поручений. Выполняя эти поручения, М. имел возможность наблюдать выдающихся политических деятелей и ознакомиться во всех тонкостях с дипломатической практикой своего времени. На основании глубокого изучения положения Италии М. сделал свои выводы о причинах ее слабости и упадка, изложенные впоследствии в его политических сочинениях. В 1512, после восстановления власти Медичи во Флоренции, М. был отрешен от занимаемой им должности и некоторое время спустя арестован за участие в заговоре против Медичи, но вскоре освобожден. После освобождения М. поселился в своем имении в селении Сан-Кашьяно, где написал свои основные политические сочинения, в т. ч. трактат "Государь" (1513), в котором он сформулировал свою теорию дипломатического искусства, а также идею государства как высшего начала. М. выдвинул "государственный интерес" в качестве основного принципа политики, оправдывающего любые, даже самые неблаговидные, средства для достижения цели. Он писал: "... Опыт нашего времени показывает, что великие дела творили как раз государи, которые мало считались с обещаниями, умели хитростью кружить людям головы и, в конце концов, одолели тех, кто полагался на честность... Бороться можно двояко: один род борьбы - это закон, другой- сила; первый свойственен человеку, второй - зверю. Так как, однако, первого очень часто недостаточно, приходится обращаться ко второму... Государь должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастия, и... не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо..." Изображая с открытым цинизмом своего "государя", М. вскрыл подлинные основы "реалистической" политики самодержавной власти, прикрывающей свои действия принципом "государственного интереса". Маркс указывал: "...начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и т. д. и т. д. в новейшее время, не говоря уже о более ранних авторах, сила изображалась как основа права; благодаря этому теоретическое рассмотрение политики освободилось от морали..." Имя М. стало нарицательным, и слово "макиавеллизм" явилось синонимом политики, не останавливающейся ни перед какими средствами для достижения успеха.

Источник: Дипломатический словарь

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527)
итальянский политический мыслитель.
В работах "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: "Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам". Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.
Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ.
Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и "распущенность"), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.
В "Государе" Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. "Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу". Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.
Широкое распространение получил термин "макиавеллизм", под которым понимается модель политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

Макиавелли, Никколо
1469 -1527)
итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520-1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524). Считается основателем политической теории элит (элитизма). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть («Государь», 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Его основанием является тезис: «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: «Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ. Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия, олигархия, аристократия, монархия. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил. В «Государе» Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. «Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу». Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
(Machiavelli, Niccolo) (1469–1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии Флоренции. Будучи участником флорентийских дипломатических делегаций, познакомился с ведущими политическими деятелями своего времени, среди которых особо следует выделить Чезаре Борджиа, Максимилиана I (императора Священной Римской империи) и папу Юлия II. Вслед за вторжением во Флоренцию и возвратом к власти семейства Медичи Макиавелли был отстранен от должности и брошен в тюрьму за участие в заговоре. В 1513 г. выпущен на свободу и пытается устроиться политическим советником к новому папе, ставленнику Медичи (Джованни), которому посвятил свою книгу "Государь" ("The Prince"). Потерпев неудачу на политическом поприще, Макиавелли обращается к занятиям наукой вместе с группой "литераторов", составивших кружок "Сады Ручеллари". В этот период он написал среди прочего три "Трактата" ("Discourses") (завершены в 1519 г.). о первых десяти томах истории Рима Ливия. С 1521 г. и до конца жизни Макиавелли работал над заказанной ему историей Флоренции. Главное, что привнес Макиавелли в политическую науку, изложено им в труде "Государь" и в "Трактатах". Обе книги можно рассматривать как изложение условий, необходимых для поддержания политической стабильности при двух различных формах государственного устройства (княжества и королевства в "Государе" и республика в "Трактатах"); в них обсуждаются одни и те же темы, даются схожие советы политическим лидерам: они должны поддерживать власть, а также добиваться славы, чести и богатств для правителей и их народов. По сути книги посвящены рассмотрению одной темы: что требуется от тех, кто стоит у власти, для того чтобы обеспечить все эти блага. Ответ Макиавелли покоится на взаимодействии двух ключевых классических представлений – фортуны (fortune) и доблести (virtu). Представление о фортуне Макиавелли унаследовал скорее от римлян, чем от христиан. Судьба на языке Макиавелли – это не синоним "рока" или "провидения". Это скорее "сила", с которой государство должно "заключить союз", чтобы достичь величия. Макиавелли, считает, что государи (а в республиках все граждане в целом) должны сделать все необходимое, дабы сохранить свободу и стяжать славу для государства. Это уже свойство доблести. Доблесть, когда может, использует удачу и судьбу, но обладающие ею государи совершат великие дела, даже без помощи удачи и судьбы. В мире зла, предупреждает Макиавелли, мудрый государь должен понимать, что не всегда благоразумно поступать, исходя из общепринятых правил личной морали. В своих действиях государь должен руководствоваться только необходимостью. Большая часть книги "Государь" посвящена примерам (взятым в основном из дипломатической практики самого Макиавелли) искусства политического руководства: государь должен быть хитрым, как лис, и сильным, как лев; ему следует избегать людской ненависти и внушать благоговение; он должен неуклонно являть собой образец благородства и добродетели, независимо от его поступков; государь должен быть готов действовать жестоко. Если "Государь" посвящен тому, какими должны быть правители, то в "Трактатах" больше внимания уделяется требованиям к гражданам. Главный тезис Макиавелли в "Трактатах" состоит в том, что свобода есть необходимая предпосылка для накопления мощи и богатств. Поэтому основная политическая задача республики – это защита свободы, которая прежде всего требует от всех граждан высочайшей "добродетели". Какая роль выпадает на долю правителей в республике? Ответ Макиавелли таков: они должны так организовать государство, чтобы способствовать развитию добродетели своих граждан и предотвращать коррупцию (в виде подмены общих интересов частными или всякого безразличия). Для этого нужны люди, обладающие незаурядными достоинствами, а также теми качествами, которые детально описаны в "Государе". Государство, добавляет Макиавелли, способно отстоять свою свободу путем установления господства над другими государствами, для чего необходимы многочисленное население, вооруженные отряды граждан (милиция) и сильные союзники. С точки зрения внутреннего устройства, сильная республика характеризуется мудро составленной конституцией и основными институтами (ordini), главная задача которых – способствовать развитию гражданского патриотизма, необходимого для защиты свободы. Центральное место отводится государственной поддержке церковного богослужения, направленной на то, чтобы побуждать людей стремиться к совершенству и славе. Впрочем, Макиавелли самым решительным образом настаивает на том, что религия Рима справляется с этой задачей лучше, чем христианство с его расслабляюще действующими идеалами, такими как благочестие, смирение и общая отрешенность от мира сего. Макиавелли отрицает также традиционное для христианства утверждение социальной гармонии, подчеркивая практическую ценность сохранения различия между богатыми и бедными сословиями. Боясь господства одного социального слоя над другим, Макиавелли обращается к идее "смешанного устройства": не аристократического и не демократического, а включающего элементы того и другого. Аналогичным образом, законы должны создаваться не только для защиты богатых (например, запрещение клеветы) и народных масс (например, ограничение положений о чрезвычайных полномочиях), но и для того, чтобы во избежание междоусобиц держать народ в бедности. Макиавелли и сейчас остается фигурой непостижимой. Как замечает Сабин: "Его представляли полнейшим циником, страстным патриотом, ярым националистом, политическим иезуитом, убежденным демократом и беспринципным искателем милостей у деспотов". Столь же противоречивые оценки вызывают и его труды. Авторы из числа гражданских республиканцев (например, Скиннер, Пококк) видят в Макиавелли представителя возрождения ценностей классического гуманизма. Штраус и его сторонники (например, Мэнсфилд), напротив, видят в Макиавелли ключевую фигуру в истории философии политики, поскольку в качестве определяющего предмета политических исследований он поставил "свободу" выше "естества". С их точки зрения, Макиавелли является первым современным политическим философом.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

1469–1527) Итальянский политический деятель, писатель и дипломат. Секретарь комиссии Десяти Флорентийской республики (1498–1512). Автор политических сочинений, в которых развивал свою теорию дипломатии и государственного управления: «Государь» (1513), «Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия» (1513–1519), «История Флоренции» (1520–1525) и др. Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года в семье юриста. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал также небольшой доход от своих земельных участков. Мать Никколо — донна Бартоломеа, была женщиной религиозной, она сочиняла гимны и канцоны в честь Девы Марии и пела в хоре в церкви Сайта Тринита. В семь лет Никколо поступил в школу магистра Маттео, затем его отдали в городскую школу. К концу обучения он очень хорошо знал латынь и прошел курс латинской стилистики. Средний достаток семьи Макиавелли не позволил Никколо поступить в университет. Его учителями стали древние авторы Тит Ливии, Тацит, Цицерон, Цезарь, Вергилий, Светоний, Овидий, а также Тибулл и Катулл. По-видимому, Бернардо Макиавелли ознакомил сына с основами юридической науки и практики. 18 февраля 1498 года Макиавелли баллотировался на пост секретаря второй канцелярии республики и был побежден кандидатом партии монаха-доминиканца Савонаролы. Но уже в апреле партия Савонаролы потерпела крах, а сам доминиканец 23 мая был казнен на площади Синьории… Через пять дней после этого события Макиавелли, победив кандидата от Партии Медичи, был намечен, а 18 июня утвержден секретарем второй канцелярии; 14 июля ему была также доверена канцелярия комиссии Десяти, ведавшая иностранными и военными делами. Очень скоро флорентийская Синьория убедилась в том, что не ошиблась в своем выборе. 29-летний Никколо Макиавелли успешно справлялся со своими обязанностями. За четырнадцать лет он составил тысячи дипломатических писем, донесений, правительственных распоряжений, военных приказов, проектов государственных законов; совершил тринадцать дипломатических и военно-дипломатических поездок с весьма сложными поручениями к различным итальянским государям и правительствам республик, к папе, императору и четырежды к французскому королю; как секретарь комиссии Десяти он был организатором и участником военных кампаний и инициатором создания республиканского ополчения. В марте 1499 года Макиавелли отправился в Понтедера к владетели Пьомбино, расположенного километрах в ста на юго-запад от Флоренции. 30-летний секретарь комиссии Десяти сумел убедить дАппиано, этого коронованного военачальника, не требовать увеличения платы за военную службу Флорентийской республике, которая и без того тратила колоссальные средства на наемников-кондотьеров. В июле того же года Макиавелли был послан к правительнице важного для республики стратегического пункта — Форли, дочери Галеаццс Сфорца, Катарине с официальным письмом первого канцлера Флоренции Марчелло Вирджилио Адриани, ученика Полициано, профессора литературы. Несмотря на все ухищрения коварной и опытной правительницы, первый дипломатический экзамен флорентийский посланец сдал на отлично: дружбу с правительницей Форли удалось сохранить, что было крайне важно в условиях напряженной борьбы за важнейший торговый центр Пизу. Между тем тучи над Италией сгущались. В октябре 1499 года французские войска вошли в Милан, а в начале следующего года его правитель Лодовико Моро был пленен и увезен во Францию. Судьба итальянских государств теперь зависела от Людовика XII, к которому Флорентийска республика в июле 1500 года и направила дипломатическую делегацию в составе Никколо Макиавелли и Франческо Каза. Раньше вопрос о Пизе решала Флоренция, отныне его решал французский двор, требовавший огромных денег за военную помощь. Макиавелли не принадлежал к числу парадных послов, которых посылали в торжественных случаях, а был оратором-дипломатом, который, по его собственному выражению, «готовя пути Господу» и, не имея «средств и веса», добивается всего своими талантами и умом. Великий флорентиец не только выполнял официальные инструкции, но внимательно наблюдал и оценивал обстановку, людей, обычаи. Макавелли посетил Лион, Невер, Мелея, Париж. Его сообщения флорентиской Синьории были не менее важны, чем ведение переговоров. «Французы ослеплены своим могуществом, — писали Макиавелли и Каза, считаются лишь с теми, кто обладает оружием или готов давать деньги. Вскоре Каза заболел, и Макиавелли остался единственным представителем республики при дворе. Он не только изучал французскую политику, но и пытался оказать на нее влияние. Когда однажды кардинал Руанскг заявил, что итальянцы ничего не понимают в военном деле, Макиавели ответил ему, что „французы ничего не понимают в политике, так как если бы понимали, то не позволили бы папству достичь такого могущества“. Совет флорентийца заставил французский двор серьезнее относится к политике папства. Во время этой же миссии во Франции он проявил себя как тонкий психолог. О находившемся при французском дворе перебежчике из лагеря арагонцев Джулио де Скручиатио, будущем папском инквизиторе, он сообщал Синьории: „при первом же вашем письме сюда он сыграет роль молнии… он красноречив, чрезвычайно смел, назойлив, ужасен, не знает меры в своих страстях и поэтому способен во всех своих начинаниях достигнуть некоторого результата“. По возвращении из Франции, в 1501 году, секретарь комиссии Десяти занимался делами, связанными с подчиненной, но вечно непокорной Пистойей: вел переписку, писал приказы, трижды ездил в мятежный район для улаживания конфликта. В этом же году он выполнил ряд поручений в Сиене и Кашине. В 1502 году Макиавелли встретился с Цезарем Борджа — герцогом Валентине, который произвел на него сильное впечатление — жестокий, хитрый, не считающийся с какими-либо нормами морали, но смелый, решительный и проницательный правитель. Он не идеализировал Цезаря Борджа, а изучал его действия, когда тот пытался подчинить и объединить целые области Италии. Макиавелли еще несколько раз встречался с этим героем шпаги и отравленного вина, и в своих донесениях отмечал качества этого государственного деятеля, достойные послужить материалом для теоретических обобщений. Вместе с епископом Вольтерры Франческо Содерини Макиавелли прибыл в захваченный Цезарем Борджа Урбино. Содерини и Макиавелли были приняты в два часа ночи 24 июня 1502 года. Их общее впечатление было изложено в донесении: „Герцог так смел, что самое большое дело кажется ему легким. Стремясь к славе и новым владениям, он не дает себе отдыха, не ведает усталости, не признает опасностей. Он приезжает в одно место прежде, чем успеешь услышать о его отъезде из другого. Он пользуется расположением своих солдат и сумел собрать вокруг себя лучших людей Италии. Кроме того, ему постоянно везет. Все это вместе взятое делает герцога победоносным и страшным“. Этот портрет военачальника и политика можно считать первым наброском знаменитого трактата „Государь“, законченного Макиавелли в 1513 году. В сентябре 1502 года во Флорентийской республике была введена должность пожизненного гонфалоньера, которым стал Пьеро Содерини, брат епископа Вольтерры, ездившего в Урбино вместе с Макиавелли. Он был главой Синьории, имел право законодательной инициативы и вмешательства в судебные дела. Содерини был хорошим оратором, но не обладал какими-либо значительными дарованиями. От имени комиссии Десяти Макиавелли поспешил уведомить нового гонфалоньера об избрании и выразил надежду на успешную его деятельность. Вскоре Макиавелли приобрел неограниченное доверие Содерини, стал его постоянным советчиком. Хотя второй канцлер республики и был первым человеком при главе Правительства, он продолжал выполнять сложные дипломатические поручения, так как никто не мог точнее и вернее оценить политическую атмосферу в чужой стране и дать характеристику ее деятелям. Когда Синьория торопила его с присылкой донесений, он отвечал: „…серьезные вещи не отгадываются… если не хочешь излагать выдумок и сновидений, необходимо все проверить“. И Синьория убеждалась, что Макиавелли прав: „Поистине, в последних двух ваших письмах столько силы, в них так ярко сказывается Ваш ум, что их даже нельзя похвалить так, как они того заслуживают. В частности, я говорил об этом с Пьеро Содерини. Он находит совершенно невозможным отозвать Вас оттуда… Ваши рассуждения и описания вызывают самую лестную похвалу. Теперь все признают то, что я лично подметил в Вас: ясность, точность, достоверность ваших известий, на которую можно вполне положиться“. Поэтому в трудные моменты итальянской и европейской истории именно Макиавелли посылали в другие государства и чужие страны. Судите сами. В 1503 году он находился в войске Цезаря Борджа, занявшего Перуджу, Ассизи, сиенские замки. Затем его срочно направили в Рим в связи со смертью Александра VI и выборами нового папы Юлия II. В 1504 году он вторично прибыл во Францию, в Лион, с новыми инструкциями флорентийскому послу при Людовике XII Никколо Валори, который в письмах к Десяти лестно отзывался о Макиавелли, помогавшем ему советами. В следующем году он был послан с дипломатическими поручениями к синьору Перуджи Бальони, к маркизу Мантуи и синьору Сиены Пандольфо Петруччи, а еще через год представляет республику при Юлии II, который во главе своих войск выступил против Перуджи и Болоньи. Флорентийский посол должен был в дипломатичной форме сообщить воинственному папе, что Флоренция, хотя и является его союзником, пока не может оказать ему помощи в его „святом деле“. В декабре 1507 года Макиавелли направили в Тироль к император Максимилиану с новыми инструкциями для флорентийского посла. Результатом его ознакомления с обстановкой в немецких землях был доклад „Описание событий, происходящих в Германии“. В 1509 году он был послан в Мантую для уплаты денежного взноса республики королю Максимилиану, а затем в Верону, откуда наблюдал за ходом военных действий между Венецией и союзниками Флоренции. В следующем году Макиавелли в третий раз отправился с дипломатической миссией во Францию для переговоров о совместной борьбе проти Венецианской республики. После этой поездки появились его „Описание событий во Франции“. Через несколько месяцев его снова послали во Францию через Милан для обсуждения вопроса о Пизанском церковном соборе, который организовал Людовик XII против папы Юлия II. Этот собор открылся в ноябре 1511 года, и Макиавелли был послан туда республикой чтобы наблюдать за развитием событий. Выполняя многочисленные и сложные обязанности, Макиавелли превратился в занудного чиновника. Он обладал живым, общительным характером, любил хорошо одеваться и не жалел на это денег, даже когда было не слишком много. Особенно заботился он о своей одежде, когд представлял республику перед чужеземными государями. Он был остроумным и любил повеселиться, и на вечеринках, которые иногда устраивали члены комиссии Десяти, всегда оказывался душой компании. Макиавелли женился в тридцать три года на Мариетте Корсини, в тридцать четыре — стал отцом первого ребенка. Он очень заботился о семье, в шутку называя ее своей „командой“. Многое сделал Макиавелли и как секретарь военной комиссии Десяти, проявив себя на этом поприще не только исполнителем, но и организатором. В 1512 году произошли драматические события, которые привели к гибели Флорентийскую республику и пресекли бурную политическую деятельность Никколо Макиавелли. 11 апреля испанское войско захватило Прато, учинив там беспощадную резню и грабеж. Пьеро Содерини бежал из Флоренции, где была восстановлена синьория Медичи; в результате переворота Макиавелли лишился должности и был выслан на год из города. В следующем году был раскрыт антимедичейский заговор во главе с Боски. Заподозренный в соучастии Макиавелли в марте 1513 года был брошен в тюрьму, подвергнут пытке — ему нанесли шесть ударов плетьми. Он вышел из заключения только благодаря амнистии, объявленной в связи с избранием на папский престол Джованни Медичи, принявшего имя Льва X. Как неблагонадежному ссыльному Макиавелли разрешили проживать в принадлежавшем ему небольшом имении Сант-Андреа в Перкуссино, расположенном недалеко от Флоренции. Макиавелли был обречен на вынужденное бездействие. Он переписывался со своими друзьями — Содерини и Веттори. „Так долго продолжаться не может, — писал Макиавелли, — такая бездеятельная жизнь подтачивает мое существование“. Однако он готов был служить только своему государству, а не кому угодно и где угодно. Об этом свидетельствует его отказ от приглашения стать секретарем кардинала Просперо Колонны в 1521 году, что объяснялось его неприятием папства и церковников. Отказался он и от службы французской монархии, заявив в конце своей жизни: „Предпочитаю умереть с голода во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло“. Увы, Медичи не доверяли Макиавелли и в течение пятнадцати лет не допускали его к политической деятельности. Макиавелли занялся творчеством. В период ссылки (1513–1520) он написал „Государя“, „Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, „Рассуждения о способах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо“, „Описание событий в городе Лукке“, была начата „История Флоренции“… Он не отказывался от незначительных деловых поручений, вроде поездок в Карпи во францисканский монастырь, который он в письме к Гвиччардини назвал „республикой деревянных сандалий“, или в Венецию для защиты интересов флорентийских купцов. 4 мая 1527 года Рим был захвачен немецкими ландскнехтами. Флоренция ответила на это антимедичейским восстанием и восстановлением республики. 58-летний Макиавелли выдвинул свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики. Вопрос решился на Большом Совете республики 10 мая 1527 года. Однако годы медичейского правления сделали свое дело: за Макиавелли было подано всего 12 голосов, против — 555. 21 июня 1527 года Никколо Макиавелли скончался, а еще через день его похоронили в церкви Санта-Кроче, ставшей флорентийским пантеоном. Вместе с Макиавелли покоятся Микеланджело, Галилей и другие великие итальянцы.

Источник: 100 великих дипломатов

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
184.15 кб

«Политический разум» Никколо Макиавелли

Толстенко А. М.
В истории философии Макиавелли занимает уникальное место. С его именем связана одна из первых попыток создать «новую» науку власти, где ключевое значение обретают оптимальность и эффективность сугубо политических действий.
Читать PDF
1.67 мб

Учение о «Совестливом компромиссе» Ивана Ильина и доктрина Никколо Макиавелли

Нижников Сергей Анатольевич
Тема насилия ненасилия сегодня остра как никогда, что делает необходимым установление границы данных понятий.
Читать PDF
648.50 кб

Политико-правовая интенция применения военной силы в трудах Никколо Макиавелли

Тюкмаева Аида Маратовна
Слаженное функционирование политического аппарата управления обществом во многом определяется состоянием действующей политической обстановки, определяющей направление развития всех сфер общественной жизни.
Читать PDF
53.79 кб

2002. 04. 036. Кун Х. Никколо Макиавелли (1469-1527): хорошее государство для плохих людей. Kuhn H.

Кимелев &tabю А.
Читать PDF
303.38 кб

Нравственные проблемы государственного управления в произведениях Никколо Макиавелли и Мухаммеда Каз

Алимардонов Тулкин
Анализируются морально-нравственные аспекты приобретения и удержания власти в идеях мыслителей Н. Макиавелли и М. Кази. Раскрываются причины разногласий в данном вопросе, роль моральных ценностей в управлении.
Читать PDF
272.00 кб

Никколо Макиавелли и «Тайное» знание эпохи Возрождения(как государь может «Уподобиться» льву и лисе?

Руднев Ю.В.
Анализируя некоторые концепты языка «Государя», отсылающие к традициям гуморальной медицины, астрологии, симпатической магии и алхимии, Ю.В.Руднев приводит аргументы в пользу того, что, говоря об уподоблении лисе и льву, Н.