МАДРИДСКАЯ ВСТРЕЧА

Найдено 1 определение
МАДРИДСКАЯ ВСТРЕЧА
представителей государств участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки, 1975) открылась 11.XI 1980 Созвана на основе положений Заключительного акта СБСЕ и в соответствии с решением Белградской встречи представителей государств участников СБСЕ (4.Х 1977 9.III 1978), первой встречи такого рода.
9.IX10.XI 1980 в Мадриде состоялась подготовительная встреча, принявшая решения по организации работы М. в. В частности, было решено использовать на М. в. те же правила процедуры, что и на СБСЕ, среди к-рых особое место занимает правило принятия всех решений на основе консенсуса.
Повестка дня М. в. включала в качестве основных следующие вопросы: углубленный обмен мнениями о выполнении положений Заключительного акта и задач, определенных совещанием, равно как об улучшении взаимоотношений государств-участников, упрочении безопасности и развитии сотрудничества в Европе, развитии процесса разрядки в будущем, а также рассмотрение предложений по указанным проблемам; выработку и принятие заключительного документа. На подготовительной встрече было решено предпринять усилия для достижения согласия по заключительному документу не позднее 5.III 1981. Встреча, однако, затянулась и завершила работу лишь 9.IX 1983.
Причина того, что М. в. с самого начала проходила с большими трудностями, заключалась прежде всего в позиции США, и в частности в стремлении Вашингтона и ряда его союзников по НАТО использовать М. в. для вмешательства во внутренние Дела социалистических стран Этим целям, в частности, служили их попытки навязать М. в. вопреки ее повестке дня и порядку работы, принципам взаимоотношений между государствами-участниками, закрепленным в Заключительном акте СБСЕ, и нормам международного права, напр., обсуждение внутренних дел в ПНР, а также позиция представителей США, старавшихся свести работу встречи к бесплодной полемике и воспрепятствовать достижению существенных позитивных договоренностей.
Западноевропейские страны в общем проявили несомненную заинтересованность в продолжении общеевропейского процесса, начатого совещанием в Хельсинки, в положительном исходе М. в. Вместе с тем со стороны государств членов НАТО предпринимались попытки включить в итоговый документ положения, заведомо неприемлемые для социалистических стран, противоречащие духу и букве хельсинкского Заключительного акта.
В целом полезную конструктивную роль на М. в. сыграли нейтральные и неприсоединившиеся государства. 16. XII 1981 они представили проект заключительного Документа М. в., признанный большинством государств-участников в качестве основы для успешного завершения М. в. Проект исходил из необходимости строгого соблюдения и выполнения всех принципов и положений Заключительного акта СБСЕ и договоренностей об их дальнейшем претворении в жизнь, развития сотрудничества в экономической и гуманитарной областях и обеспечения преемственности общеевропейского процесса, начатого совещанием в Хельсинки. На основе этого проекта с ноября 1982 началась выработка заключительного документа М. в. 1S.HI 1983 нейтральные и неприсоединившиеся страны представили обновленный проект итогового документа с учетом работы, проделанной по его согласованию. В целях достижения договоренности Советский Союз заявил о готовности принять этот проект в том виде, в каком он был внесен. Этот шаг предопределил успешное завершение М. в. принятием содержательного и сбалансированного итогового документа. Заключительная стадия М. в. была проведена на уровне министров иностранных дел.
Особое значение, как это широко признается государствами-участниками, имело принятие М. в. решения о созыве Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе. Предложения о такой конференции были выдвинуты как социалистическими странами, так и рядом западноевропейских стран, в частности Францией и Швецией.
Важным шагом, направленным на достижение договоренности о созыве конференции, как и успеха М. в. в целом, явилась выраженная в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии готовность СССР распространить меры доверия на всю европейскую часть Советского Союза при условии соответствующего расширения зоны мер доверия и со стороны западных государств Советский Союз и др. страны социалистического содружества последовательно добивались того, чтобы М. в. подтвердила решимость участвующих в ней государств уважать и применять принятые в Хельсинки принципы межгосударственных отношений, определила в соответствии с буквой и духом Заключительного акта меры по развитию сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и др. областях, обеспечила преемственность общеевропейского процесса и прежде всего достигла договоренности о созыве Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, призванной внести крупный вклад в ослабление военного противостояния в этом районе мира.
В соответствии с решениями М в. в 198486 был проведен ряд общеевропейских форумов, на к-рых рассматривались различные аспекты отношений между государствамиучастниками. Особое место среди них заняла Конференция по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, первый этап к-рой проходил в Стокгольме с 17.1 1984 по 19.IX 1986 и завершился существенным успехом прежде всего в результате конструктивных смелых шагов Советского Союза. Тем самым были созданы благоприятные предпосылки и для очередной встречи представителей государств участников СБСЕ, открывшейся 4.XI 1986 в Вене.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987