ЛОББИСТЫ

Найдено 1 определение
ЛОББИСТЫ
(lobbyists) Термин "лоббист" происходит от слова "лобби", одно из значений которого в английском языке – кулуары, где депутаты могут общаться с посторонними. Лоббист – это человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного органа (лоббирования) в своих интересах, или человек, рекомендующий клиентам, как им следует это делать самим. Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Субъекты лоббирования могут быть самые разнообразные: от групп интересов (interest groups), отделов по взаимодействию с правительством в крупных компаний до иностранных посольств. Лоббистов, действующих в качестве профессиональных посредников (работающие в области политики консалтинговые компании или адвокаты, специализирующиеся на рекомендациях по политическим вопросам), иногда называют лоббистами на договорной основе в отличие от собственных, "домашних" лоббистов, являющихся сотрудниками фирм либо групп интересов. В Соединенных Штатах много лоббистов как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов, однако местом наибольшей концентрации их деятельности является Конгресс. В настоящее время лоббирование старого типа, представляющее собой механизмы воздействия на законодателей, вытеснено более современной формой лоббирования, при которой фирмы – организаторы политических кампаний – готовят пакеты вопросов, мобилизуют избирателей и обеспечивают финансирование кампаний. В США значительно увеличилось количество (и расходы) Комитетов политических действий (КПД) (Political action committees) (PACs), создаваемых корпорациями, профсоюзами и другими организациями в качестве каналов финансирования кандидатов, отстаивающих определенные политические позиции. В 1988 г. насчитывалось около 5 тыс. таких комитетов, а их расходы составляли 364 млн. долл. Существующее в Англии, правда в гораздо более скромных размерах, чем в США, профессиональное лоббирование в 1980-е гг. также развивалось. По оценкам Ассоциации консультантов по общественным связям, ежегодные темпы его роста в тот период составляли 20–25%. В этой связи встал вопрос о нормах лоббирования, возможностях влияния и о создании формы регистрации и кодекса поведения для лоббистов. Это нашло отражение на уровне Европейского Союза, где произошел быстрый рост профессиональной лоббистской деятельности, что заставило Европарламент поднять вопрос о необходимости создания кодекса поведения лоббистов. По Закону о лоббировании 1946 г., в Соединенных Штатах лоббисты обязаны предоставлять сведения о себе, своих клиентах и лицах – объектах лоббирования, а также подробный перечень полученных взносов и произведенных расходов. Действие этого закона было значительно сужено в 1954 г. решением Верховного суда по делу "США против Харриса", ограничившим область его применения прямыми контактами с членами Конгресса отдельных лиц либо организаций, чьей основной целью является лоббирование. Считается, что этот закон не может служить основанием для иска и практически малоэффективен, несмотря на успешные судебные процессы против лоббистов по обвинению во взяточничестве и коррупции. Вносились разные предложения по реформе законодательства США о лоббировании, но они плохо сочетались с требованиями конфиденциальности и свободы самовыражения. Регистрация лоббистов также может использоваться ими в качестве рыночного инструмента, подчеркивающего официальное признание их деятельности. В Канаде регистрация была введена в 1989 г. с целью фиксировать любое задание по лоббированию. Лоббисты делятся на две группы: профессиональные лоббисты и служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя. Профессиональные лоббисты Канады считают, что регистрация сделала их работу более "наглядной, прозрачной", благодаря чему она стала вызывать меньше подозрений. Развитие профессионального лоббизма можно рассматривать как часть общей тенденции превращения политики в профессию. При этом карьера политика считается делом всей жизни, а после работы в органах законодательной власти он вполне может заняться профессиональной лоббистской деятельностью.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
103.47 кб

Депутатские кланы как инструмент лоббист- ской деятельности в Японии

Пантелеева М. В.
Читать PDF
437.27 кб

Лоббистская деятельность еврейской общины России в сравнительной перспективе

Зверев Михаил Аркадьевич
За прошедшее двадцатилетие еврейские общины мира стали играть самостоятельную роль в отстаивании своих интересов посредством лоббизма.
Читать PDF
452.52 кб

Лоббистские структуры корпораций в современном международном конфликте

Окилов Турсунбой Нуриддинович
Рассматривается влияние лоббистских структур корпораций на международные конфликты, а также роль, значение и место лоббизма в защите экономических интересов ТНК.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование лоббистских отношений на региональном уровне: институциональный аспект

Муращенков С. В.
Рассматривается специфика функционирования института лоббизма на региональном уровне. Выделяются особенности лоббистского влияния на органы государственной власти.
Читать PDF
316.02 кб

Средства массовой информации в лоббистских коммуникациях

Белоусов А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Роль СМИ в лоббистских коммуникациях

Меньшенина Наталья Николаевна
Статья посвящена анализу роли СМИ в политическом процессе в современной России. Выделены различные уровни лоббистских коммуникаций.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о классификации лоббистских технологий

Фельдман Павел Яковлевич
Статья посвящена проблеме типологизации технологий лоббирования и рассмотрению сфер их практического применения. Автор предлагает принцип классификации лоббистских технологий и определяет сферы их применения.
Читать PDF
0.00 байт

Общественное мнение в лоббистских коммуникациях

Шахбаз Олеся Альбертовна
Статья посвящена рассмотрению лоббистского функционирования на основе зарубежного опыта. В статье исследуются различные пути лоббистского взаимодействия, как с внутренней, так и внешней общественностью.
Читать PDF
0.00 байт

История и практика использования лоббистских текстов в средствах массовой информации и коммуникации

Муллагалиев Радик Гаделович
В статье рассматривается роль лоббистских текстов в средствах массовой информации и коммуникации.
Читать PDF
295.67 кб

Еврокомиссия как объект лоббистской деятельности представителей интересов

Крюкова Ксения Вячеславовна
Европейский союз сложная организационная структура, где одновременно представлено бесчисленное множество интересов.
Читать PDF
0.00 байт

Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности

Зыкина Мария Дмитриевна
В данной статье рассмотрены вопросы возникновения понятия лоббизма в России в сравнении с Западом, а также непосредственно проблема регулирования лоббистской деятельности.
Читать PDF
157.13 кб

Коммуникативная структура лоббистской деятельности

Фельдман П.Я.
В статье лоббирование рассматривается в качестве политикокоммуникативного процесса, состоящего из набора последовательных интеракций.
Читать PDF
0.00 байт

Институционализация лоббистской деятельности в России как фактор повышения эффективности взаимодейст

Сучкова А.А.
В статье рассмотрены особенности процесса взаимодействия общества и государства, факторы институционализации лоб-бистской деятельности, влияние становления института лоб-бизма на повышение эффективности процесса коммуникации гражд
Читать PDF
0.00 байт

Эффективные инструменты лоббистской деятельности

Шахбаз Олеся Альбертовна
В статье рассмотрен современный механизм лоббистской деятельности. Автор исследует эффективные лоббистские технологии, применяемые заинтересованными группами.

Похожие термины:

  • ЛОББИСТСКИЙ

    -ая, -ое (англ. lobby – кулуары, коридор); прилаг.; книжн., полит. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. «лобби», «лоббист», связанный с ними. Законы, регулирующие лоббистскую деятельность, как раз и призваны отд