ЛИГА НАЦИЙ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИГА НАЦИЙ
the League of Nations) - международная организация (1919-1946 гг.), имевшая целью, согласно ее уставу, развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ЛИГА НАЦИЙ
международная организация, учрежденная в 1919 г. для сотрудничества между народами и гарантии мира и безопасности. США в нее не входили. В 1934 г. из нее вышли Германия и Япония, а СССР вступил в эту организацию. В 1939 г. в связи с советско-финляндской войной СССР был исключен из ее состава. Фактически перестала существовать в связи с началом Второй мировой войны. Формально распущена в 1946 г. Стала предшественницей Организации Объединенных Наций.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

Лига Наций
международная организация (учреждена в 1919), имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности. Местопребывание - Женева. В 1934 СССР принял предложение 30 государств - членов Лиги наций о вступлении в эту организацию. В декабре 1939, после начала советско-финляндской войны 1939-40, Совет Лиги исключил из Лиги наций СССР (из Лиги наций вышли Бразилия (1928), Япония, Германия (1935), в 1937 исключена Италия. Формально распущена в 1946.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЛИГА НАЦИЙ
международная межправительственная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами (1919-39). Согласно Уставу Л н. имела целью развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности. На деле Л. н. представляла собой орудие политики империалистических держав, в первую очередь Великобритании и Франции. В течение пяти пет (193439) СССР участвовал в Л. н» твердо отстаивал дело мира и последовательно выступал за создание системы коллективной безопасности перед лицом фашистской агрессии После выхода СССР в декабре 1939 из Л. н. деятельность ее, по существу, прекратилась. Формально Л. и была распущена в апреле 1946 решением специально созванной Ассамблеи.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ЛИГА НАЦИЙ
международная организация, созданная в 1919 для развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности. Действовала до конца 1939, официально распущена в 1946. Общее число ее членов изменялось от 44 до 60. СССР вступил в Л. Н. в 1934 по приглашению 30 государств, а в 1939 исключен за нарушение ее статуса, которое выразилось «в агрессии против Финляндии» и отказе участвовать в рассмотрении этого межгосударственного конфликта. США не были членом Л. Н. Основными органами Л. Н. являлись Ассамблея — ежегодное собрание всех членов организации и Совет Л. Н. — в составе постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами Совета с 1919 были Великобритания, Франция, Италия и Япония, с 1926 Германия, с 1934 — СССР. В целом Л. Н. не смогла выполнить своего предназначения, ее меры по предотвращению 2-й мировой войны не были действенными.

Источник: Геокультурная энциклопедия

лига наций
Völkerbund. League of Nations Международная организация, созданная для обеспечения мира и территориальной неприкосновенности странчленов. Штаб-квартира расположена в Женеве. Л.н. была основана в 1920 г. по инициативе американского президента Вильсона странами – победительницами в Первой мировой войне (Германия являлась членом с 1926 г.) и распущена в 1946 г. после образования ООН. Дееспособность Л.н. была сильно ограничена, поскольку каждый член обладал правом вето, и, кроме того, США в ее состав не входили (СССР – в 1934–1939). Прежде всего, невозможно было воспрепятствовать агрессивной политике экспансии (например, Японии в Китае, Германии в Чехословакии). В решении гуманитарных вопросов Л.н. смогла добиться определенных результатов (борьба с рабством, образование Международной организации труда, создание Постоянной палаты международного правосудия, ее преемником стал Международный суд ООН). См.: Организация Объединенных Наций – Международная организация труда (МОТ) – Международный суд

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Лига Наций
объединение государств, созданное Англией и Францией в 1919 г., после империалистической войны 1914—1918 гг. на Парижской мирной конференции. Первоначально целью Лиги Наций являлось закрепление побед Англии и Франции с их союзниками, одержанных в войне, и борьба против Советской республики. Однако в дальнейшем англо-французским руководителям Лиги Наций пришлось озаботиться ее укреплением для противодействия стремлению соперников Англии и Франции к новому переделу мира. Советский Союз по приглашению 34 государств 18 сентября 1934 г. вступил в Лигу Наций, считая, что, несмотря на свои недостатки, она может быть использована как инструмент, тормозящий развязывание войны. Деятельность СССР Я Лиге Наций была неизменно направлена к этой цели. Однако Лига Наций оказалась неспособной защищать дело мира. В руках своих англо-французских хозяев она превратилась в орудие их империалистической политики и окончательно утратила свой международный авторитет, ослабленный вдобавок отсутствием в ее составе представителей таких государств, как США, и выходом из числа ее членов Японии, Германии и Италии. Вооруженный захват Маньчжурии в 1931 г., Абиссинии в 1936 г. Албании в 1939 г. не вызвал противодействия со стороны Лиги Наций; Не воспрепятствовала Лига Наций и империалистической интервенции в Китае в 1937-1939 гг. и в Испании: в 1936-1939 гг. Присоединение Австрии к Германии в 1938 г., мюнхенский сговор в 1938 г. о расчленении Чехословакии (см. Мюнхенское соглашение), приведший к утрате этой страной ее политической независимости, насильственное отторжение Венгрией и Польшей пограничных областей чехословацкой республики-также прошли мимо Лиги Наций, не пожелавшей вмешаться в эти события. Предложения Советского Союза об оказании помощи Китаю, о противодействии интервентам в Испании, об обсуждении в Лиге Наций чехословацкого вопроса не встречали поддержки со стороны Лиги Наций. Англо-французские империалисты противились предложениям СССР и при содействии своих пособников в Лиге Наций в лице представителей третьестепенных и зависимых государств стремились использовать Лигу Наций в интересах борьбы с противниками военного союза Англии и Франции. Так из инструмента мира, каким пытался сделать Лигу Наций Советский Союз, она превратилась в орудие поджигателей второй империалистической войны.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ЛИГА НАЦИЙ
существовавшая в 1920–1946 гг. универсальная международная организация, предтеча ООН. Инициатива создания Л. н. была выдвинута Александром III еще в конце XIX вв., но Л. н. была создана лишь после Первой мировой войны. Статут Л. н. вступил в силу 10 января 1920 г. Л. н. была по существу первой практической попыткой государств учредить международный механизм по предотвращению военных конфликтов и укреплению всеобщего мира и безопасности. Деятельность Л. н. осуществлялась Советом и Собранием, на которые возлагались во многом тождественные функции, и при которых был образован постоянный секретариат. Местопребыванием Л. н. был г. Женева (Швейцария). Официально объявленные цели Л. н. состояли, согласно её Статуту, в том, чтобы для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности принять некоторые обязательства: не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, строго соблюдать предписания международного права, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства. В большой степени эффективность Лиги снижалась из‑за того, что её Статут, возлагая на Совет и Ассамблею ответственность за поддержание мира, не предусматривал действенных средств предупреждения войны и практически не запрещал обращение государств к войне как к средству разрешения международных споров. Более того, война, согласно Статуту, в некоторых случаях даже считалась “законной”. Право Совета выносить решения по спорам и конфликтам между государствами обесценивалось тем, что эти решения фактически не имели реальной силы. В Статуте неоправданно большие надежды возлагались на разрешение споров международного характера с помощью третейского и судебного разбирательства, а также в специально созданном Л. н. судебном органе – Постоянной палате международного правосудия. В результате Лига из‑за проводимой основными ее членами политики «невмешательства» не смогла эффективно противодействовать подготовке агрессии фашистскими государствами – Германией, Италией и Японией. СССР вступил в Л. н. в 1934 г. по приглашению 34 государств и был исключен из нее по обвинению в агрессии против Финляндии в декабре 1939 г Формально Л. н. была распущена в 1946 г., когда Ассамблея Лиги, взяв на себя в соответствии с резолюцией от 12 апреля 1946 г. выполнение функций Совета, приняла решение о прекращении и без того несуществующей деятельности Лиги. Неудачный опыт Л. н. был в полной мере учтен при учреждении Организации Объединенных Наций.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

ЛИГА НАЦИЙ
(League of Nations) Была учреждена в конце 1-й мировой войны на Парижской мирной конференции держав-победительниц. Самым активным сторонником ее создания был президент США Вудро Вильсон. Но, по иронии судьбы, американский Сенат отказался утвердить участие США в Лиге, и самое сильное государство в мире оказалось в своего рода "изоляции". Из других великих держав только Великобритания и Франция оставались членами Лиги в течение всего времени ее существования. Германия, Советский Союз, Япония и Италия либо вступили позже, либо вышли из Лиги, либо сделали и то и другое. По настоянию Вильсона на Лигу была возложена задача предотвращения международной вооруженной агрессии посредством системы т.н. коллективной безопасности (collective security). Это породило во многих кругах ложные надежды на то, что ведущие страны, входящие в Лигу, отныне будут сдерживать или эффективно наказывать всех агрессоров. В 1930-е гг. эти иллюзии были безжалостно развеяны. С тех пор аналитики расходятся во мнениях относительно того, была бы такая система коллективной безопасности недейственной при любых обстоятельствах или ее провал в каждом конкретном случае был вызван тем, что слишком мало великих держав оставались верными Лиге. Как бы то ни было, когда в 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию, Англия и Франция, в то время единственные члены Лиги, имевшие достаточно большое влияние в этом регионе, не захотели (а возможно, и не смогли бы) применить к агрессору действенные санкции. Затем, в 1935 г., Италия вторглась в Абиссинию, прямой заинтересованности в судьбе которой не было ни у одной из других великих держав. Это, как было широко признано, стало решающим испытанием для Лиги, поскольку на сей раз Великобритания и Франция явно были в состоянии разгромить Италию, если бы дело дошло до глобальной войны. Однако ни в Лондоне, ни в Париже не нашлось достаточной поддержки для мер более решительных, чем частичные экономические санкции (да и те были отменены в 1936 г.). Британский кабинет министров был доволен тем, что можно не рисковать потерей хотя бы части флота в войне с Италией в то время, когда британским владениям на Дальнем Востоке, как считалось, угрожала Япония, а администрация США оказалась парализована принятым Конгрессом законом о нейтралитете. Точно так же французы полагали, что война с Италией из-за Абиссинии явилась бы донкихотством в тот момент, когда все силы Франции были нужны для – возможно – предстоящего в скором времени выяснения отношений с нацистской Германией. В результате в 1936 г. Абиссиния была присоединена к Итальянской империи. Это означало, что Лига Наций как орган противодействия международной агрессии фактически перестала существовать. Формально она существовала до конца 2-й мировой войны, когда была официально заменена Организацией Объединенных Наций.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЛИГА НАЦИЙ
международная межправительственная организация, созданная после окончания Первой мировой войны с целью развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности. Устав Л.Н., который был включен в состав Версальского мирного договора, вступил в силу 10 января 1920 г. В преамбуле устава Л.Н. указывалось, что для реализации главной цели организации государствачлены берут на себя обязанность «принять некоторые обязательства не прибегать к войне», «поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести», «строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств», «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов». Местопребыванием Л.Н. являлась Женева.
У истоков создания Л.Н. стояли три державы – США, Англия и Франция. Однако, несмотря на активную роль президента США Вудро Вильсона в ее создании, из-за противодействия сената США так и не стали членом этой организации. СССР стал членом Л.Н. в 1934 г. и был исключен из организации в 1939 г. в связи с вторжением в Финляндию. Устав Л.Н. проводил различие между первоначальными и всеми остальными членами организации. К первоначальным членам были отнесены государства-победители и еще 13 нейтральных государств, упомянутых в приложении к Уставу. Другие государства могли стать членами при условии, что «будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Л.Н. касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений». За предоставление членства должны были проголосовать 2/ Ассамблеи. С 1920 по 1937 г. в Л.Н. был принят 21 новый член. В общей сложности за время существования организации 63 государства побывали ее членами. Каждый член Л.Н. мог выйти из организации, сделав предупреждение об этом за два года.
Основными органами Л.Н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат. Постоянная палата международного правосудия была создана на основании отдельного международного договора – Протокола подписания о создании Постоянной палаты международного правосудия, к которому был присоединен Устав Суда, открытый к подписанию и ратификации 16 декабря 1920 г. Соответственно формально Палата не являлась органом Л.Н.
Ассамблея состояла из делегаций всех государств – членов организации, в состав которых могло входить до трех представителей, и действовала по принципу: одно государство – один голос. К компетенции Ассамблеи были отнесены все вопросы, «которые входят в сферу действия Л.Н. и которые затрагивают всеобщий мир». Среди специальных полномочий Ассамблеи было: решение вопроса о приеме новых членов, назначение непостоянных членов Совета и расширение его состава, назначение Генерального секретаря (с одобрения Совета), приглашение членов Л.Н. приступить к новому рассмотрению договоров, «сделавшихся неприменимыми», а также «международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир», и решение вопроса о взносах государств-участников для покрытия расходов организации.
Совет Л.Н. состоял из постоянных и непостоянных членов. К постоянным членам Устав относил пять государств: США, Великобританию, Францию, Италию и Японию. С одобрения большинства Ассамблеи Совет мог расширять число постоянных членов, и в 1926 г. постоянное место получила Германия, а в 1934 г. – СССР. Изначально в состав Совета входило четыре непостоянных члена, но затем в соответствии с Уставом Л.Н., с одобрения Ассамблеи Совет несколько раз увеличивал количество непостоянных членов: в 1922 г. – до шести, в 1926 г. – до девяти. Когда Германия и Япония вышли из Л.Н., количество непостоянных членов было увеличено до
11. Общая компетенция Совета была определена в Уставе как «все вопросы, входящие в сферу действия Л.Н. и затрагивающие всеобщий мир».
Устав Л.Н. установил правило, в соответствии с которым, если иное не установлено Уставом, Совет и Ассамблея должны принимать свои решения единогласно. Исключение составляли решения по процедурным вопросам, которые должны были приниматься большинством голосов.
Формально Л.Н. была распущена 19 апреля 1946 г., когда Ассамблея, взяв на себя выполнение функций Совета, приняла решение о прекращении деятельности Л.Н.
Л.Н. стала первой международной организацией, чья деятельность была направлена на предотвращение вооруженных конфликтов и укрепление всеобщего мира и безопасности. Принято давать негативную оценку деятельности этой организации, делая акцент на том, что она не смогла предотвратить начало новой мировой войны. Вместе с тем этой организации удалось предотвратить ряд конфликтов и добиться весомых результатов в социально-экономической сфере, и, наконец, самое важное – именно Л.Н. послужила прообразом при создании ООН.

Источник: Словарь международного права. 2014

ЛИГА НАЦИЙ
международная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами.

Идея создания Л. н. возникла во время первой мировой войны, когда тяжелые бедствия и жертвы, понесенные воюющими народами, способствовали широкому распространению пацифизма. Проекты международной организации появились тогда почти одновременно в различных странах (в Швейцарии, Англии, Голландии и США).

Популярность лозунга о создании Л. н. использовал президент США Вильсон (см.), когда он включил требование организации Л. н. в свои "Четырнадцать пунктов", опубликованные 8. I 1918.

Каждая из крупных стран-победительниц стремилась взять в свои руки дело подготовки устава будущей международной организации. В Англии к маю 1918 лордом Филимором был разработан проект устава, переданный английским правительством президенту Вильсону. В США этот проект подвергся полной переработке. Со своими собственными проектами выступили ген. Смэтс и Роберт Сесиль. В проекте Смэтса впервые была предложена т. н. мандатная система управления бывшими германскими колониями и территориями, отходящими от Оттоманской империи. Приехав в декабре 1918 в Европу, Вильсон собрал все указанные проекты устава Л. н. и на их основе выработал в январе 1919 свой второй вариант устава.

25. I 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции была создана под председательством В. Вильсона специальная комиссия для выработки устава Л. н. (по месту своей работы она носила название "комиссии отеля Крийон"). Во время работы этой комиссии активное участие в дискуссии приняли и французы. Делегат Франции Леон Буржуа выступил со своим проектом устава, который предусматривал создание при Л. н. международной военной силы и постоянного генерального штаба. Внося этот проект, французы, имевшие в то время сильнейшую армию в Западной Европе, рассчитывали играть решающую роль в создании и управлении международными войсками и подчинить новую организацию своим планам гегемонии на континенте. Вильсон при поддержке англичан отверг проект Буржуа. 14. II 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции Вильсон сделал доклад о завершении работы "комиссии отеля Крийон". Предложенный комиссией проект устава был одобрен конференцией и включен составной частью в Версальский мирный договор (см.) и другие мирные договоры версальской системы (Сен-Жерменский, Трианонский, Нейиский и Севрский). Устав был подписан 44 государствами, в т. ч. 31 "первоначальным членом" Лиги-США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем - и 13 государствами, не участвовавшими в войне, но приглашенными подписать устав, - Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией и Венесуэлой.

Структура Л. н. Деятельность Л. н. осуществлялась Ассамблеей, Советом Л. н. и постоянным Секретариатом во главе с генеральным секретарем. По смыслу устава Л. н. в компетенцию Ассамблеи и Совета входили по большей части одни и те же вопросы; ряд вопросов относился исключительно к компетенции Ассамблеи (прием новых членов, избрание членов Совета, утверждение бюджета Л. н.). Сессии Ассамблеи происходили ежегодно в сентябре; внеочередные сессии могли быть созваны по инициативе одного или нескольких членов Л. н., если эта инициатива поддерживалась большинством членов Л. н. Совет Л. н. согласно уставу был составлен из пяти постоянных членов - делегатов США (устав Л. н. не был ратифицирован американским сенатом, и США не вошли в Лигу), Великобритании, Франции, Италии и Японии - и четырех непостоянных членов, избиравшихся на определенный срок. Впоследствии состав и количество членов Совета менялись; была введена также категория полупостоянных членов Совета, имевших право на переизбрание на новый срок. 18. IX 1934, когда Советский Союз вступил в Л. н., он получил постоянное место в Совете.

Все решения Ассамблеи и Совета Л. н., за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно; для решений процедурного характера достаточно было простого большинства.

При разбирательстве спора двух сторон, которые являются членами Совета Л. н., их голоса не учитывались при принятии решения. Великобритания и Франция использовали правило единогласия при решении политических вопросов в своих целях. Желая помешать принятию какого-либо постановления, направленного на защиту мира и безопасности, и в то же время не скомпрометировать себя, эти две страны обычно выдвигали в качестве противников такого постановления одно из зависимых от них малых государств.

Постоянным органом Л. н. являлся Генеральный секретариат. По негласному соглашению между Великобританией и Францией генеральные секретари и их первые заместители должны были выдвигаться только из представителей этих двух стран, с тем чтобы при генеральном секретаре-англичанине первый заместитель был француз, и наоборот.

Официальными языками Л. н. считались французский и английский.

Кроме основных органов Л. н. имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (напр., Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.). Местом пребывания основных органов Л. н. была Женева.

Важнейшими статьями устава были ст. 8, 10-17 и 22. Ст. 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран - членов Л. н. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Л. н.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Л. н. меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путем рассмотрения в Совете Л. н. Процедура эта была очень сложной; в случае если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Л. н. оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..."

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Ст. 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Л. н. обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Л. н. обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Л. н. "для поддержания уважения к обязательствам Лиги". В 1921 Совет Л. н. принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Л. н. предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Л. н., участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Л. н., и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Ст. 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане (см. Мандатная система).

По требованию Вильсона специально оговаривалось (в ст. 21), что доктрина Монро не рассматривается как не совместимая с уставом Л. н.

Деятельность Л. н. в 1920-34. В этот период существования Л. н. ее деятельность носила явно враждебный Советскому Союзу характер.

В 1920-21 Л. н. была одним из центров организации вооруженной интервенции против Советского государства. На заседаниях Л. н. в 1921 обсуждались планы использования голода на части территории РСФСР в качестве средства давления на Советскую республику. После того как белофинские банды были отброшены из Восточной Карелии, Л. н. пыталась оказать дипломатическую поддержку Финляндии. Во время нападения Польши на Советскую Россию Л. н. не только не препятствовала этому агрессивному акту, но поощряла отправку членами Л. н. военных материалов и советников в помощь Польше и пыталась направить в Советскую Россию миссию, имевшую явно военно-разведывательный характер.

Во всех действиях, направленных против советского народа, Л. н. проявляла необычайную настойчивость и оперативность. Когда же речь шла о поддержании мира и безопасности, Л. н., как правило, оказывалась совершенно бессильной принять какие-либо действенные меры, направленные к урегулированию международных конфликтов.

"Лига Наций,- говорил В. И. Ленин в 1922,- настолько носит на себе все черты своего происхождения из всемирной войны, настолько неразрывно связана с Версальским договором, настолько пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы мирного сожительства между ними, что, мне кажется, наше отрицательное отношение к Лиге Наций понятно и не требует дальнейших комментариев".

За время с 1920 по 1934 Л. н. занималась рассмотрением десятков вопросов. Важнейшими из них были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских островах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верхней Силезии, делимитация границ Албании, Югославии и Греции, конфликт в 1923 между Италией и Грецией по вопросу об о. Корфу (см. Корфу инцидент), конфликт между Литвой и Польшей в связи с захватом Вильно поляками, конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (см. Мосульский конфликт), конфликт между Боливией и Парагваем из-за Чако (см. Чако конфликт), японо-китайский конфликт (см. Литтона комиссия) и др. К этому же периоду относится и бесплодная деятельность Л. н. в области разоружения.

СССР, тогда еще не входивший в Л. н., был единственным государством, последовательно боровшимся в созданных Л. н. органах за действительное разоружение (см. Подготовительная комиссия, Международная конференция 1932-35).

Л. н. была ареной борьбы за господство на европейском континенте между Англией и Францией. В первые годы существования Л. н. обе эти державы пытались использовать Лигу как орудие поддержания версальской системы. После Локарнской конференции и вступления Германии в Л. н. (сентябрь 1926), когда обозначился крах версальской системы, усилилось стремление каждого из этих государств использовать Германию в своих интересах. В то же время приглашение Германии в Л. н. было вызвано антисоветскими планами держав, заправлявших в Лиге.

Л. н. не сумела разрешить большей части вопросов, которые обсуждались в ее органах. Особенно ярко проявилось бессилие Л. н., когда в связи с нападением Японии на Манчжурию образовался опаснейший очаг войны на Дальнем Востоке. Л. н. действовала в этом случае настолько медленно и нерешительно, что японские агрессоры захватили Манчжурию, не встретив никаких помех.

К 1932-33 изменилась обстановка и в Европе. Германские империалисты, которых англо-французские политики мечтали использовать в своих антисоветских целях, сами использовали Л. н. и соперничество господствовавших в ней держав. Под прикрытием пацифистской фразеологии своих дипломатов в Л. н. Германия начала шаг за шагом подрывать основы Версальского мирного договора и приступила к воссозданию своей военной мощи. В начале 1933 к власти в Германии пришли гитлеровцы, не скрывавшие своих агрессивных планов.

27. III 1933 Япония, сославшись на свое несогласие с выводами комиссии Литтона, демонстративно вышла из Л. н. Вслед за ней, 14. X 1933, не добившись согласия держав на отмену военных статей Версальского договора, Германия также заявила о своем выходе из Л. н.

Вступление СССР в Л. н. В тревожной обстановке этих лет борьба Советского правительства за мир и коллективную безопасность привлекала симпатии народов. На Советский Союз обращали свои взоры и те из европейских политиков, которые в тот момент рассчитывали с помощью СССР создать барьер против германской агрессии.

По инициативе французской дипломатии, во главе которой тогда стоял Барту (см.), 15. X 1934 тридцать государств - членов Л. н. обратились к Советскому Союзу с приглашением вступить в Лигу; четыре государства уклонились от подписания приглашения, но заявили, что будут голосовать за принятие СССР.

Позиция СССР по отношению к Л. н. была определена еще в конце 1933 И. В. Сталиным в его беседе с корреспондентом американской газеты "Нью-Йорк Таймс"- В. Дюранти. И. В. Сталин отметил, что, несмотря на все колоссальные недостатки Л. н., Советский Союз поддержит ее, "если Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя бы несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира..."

Советское правительство приняло приглашение вступить в Л. н., и 18. IX 1934 Ассамблея Л. н. постановила принять СССР в Лигу и включить его представителя в Совет Л. н. в качестве постоянного члена (против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария).

В своем ответе на приглашение Советское правительство отмечало также, что, поскольку ст. 12 и 13 устава Л. и. предусматривают обращение к арбитражному и судебному разрешению вопросов, правительство Союза ССР "считает нужным уже теперь уточнить, что, на его взгляд, конфликты, которые относятся к фактам, имевшим место до его вступления в Лигу, не должны подпадать под означенные методы регулирования".

Деятельность Л. н. в 1935-40. Л. н. в этот период занималась следующими важнейшими вопросами: 1) итальянской агрессией против Эфиопии; 2) нарушением Германией Версальского и Локарнского договоров (в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны); 3) итало-германской интервенцией в Испании.

1) Итало-эфиопский конфликт начался 6. XII 1934, когда итальянские войска вторглись на 100 км в глубь территории Эфиопии. Обращение Эфиопии к Л. н. не дало никаких результатов. В связи с продолжавшейся концентрацией итальянских войск на границах Эфиопии последняя 11. V 1935 снова обратилась в Л. н. Чтобы выиграть время и помешать обсуждению вопроса в Л. н., Муссолини предложил создать арбитражную комиссию. Комиссия была создана, но не смогла придти ник какому решению, т. к. Англия и Франция, проводившие политику "невмешательства" и поощрения агрессоров, находились в тайном сговоре с Муссолини. Обе державы дали Италии согласие на захват Эфиопии (см. , Стрезская конференция 1965). Этими же причинами объясняется то обстоятельство, что на очередной Ассамблее Л. н., заседавшей с 7. IX по 2. X 1935, не было принято никаких решений о мерах по предотвращению итальянской агрессии. З. X Италия открыла военные действия против Эфиопии.

Общественное мнение всего мира было возмущено. Ряд государств - членов Л. н., и в первую очередь СССР, потребовал применения к Италии ст. 16 устава Л. н., т. е. санкций. Вновь собравшаяся Ассамблея 9. X вынесла решение о применении санкций к Италии. Однако самый важный вид итальянского импорта, необходимого для ведения войны,-нефть-не оказался в списке предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, единственный путь из Италии в Эфиопию. В результате к маю 1936 Италия завершила захват Эфиопии.

По настоянию Англии и Франции в июле 1936 Ассамблея Л. н. отменила санкции. Позднее, в 1938, Англия и Франция признали суверенитет Италии над Эфиопией. Только Советский Союз "занял в итало-абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов" (В. М. Молотов).

Во время дискуссии по поводу отмены санкций советская делегация во главе с M. M. Литвиновым внесла ряд конкретных предложений, направленных на укрепление коллективной безопасности и превращение Л. н. в действенное орудие мира и безопасности. В соответствии с этими предложениями всякое государство, совершившее агрессию против одного из членов Л. н., считалось находящимся в состоянии войны со всеми остальными членами Л. н. Для рассмотрения этого и других советских предложений, направленных на улучшение устава Л. н., была создана комиссия, которая благодаря саботажу Англии и Франции проработала два года совершенно безрезультатно.

2) 7. III 1936 Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, нарушив Версальский и Локарнский договоры, французское и английское правительства бездействовали. Англия вступила в переговоры с Германией; 12. III англичане предложили созвать Совет Л. н. в Лондоне с участием Германии. 14. III заседания Совета открылись. Представители Франции, Англии и Бельгии отказались рассматривать акцию германского правительства как угрозу миру, они предложили считать ремилитаризацию Рейнской зоны лишь нарушением Версальского и Локарнского договоров. Кроме того, в связи с нападками Германии на советско-французский договор 1935 о взаимной помощи все три державы предложили передать на рассмотрение Гаагского трибунала вопрос о совместимости этого договора с соглашениями, подписанными в Локарно. Это было прямой поддержкой агрессора.

Советский делегат 17. III на заседании Совета Л. н. отметил, что сохранение мира требует принятия коллективных мер против агрессоров, что попустительство агрессорам приведет лишь к новым требованиям с их стороны. Несмотря на то что СССР не участвовал в Локарнском договоре, Советское правительство заявило о своей готовности участвовать "во всех, мероприятиях, которые будут предложены Совету Лиги локарнскими державами и будут приемлемы для других членов Совета". Предложение Советского Союза не нашло, однако, отклика у англо-французских "умиротворителей", которые уже тогда строили расчеты на использование Германии против СССР.

3) В июле 1936 Германия и Италия приняли активное участие в организации фашистского мятежа в Испании и немедленно приступили к широкой интервенции в этой стране. Испанское республиканское правительство поставило вопрос об итало-германской интервенции на Ассамблее Л. н. в сентябре 1936. Однако заправлявшие в Лиге государства решили изъять этот вопрос из ведения Л. н. и с этой целью создали специальный комитет по невмешательству в испанские дела. По замыслу его создателей комитет должен был служить ширмой для продолжения итало-германской интервенции против испанской демократии (см. Невмешательство).

Только Советский Союз поднял свой голос в Л. н. в защиту Испанской республики. Отношение Советского Союза к борьбе испанского народа выразил И. В. Сталин в известной телеграмме от 16. X 1936 руководителю испанской компартии Хозе Диасу: "Трудящиеся Советского Союза выполняют лишь свой долг, оказывая посильную помощь революционным массам Испании. Они отдают себе отчет, что освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества". На чрезвычайной сессии Совета Л. н. в декабре 1936 советский делегат В. П. Потемкин потребовал принятия срочных мер против интервенции фашистских держав. 28. V 1937 M. M. Литвинов также призвал Совет Л. н. немедленно принять меры к пресечению агрессии.

Советская делегация на Ассамблее Л. н. в сентябре 1937 в связи с обсуждением испанского вопроса резко протестовала против того, что "Лига наций, призванная гарантировать целостность государств, состоящих ее членами, охранять мир и международный порядок, обеспечить соблюдение ненарушения международных договоров и уважения международного права, остается в стороне от этих событий, не реагируя на них".

Но, верные своей политике "невмешательства", Англия и Франция постарались "не раздражать" агрессоров и снова перенесли все дело в пресловутый "комитет по невмешательству". При прямом попустительстве западных держав фашистские агрессоры уничтожили Испанскую республику и создали в Испании очаг фашизма и агрессии.

Несмотря на настойчивую борьбу советской делегации в Л. н. за превращение Лиги в действенное орудие мира и безопасности, послушное Англии и Франции большинство в Лиге стремилось пройти мимо актов агрессии, которые один за другим совершались Италией, Японией, Германией. Такой акт агрессии, как захват Австрии Германией, даже не вызвал обсуждения в Лиге. "Исчезновение австрийского государства, - заявил советский делегат в Лиге, - прошло незамеченным для Лиги наций".

Ободренные попустительством западных держав, германские империалисты наметили себе очередную жертву - Чехословакию. Несмотря на т. н. судетский кризис и концентрацию германских войск на чехословацкой границе, вопрос о Чехословакии не был внесен в повестку дня Ассамблеи Л. н. в сентябре 1938.

Выступая на Ассамблее Л. н. 21. IX, представитель СССР резко критиковал поведение Англии и Франции, заставлявших Чехословакию капитулировать перед требованием агрессора.

"Избежать проблематической войны сегодня и получить верную и всеобъемлющую войну завтра, да еще ценою удовлетворения аппетитов ненасытных агрессоров и уничтожения и изуродования суверенных государств не значит действовать в духе пакта Лиги наций. Премировать бряцание оружием и обращение к оружию для разрешения международных проблем, иначе говоря, премировать и поощрять наступательный сверхимпериализм в неслыханных до сих пор формах - не значит действовать в духе пакта Келлога - Бриана", - говорил советский делегат.

Несколько дней спустя состоялось позорное Мюнхенское соглашение (см.). Л. н. и в этом случае осталась пассивной и безучастной.

Политика "умиротворения" агрессоров и "невмешательства", проводимая правящими кругами Англии и Франции при поддержке американской реакции, привела их к серьезному провалу. Несмотря на то что Чехословакия была отдана Германии как цена за нападение на СССР, это нападение тогда не состоялось. Советское правительство своевременно разгадало предательскую тактику правительств Англии и Франции. 23. VIII 1939 был подписан советско-германский договор (см.) о ненападении. Обманувшись в своих расчетах, англо-французские политики воспользовались в качестве предлога советско-финским конфликтом 1939-40 и с помощью специально подобранного состава Совета Л. н. провели исключение СССР из Лиги (14. X11 1939). Л. н., не исключившая за 20 лет своей деятельности ни одного агрессора, с необычайной поспешностью приняла это решение, направленное против единственного последовательного защитника мира и безопасности.

В сообщении ТАСС по поводу исключения СССР говорилось: "Сама обстановка, при которой подготовлялась и выносилась резолюция Лиги наций, направленная против СССР, разоблачает скандальные махинации, к которым прибегли англо-французские представители в Лиге наций для достижения указанной пели. Как известно, Совет Лиги наций состоит из 15 членов, за резолюцию же об "исключении" СССР было подано только 7 голосов из числа этих 15, т. е. резолюция принята меньшинством членов Совета Лиги. Остальные 8 членов Совета относятся либо к числу воздержавшихся, либо к числу отсутствовавших... Случайно подобранные "представители" 127 млн. населения "исключили" СССР с его 183 млн. населения". "Исключение" СССР было последним актом Л. н. Деятельность ее с этого времени прекратилась. Формально Л. н. была распущена в апреле 1946 постановлением специально созванной Ассамблеи.

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
301.86 кб

Лига Наций во внешней политике Великобритании (1929–1931 гг. )

Сагалова Александра Львовна
В статье анализируются основные достижения и неудачи второго лейбористского правительства Дж. Рамсея Макдональда в области строительства международной системы коллективной безопасности под эгидой Лиги Наций.
Читать PDF
184.90 кб

Лига наций и возникновение функционализма как социологической концепции международных отношений

Кутейников Александр Евгеньевич
Лига наций была первой универсальной международной межправительственной организацией политического характера. Cпециалисты в области общественных наук рассматривали ее как новую форму бюрократической организации. Д.