ЛИБЕРТАРИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Либертаризм
убеждение в необходимости всемерного расширения сферы индивидуальной свободы человека, как правило, предполагающее сокращение до минимума сферы публичной власти в обществе.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Либертаризм
мировоззрение и правящая идеология Запада, ставящая выше всего права человека и частную собственность. Предусматривает невмешательства государства в социально-экономические отношения. Известный представитель интеллектуального течения либерализма Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен отстаивал свободу в рамках права, одинакового для всех закона. Великую угрозу свободе представляет концентрация власти. Поэтому полномочия правительства должны быть ограничены, а государственная власть рассредоточена, включая местное самоуправление. Либерализм противостоит тоталитаризму, а демократия — авторитаризму.
Либерализация и демократизация на Западе совпадает с тенденциями цивилизационной консолидации и интеграции, на Востоке разрушает культурно-генетический код. Бездумная либерализация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ЛИБЕРТАРИЗМ
англ, liberty свобода) - идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о "единственно подлинном либерализме современности", который "совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм". Л. - это "философия личной свободы", "твердый индивидуализм". По вопросам, касающимся государственно-политической системы соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества, сторонники Л. занимают позиции правее не только либералов, но и консерваторов. Они являются правыми радикалами, т.к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма и неограниченной конкуренции во всех сферах общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека идр.), "эрозия" свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм на волне "микроэлектронной революции" (70-е гг. XXв.). Идеал сторонников Л. - рыночная стихия свободного предпринимательства.
Свободный рынок рассматривается ими как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование "государства-минимум" ("пси сторонившегося" государства), пытается выступить от имени "демократия потребителей", защитить мелких собственников. С др. стороны, Л. содержащий открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор

Источник: Политология: Словарь-справочник

ЛИБЕРТАРИЗМ
от англ, liberty — свобода) — идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о «единственно подлинном либерализме современности», который «совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм». Л. — это «философия личной свободы», «твердый индивидуализм». По вопросам, касающимся государственно-политической системы, соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества либертаристы занимают позиции не только правее либералов, но и консерваторов (см: Либерализм, Консерватизм). Они являются правыми радикалами, т. к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма, свободно-рыночных отношений, неограниченней конкуренции во всех сферах жизни общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека и др.), «эрозия» свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм, поднявшийся на волне «микроэлектронной революции (70-е гг. XX в.). Идеал сторонников Л. — рыночная стихия свободного предпринимательства. Свободный рынок рассматривается ими и как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование «государства-минимум» («посторонившегося» государства), пытается выступить от имени «демократии потребителей», защитить мелких собственников. С другой стороны, Л. содержит открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор. Многие сторонники Л. требуют сильной, «авторитетной» власти для «обуздания общественных аппетитов». Для крайних форм Л. характерен лозунг «от коллективизма к свободе!». Идеалом здесь выступает «либертаристская анархия» (анархо-капитализм): восстановление абсолютной свободы рыночных отношений и деэтатиэация общества. Программа денационализации, осуществленная в Чили генералом Пиночетом, была разработана американскими экономистами М. Фридменом и Э. Хербергером, выступающими с позиций Л. В мае 1989 г. в СССР создана «Радикальная ассоциация за мир и свободу» — «ненасильственная автономная либертарианская политическая организация членов Транснациональной Радикальной партии». На основе этой ассоциации летом 1990 г. провозглашено образование Либертарианской партии. Партия выступает за формирование «моральной экономики, основанной на принципах социального и природоохранного производства в духе экономического либерализма». Сторонники партии поддерживают легализацию наркотиков, предоставление бесплатных контрацептивов, выступают в защиту сексуальных меньшинств, проституток и животных. Либертарианская партия состоит из людей свободных профессий и безработных, в своих рядах насчитывает около 300 человек. Лидеры — Е. Дебрянская и Р. Калинин (руководитель Лиги сексуальных меньшинств).
Литература: Современное политическое сознание в США. М., 1980; Панарин А. С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М., 1989; Что такое Радикальная партия? (Транснациональная, транспартийная, гандийская партия)//Политические исследования, 1991, № 1.

Источник: Толковый политический словарь

ЛИБЕРТАРИЗМ
(libertarianism) Относится прежде всего к тем теориям и взглядам, общей чертой которых является стремление повернуть вспять развитие коллективизма и авторитаризма и "сузить границы государства". В традиционном понимании термин "либертарист" означал "сторонник свободы воли" и использовался как антоним "детерминиста" ("necessitarian"). В дальнейшем либертаристом стали называть тип принципиального вольнодумца, человека, выступающего за отказ от любых запретов и ограничений естественного или инстинктивного поведения, будь то религиозные верования, семейные узы или принуждение к исполнению законов со стороны государства. В настоящее время эти значения являются устаревшими. В современном понимании либертаризм можно разделить на две основные формы. Наиболее определенная форма основана на вере в то, что индивиды обладают (независимо от того, являются ли они частью общества и подвластны законам государства или нет) рядом неотъемлемых прав, прежде всего правом приобретать собственность и сохранять ее. Отрицание государством этих прав нельзя оправдать; в то же время люди должны считать себя обязанными подчиняться государству лишь в той мере, в какой оно обеспечивает их права либо строится на началах добровольности. В наши дни эта теория наиболее четко была изложена в книге Роберта Нозика (Nozick) "Анархия, государство и утопия", ("Anarchy, State, and Utopia", 1974). Считается, что в ней блестяще представлены выводы (например, о том, что налогообложение это – "принудительный труд") из предпосылок (существование прав a priori), которые просто провозглашаются и для принятия которых у нас нет никаких веских оснований. В этом смысле либертаризм в корне противоположен утилитаризму, – он настаивает на том, что ни в коем случае нельзя отказываться от прав личности в угоду общему благу. Как это ни парадоксально, многие его сторонники основывают свои планы наступления на позиции государства на доводах, вполне совместимых с утилитаризмом, и даже явно утилитарных. Экономистов "австрийской школы", пик развития которой олицетворяет авторитет Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека (Hayek), больше интересуют основные выгоды, получаемые в конечном итоге от свободных рынков, и необходимость противодействия присущим государству тенденциям к разрастанию и неэффективности. Некоторые авторы, такие как Сэмюель Бриттан, делали попытки примирить утилитаризм и либертаризм. Они утверждали, что, хотя единственным конечным оправданием политики является общая польза для всего населения, это лучше всего трактовать как максимальное расширение автономии личности и сведение к минимуму зависимости от государства. Некоторые либертаристы называют себя "минархистами", подчеркивая свою приверженность идее "минимального" государства (чьи функции ограничиваются ролью "ночного сторожа"), деятельность которого сводится к защите своих границ, а также к обеспечению исполнения договоров и соблюдения (минимального) основ уголовного права. Этим они существенно отличаются от анархистов (anarchists), стремящихся упразднить как государство в целом, так и институт собственности. Либертаристам можно поставить в вину слишком серьезное отношение к государству и недостаточно серьезное – к идее свободы. Господствующее ныне направление этого течения видит только в государстве силу, ограничивающую свободу, тогда как в более широком плане свободу ограничивают как социальные нормы, так и религиозные верования, семейные установления и рыночные силы. Самый убедительный ответ либертаристов на эту критику состоит в том, что волевой человек может преодолеть эти ограничения, но не способен отринуть принудительную власть государства.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.92 кб

О соотношении между понятиями "левый либертаризм/либертарный социализм" и "анархизм"

Сапон В. П.
В статье выявляются различные варианты использования терминов "либертарный социализм/левый либертаризм" и "анархизм" в исторической и политологической литературе, определяется соотношение между этими понятиями.
Читать PDF
106.80 кб

2000. 03. 004. Делфини А. , Пикконе П. Модерность, либертарианизм и критическая теория: ответ пеллик

Фомичев П. Н.
Читать PDF
179.57 кб

Либертарианская интерпретация взглядов Аристотеля на проблему свободы воли

Югай Виктория Сергеевна
В статье анализируются взгляды Аристотеля на проблему свободы воли. Эти взгляды могут быть проинтерпретированы как либертарианская теория агента-причины.
Читать PDF
641.25 кб

Либертарианская и коммунитаристская критика взглядов Джона ролза и их эволюция в работе "политически

Шавеко Николай Александрович
В статье рассматриваются критические замечания, высказанные в отношении предложенной Дж.
Читать PDF
111.37 кб

Сущее либертаризма в философской системе позитивного экзистенциализма

С. А. Медведев
Читать PDF
158.45 кб

2014.01.005. САЛМАН А. ЛИБЕРТАРИАНСКИЙ ХАРАКТЕР ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ. SALMAN A. THE LIBERTARIAN CHARA

Пряжникова О.Н.
Читать PDF
796.47 кб

Поиск путей трансформации российской медиасистемы в условиях кризиса либертарианских установок в дея

Миквабиа Г.А.
В настоящей статье представлен аналитический обзор различных концепций, связанных с трансформацией либертарианских идей, которые в течение двух веков занимали ведущее место в журналистике США и ряда других стран.
Читать PDF
509.23 кб

Индетерминистические модели каузальности в либертарианских теориях свободы воли

Мишура А.С.
Статья посвящена исследованию индетерминистических моделей каузальности в аналитической философии действия. В первой и второй частях автор иссле дует теории Р. Кейна, Д. Деннета, А. Мили и Л.
Читать PDF
298.24 кб

Консерватизм в поисках идентичности: от либертарианства к постмодернизму?

Мусихин Глеб Иванович
Автор утверждает, что заимствование консерватизмом либертарианского инструментария в начале XXI века себя исчерпало. Сейчас для консерватизма теоретический вызов представляет влияние постмодернизма.
Читать PDF
90.58 кб

Свобода воли в либертарианстве Р. Кейна

Волков Дмитрий Борисович
В статье представлена либертарианская концепция свободы воли одного из ведущих современных аналитических философов Р. Кейна. Эта концепция не противоречит современной физической теории и обыденным интуициям о свободе выбора.
Читать PDF
167.44 кб

ЛИБЕРТАРИАНСТВО В РОССИИ И США: К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИЯХ

Кузнецова Наталия Алексеевна, Орлинская Ольга Михайловна, Молокина Екатерина Георгиевна
В статье рассматриваются вопросы содержания либертарной политической доктрины.
Читать PDF
13.41 мб

КИБЕРКУЛЬТУРА И СЕТЕВОЕ ЛИБЕРТАРИАНСТВО

Емелин Вадим Анатольевич
Актуальность (контекст) тематики статьи.
Читать PDF
0.00 байт

Идолы и идолопоклонники: крах либертаризма. Статья третья

Хасбулатов Руслан Имранович
Продолжающийся глобальный кризис не только выявил внутренние слабости современного мира как саморегулирующейся системы, но и необычайно усилил критику капитализма как общественной системы.
Читать PDF
371.47 кб

Концепция справедливости либертаризма

Исмаилов Нурмагомед Омарович
Статья посвящена исследованию концепции справедливости либертаризма как разновидности либерализма. Основное внимание уделяется наиболее яркому представителю либертаризма Р. Нозику, его теории справедливости.
Читать PDF
169.07 кб

Российские анархисты в 1905-1910 гг. : «Практикум» по либертаризму

Сапон Владимир Петрович
В процессе борьбы с самодержавным государством за идеалы социальной справедливости и подлинного народного самоуправления российские анархисты стремились не только к разрушению существующего эксплуататорского общества, но и к созид

Похожие термины:

  • Либертарианство

    экономический либерализм, проповедь «минимального государства», полного невмешательства государства в экономику, безусловной свободы деятельности наиболее влиятельных экономически привилеги