убеждение в необходимости всемерного расширения сферы индивидуальной свободы человека, как правило, предполагающее сокращение до минимума сферы публичной власти в обществе.
ЛИБЕРТАРИЗМ
Либертаризм
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Либертаризм
мировоззрение и правящая идеология Запада, ставящая выше всего права человека и частную собственность. Предусматривает невмешательства государства в социально-экономические отношения. Известный представитель интеллектуального течения либерализма Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен отстаивал свободу в рамках права, одинакового для всех закона. Великую угрозу свободе представляет концентрация власти. Поэтому полномочия правительства должны быть ограничены, а государственная власть рассредоточена, включая местное самоуправление. Либерализм противостоит тоталитаризму, а демократия — авторитаризму.
Либерализация и демократизация на Западе совпадает с тенденциями цивилизационной консолидации и интеграции, на Востоке разрушает культурно-генетический код. Бездумная либерализация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.
Либерализация и демократизация на Западе совпадает с тенденциями цивилизационной консолидации и интеграции, на Востоке разрушает культурно-генетический код. Бездумная либерализация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
ЛИБЕРТАРИЗМ
англ, liberty свобода) - идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о "единственно подлинном либерализме современности", который "совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм". Л. - это "философия личной свободы", "твердый индивидуализм". По вопросам, касающимся государственно-политической системы соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества, сторонники Л. занимают позиции правее не только либералов, но и консерваторов. Они являются правыми радикалами, т.к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма и неограниченной конкуренции во всех сферах общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека идр.), "эрозия" свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм на волне "микроэлектронной революции" (70-е гг. XXв.). Идеал сторонников Л. - рыночная стихия свободного предпринимательства.
Свободный рынок рассматривается ими как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование "государства-минимум" ("пси сторонившегося" государства), пытается выступить от имени "демократия потребителей", защитить мелких собственников. С др. стороны, Л. содержащий открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор
Свободный рынок рассматривается ими как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование "государства-минимум" ("пси сторонившегося" государства), пытается выступить от имени "демократия потребителей", защитить мелких собственников. С др. стороны, Л. содержащий открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор
Источник: Политология: Словарь-справочник
ЛИБЕРТАРИЗМ
от англ, liberty — свобода) — идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о «единственно подлинном либерализме современности», который «совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм». Л. — это «философия личной свободы», «твердый индивидуализм». По вопросам, касающимся государственно-политической системы, соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и общества либертаристы занимают позиции не только правее либералов, но и консерваторов (см: Либерализм, Консерватизм). Они являются правыми радикалами, т. к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановление принципов индивидуализма, свободно-рыночных отношений, неограниченней конкуренции во всех сферах жизни общества. По мнению теоретиков Л. (П. Нозика, Д. Гилдера, Ф. Хайека и др.), «эрозия» свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности. Распространению идей Л. способствовал бурный рост мелких и средних фирм, поднявшийся на волне «микроэлектронной революции (70-е гг. XX в.). Идеал сторонников Л. — рыночная стихия свободного предпринимательства. Свободный рынок рассматривается ими и как материальное воплощение свободы. Л. выдвигает, с одной стороны, требование «государства-минимум» («посторонившегося» государства), пытается выступить от имени «демократии потребителей», защитить мелких собственников. С другой стороны, Л. содержит открытую критику демократии, усматривая в ней едва ли не главный инфляционный фактор. Многие сторонники Л. требуют сильной, «авторитетной» власти для «обуздания общественных аппетитов». Для крайних форм Л. характерен лозунг «от коллективизма к свободе!». Идеалом здесь выступает «либертаристская анархия» (анархо-капитализм): восстановление абсолютной свободы рыночных отношений и деэтатиэация общества. Программа денационализации, осуществленная в Чили генералом Пиночетом, была разработана американскими экономистами М. Фридменом и Э. Хербергером, выступающими с позиций Л. В мае 1989 г. в СССР создана «Радикальная ассоциация за мир и свободу» — «ненасильственная автономная либертарианская политическая организация членов Транснациональной Радикальной партии». На основе этой ассоциации летом 1990 г. провозглашено образование Либертарианской партии. Партия выступает за формирование «моральной экономики, основанной на принципах социального и природоохранного производства в духе экономического либерализма». Сторонники партии поддерживают легализацию наркотиков, предоставление бесплатных контрацептивов, выступают в защиту сексуальных меньшинств, проституток и животных. Либертарианская партия состоит из людей свободных профессий и безработных, в своих рядах насчитывает около 300 человек. Лидеры — Е. Дебрянская и Р. Калинин (руководитель Лиги сексуальных меньшинств).
Литература: Современное политическое сознание в США. М., 1980; Панарин А. С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М., 1989; Что такое Радикальная партия? (Транснациональная, транспартийная, гандийская партия)//Политические исследования, 1991, № 1.
Литература: Современное политическое сознание в США. М., 1980; Панарин А. С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М., 1989; Что такое Радикальная партия? (Транснациональная, транспартийная, гандийская партия)//Политические исследования, 1991, № 1.
Источник: Толковый политический словарь
ЛИБЕРТАРИЗМ
(libertarianism) Относится прежде всего к тем теориям и взглядам, общей чертой которых является стремление повернуть вспять развитие коллективизма и авторитаризма и "сузить границы государства". В традиционном понимании термин "либертарист" означал "сторонник свободы воли" и использовался как антоним "детерминиста" ("necessitarian"). В дальнейшем либертаристом стали называть тип принципиального вольнодумца, человека, выступающего за отказ от любых запретов и ограничений естественного или инстинктивного поведения, будь то религиозные верования, семейные узы или принуждение к исполнению законов со стороны государства. В настоящее время эти значения являются устаревшими. В современном понимании либертаризм можно разделить на две основные формы. Наиболее определенная форма основана на вере в то, что индивиды обладают (независимо от того, являются ли они частью общества и подвластны законам государства или нет) рядом неотъемлемых прав, прежде всего правом приобретать собственность и сохранять ее. Отрицание государством этих прав нельзя оправдать; в то же время люди должны считать себя обязанными подчиняться государству лишь в той мере, в какой оно обеспечивает их права либо строится на началах добровольности. В наши дни эта теория наиболее четко была изложена в книге Роберта Нозика (Nozick) "Анархия, государство и утопия", ("Anarchy, State, and Utopia", 1974). Считается, что в ней блестяще представлены выводы (например, о том, что налогообложение это – "принудительный труд") из предпосылок (существование прав a priori), которые просто провозглашаются и для принятия которых у нас нет никаких веских оснований. В этом смысле либертаризм в корне противоположен утилитаризму, – он настаивает на том, что ни в коем случае нельзя отказываться от прав личности в угоду общему благу. Как это ни парадоксально, многие его сторонники основывают свои планы наступления на позиции государства на доводах, вполне совместимых с утилитаризмом, и даже явно утилитарных. Экономистов "австрийской школы", пик развития которой олицетворяет авторитет Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека (Hayek), больше интересуют основные выгоды, получаемые в конечном итоге от свободных рынков, и необходимость противодействия присущим государству тенденциям к разрастанию и неэффективности. Некоторые авторы, такие как Сэмюель Бриттан, делали попытки примирить утилитаризм и либертаризм. Они утверждали, что, хотя единственным конечным оправданием политики является общая польза для всего населения, это лучше всего трактовать как максимальное расширение автономии личности и сведение к минимуму зависимости от государства. Некоторые либертаристы называют себя "минархистами", подчеркивая свою приверженность идее "минимального" государства (чьи функции ограничиваются ролью "ночного сторожа"), деятельность которого сводится к защите своих границ, а также к обеспечению исполнения договоров и соблюдения (минимального) основ уголовного права. Этим они существенно отличаются от анархистов (anarchists), стремящихся упразднить как государство в целом, так и институт собственности. Либертаристам можно поставить в вину слишком серьезное отношение к государству и недостаточно серьезное – к идее свободы. Господствующее ныне направление этого течения видит только в государстве силу, ограничивающую свободу, тогда как в более широком плане свободу ограничивают как социальные нормы, так и религиозные верования, семейные установления и рыночные силы. Самый убедительный ответ либертаристов на эту критику состоит в том, что волевой человек может преодолеть эти ограничения, но не способен отринуть принудительную власть государства.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь