Леонтьев, Константин

Найдено 1 определение
Леонтьев, Константин
Николаевич
(1831-1891)
известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). В качестве концептуальной основы исследования Леонтьев предложил универсальный закон триединого процесса развития. По его мнению, любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивилизации в своем существовании проходит три стадии:«1. Первичная простота; 2. Цветущее объединение и сложность; 3. Вторичное смесительное упрощение, свойственное точно так же, как и всему существующему, и жизни человеческих обществ, государствам и целым культурным мирам». На первом этапе общество характеризуется неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровож­дающая рождение более сложного социума, символизирующая накопление формотворческой энергии, усиливается. Через боль общество вступает в пору «цветущей сложности», буйства красок и обособления формы. Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма расползается, наступает упадок, стертость некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний. Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вто­ричного смесительного упрощения», выглядит следующим образом: сперва совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единства», а после происходит падение государства. Го­сударства живут не более тысячи - тысячи двухсот лет. Вслед за французским историком Гизо, отсчитав европейскую государственность от IX в., Леонтьев пришел к выводу, что Европа уже подошла к роковой черте своей истории, она уже одряхлела, изжила свое прекрасное в прошлом разноцветье, сделалась однообразно демократической и неумолимо идет к закату. Анализируя развитие государственности, Леонтьев считал, что на начальной стадии, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентства, временной диктатуры, единоличной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государства диктатура, жесткая централизация, слабого же и умирающего - уравнение, «демократизация жизни и ума». Особенность России Леонтьев осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Леонтьеву) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Леонтьев считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное. Политическим кредо Леонтьева могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в противоположную сторону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX в., которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекла­мы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Леонтьева: «Восток, Россия и славянство» (1885-1886), «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
385.45 кб

Константин Леонтьев и Катковский лицей

Фетисенко Ольга Леонидовна
В статье прослежена история сближения К.Н. Леонтьева с основанным в 1867 г. Катковым Лицеем цесаревича Николая (так называемым Катковским Лицеем), воспитанники которого стали первыми учениками Леонтьева.
Читать PDF
406.31 кб

Константин Леонтьев: «Одинокий мыслитель» перед лицом страха

Гагарин А.С.
Философия жизни Константина Леонтьева базируется на особом леонтьевском эстетизме, пронизывающем все его философское, литературное, критическое творчество. Философ во всем стремится сохранить личное, собственное отношение.
Читать PDF
205.51 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
325.30 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
265.61 кб

2018.03.032. БЕССЧЕТНОВА Е. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ О БЫТИИ РОССИИ: В ПРЕДЧУВСТВИИ К

Хлебников Г.В.
Читать PDF
200.71 кб

2013. 03. 038. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: (иде

Волкогонова О. Д.

Похожие термины:

  • ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич

    1831–1891) – русский консервативный философ, писатель, публицист и литературный критик, поздний славянофил. Отличался от славянофилов тем, что не верил в возможность объединения славян Восточной Евр