ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Леонтьев Константин Николаевич
1831–1891) – русский консервативный философ, писатель, публицист и литературный критик, поздний славянофил. Отличался от славянофилов тем, что не верил в возможность объединения славян Восточной Европы с Россией. Настаивал на том, что только русские сохранили традиционализм, консервативную психологию, и что им следует ориентироваться только на самих себя, укреплять Православие, самодержавие, восстанавливать византийские начала и активно сотрудничать со странами и народами Востока (в первую очередь, с Турцией, где Леонтьев провел немало лет на дипломатической службе), отвернувшись от Запада. Считал главной опасностью для общества буржуазный либерализм с его “омещаниванием” быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал “византизм” (церковность, монархия, сословная иерархия и т.п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Написал повести, литературно-критические этюды о Л.Н. Толстом, И.С. Тургеневе, Ф.М. Достоевском.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891)
известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: "Кромвель без меча", "диктатор без диктатуры", "политический Торквемада", "более Ницше, чем сам Ницше", "самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке" (П.Б. Струве).
В качестве концептуальной основы исследования Леонтьев предложил универсальный закон триединого процесса развития. По его мнению, любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивилизации в своем существовании проходит три стадии:"1. Первичная простота; 2. Цветущее объединение и сложность; 3. Вторичное смесительное упрощение, свойственное точно так же, как и всему существующему, и жизни человеческих обществ, государствам и целым культурным мирам". На первом этапе общество характеризуется неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровождающая рождение более сложного социума, символизирующая накопление формотворческой энергии, усиливается. Через боль общество вступает в пору "цветущей сложности", буйства красок и обособления формы.
Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма расползается, наступает упадок, стертость некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний.
Развитие государства, согласно леонтьевскому закону "первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения", выглядит следующим образом: сперва совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период "наибольшей сложности и высшего единства", а после происходит падение государства. Государства живут не более тысячи - тысячи двухсот лет. Вслед за французским историком Гизо, отсчитав европейскую государственность от IX в., Леонтьев пришел к выводу, что Европа уже подошла к роковой черте своей истории, она уже одряхлела, изжила свое прекрасное в прошлом разноцветье, сделалась однообразно демократической и неумолимо идет к закату.
Анализируя развитие государственности, Леонтьев считал, что на начальной стадии, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности "является наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентства, временной диктатуры, единоличной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало". Формула сильного государства - диктатура, жесткая централизация, слабого же и умирающего - уравнение, "демократизация жизни и ума".
Особенность России Леонтьев осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Леонтьеву) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Леонтьев считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное. Политическим кредо Леонтьева могли бы стать слова Данилевского: "Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в противоположную сторону".
"Леонтьев - выдающийся представитель великой контрреволюции XIX в., которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии..." (И.П. Иваск).
Основные работы Леонтьева:
"Восток, Россия и славянство" (1885-1886), "Национальная политика как орудие всемирной революции" (1889).

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей