ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

Найдено 1 определение
ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ
(Leibnitz, Gottfried Wilhelm) (1646–1716) Немецкий философ-рационалист и математик. Родился в Лейпциге в конце Тридцатилетней войны. Получил степень по юриспруденции. В 1666 г. вступил на политическое и дипломатическое поприще, что дало ему возможность побывать при основных дворах Европы – от Парижа до Санкт-Петербурга. Там он встречался с ученейшими людьми своего времени. Был избран членом Королевского общества. Лейбниц и Ньютон, независимо друг от друга, разработали дифференциальное исчисление. Переписываясь с Самюэлем Кларком, Лейбниц спорил с ним относительно понятия пространства у Ньютона. Он занимался как научной, так и общественной деятельностью, – им написаны "Теодицея" ("Theodicy") для королевы Пруссии и "Монология" ("Monodology") для Евгения Савойского. Основал Берлинскую академию наук. В Ганновере стал распорядителем герцогской библиотеки, откуда впоследствии с трудом удалось извлечь его научные и философские труды. (От предложения стать распорядителем Ватиканской библиотеки он отказался). Лейбниц был тайным советником по вопросам юстиции курфюрстов Ганноверского и Бранденбургского, а также Петра Великого; имел чин имперского тайного советника и титул барона священной Римской империи. В области философии политики Лейбниц был скорее практиком, чем теоретиком. Лишь немногое в его сочинениях может быть отнесено к теории политики. Зато он обладал редким даром политического предвидения. Он глубоко понимал европейскую стратегию и на три века предвосхитил ее современное понимание. Европа того времени страдала от разрушительных последствий Тридцатилетней войны. Во имя интересов объединенной Европы приходилось останавливать французов, без чего нельзя было удержать турок от похода на запад. Достижению единства мешали религиозные разногласия. Лейбниц считал своей задачей примирить соперничавшие группировки. С этой целью он написал множество трактатов и писем по вопросам, вызывавшим разногласия, – о природе, о милости Господней, о таинстве евхаристии и т. п. В них он пытался найти рациональную основу для дискуссии и, как он надеялся, для соглашения. Можно сказать, что этой же цели служит вся философия Лейбница – от его представления о комбинаторных искусствах и до идеи предначертанной гармонии, хотя мысль о том, что этим сложным для понимания метафизическим понятиям все же суждено сгладить противоречия, свидетельствует скорее об оптимизме Лейбница, нежели о том, что он нашел путь к религиозной и политической гармонии.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь