акт признания властей и их институтов правительства и внутри обществами на международном уровне.
Легитимизация
Легитимизация
Источник: Политико-терминологический словарь
Легитимизация
процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта: в политике - её признания, объяснения и оправдания. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и поэтому легитимизацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность с легальностью, т. е. законностью.
Легитимизация утверждает характер власти, её политики, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение и обоснование. Она призвана обеспечивать политическое участие и согласие граждан без принуждения, а если оно не достигается, то при оправдании такого принуждения - использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.
Легитимизация политики распространяется на все её аспекты и факторы - ее цели, средства, методы, формы и действия, решения, документы и проч. Разумеется, не все без исключения конкретные политические акты сопровождаются легитимирующей аргументацией, общим контекстом объяснения политики, которую осуществляет определенная власть. Пренебрегать легитимизацией может до известных, весьма ограниченных пределов лишь чрезвычайно уверенная в себе власть авторитарного, а тем более тоталитарного типа, либо власть временная, обреченная на поражение. Власть, функционирующая в демократическом режиме, напротив, уделяет легитимизации своих политических и социально-экономических действий самое пристальное и постоянное внимание, которое определяется не её доброй волей, а насущном политической и социальной необходимостью управлять народом с согласия самого парода.
Современная процедура легитимизации представляет собой обращение (апелляцию) к какой-либо предметной области: абсолютным и высшим общественным ценностям (политической и социальной справедливости, разумности, честности и т.д.), всеобщим законам истории, эмоциям, переживаниям, настроениям и представлениями общества или какой-либо его влиятельной части, к действительной или вымышленной волн народа, к практической полезности политики - экономической, социальной, национальной, экологической и т. д.
В истории политики использовался и используется в настоящее время двойной ряд апелляций, наряду с обращением к прагматическим, утилитарным (или идеальным) аргументам: к рациональным и иррациональным доводам. Все это дало основание Максу Веберу (1864-1920) предложить классификацию легитимизации на три вида:
- традиционный, т. е. основанный на исписанных законах, традициях, обычаях, культуре, догосударственных политических отношениях:
- харизматический, эмоционально-волевой;
- рациональный, основанный на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях.
С этой классификацией М.Вебер связывает и типологию власти: государственной при ее рациональном обосновании и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Типология легитимизации М.Вебера приобрела широкую популярность, однако в ней нет указаний на содержание легитимирующих апелляций: некоторые разъяснения на этот счет - о смысле легитимизации содержатся в работе М.Вебера «Типы легитимного порядка: условность и право// М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990.С.639-643). Они, в свою очередь, могут быть классифицированы в связи с их делением на рациональный и иррациональный типы. К первому типу относится политическая аргументация: доводы об опасности или безопасности той или иной политики, её целесообразности, необходимости, неизбежности, спасительности и т.д. Сильным, обстоятельным аргументом такого рода служит, например, знаменитое разделение политических отношений на друзей и врагов, введенное в 20-х гг. XX века К.Шмиттом (1888-1985). Хотел бы того сам К.Шмитт или нет, но к подобному аргументу широко прибегали тоталитарные режимы и их политические руководители для «доказательства» необходимости и «благотворности принуждения», насилия и репрессий. Близка к политической аргументации и апелляция к истории, историческим задачам некоторых государств, связанная с целями служения миру и демократии, оказания всемерной помощи угнетенным народам и т. п.
Легитимизацию особого рода образует правовая аргументация. Её рациональность отнюдь не очевидна. Апелляция к закону, т. е. легальности власти, ее закономерности, может узаконить политические санкции, правовые или экономические меры, которые граждане страны не одобряют, но вынуждены их терпеть (например, непопулярные финансовые или налоговые реформы). Таким образом, легитимизация, как и легализация может быть при определенных условиях, формальной или неистинной. Во всяком случае, общество может разделиться в отношении легитимности какого-либо политического влияния, какой бы рационально ни была её аргументация.
Легитимизация утверждает характер власти, её политики, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение и обоснование. Она призвана обеспечивать политическое участие и согласие граждан без принуждения, а если оно не достигается, то при оправдании такого принуждения - использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.
Легитимизация политики распространяется на все её аспекты и факторы - ее цели, средства, методы, формы и действия, решения, документы и проч. Разумеется, не все без исключения конкретные политические акты сопровождаются легитимирующей аргументацией, общим контекстом объяснения политики, которую осуществляет определенная власть. Пренебрегать легитимизацией может до известных, весьма ограниченных пределов лишь чрезвычайно уверенная в себе власть авторитарного, а тем более тоталитарного типа, либо власть временная, обреченная на поражение. Власть, функционирующая в демократическом режиме, напротив, уделяет легитимизации своих политических и социально-экономических действий самое пристальное и постоянное внимание, которое определяется не её доброй волей, а насущном политической и социальной необходимостью управлять народом с согласия самого парода.
Современная процедура легитимизации представляет собой обращение (апелляцию) к какой-либо предметной области: абсолютным и высшим общественным ценностям (политической и социальной справедливости, разумности, честности и т.д.), всеобщим законам истории, эмоциям, переживаниям, настроениям и представлениями общества или какой-либо его влиятельной части, к действительной или вымышленной волн народа, к практической полезности политики - экономической, социальной, национальной, экологической и т. д.
В истории политики использовался и используется в настоящее время двойной ряд апелляций, наряду с обращением к прагматическим, утилитарным (или идеальным) аргументам: к рациональным и иррациональным доводам. Все это дало основание Максу Веберу (1864-1920) предложить классификацию легитимизации на три вида:
- традиционный, т. е. основанный на исписанных законах, традициях, обычаях, культуре, догосударственных политических отношениях:
- харизматический, эмоционально-волевой;
- рациональный, основанный на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях.
С этой классификацией М.Вебер связывает и типологию власти: государственной при ее рациональном обосновании и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Типология легитимизации М.Вебера приобрела широкую популярность, однако в ней нет указаний на содержание легитимирующих апелляций: некоторые разъяснения на этот счет - о смысле легитимизации содержатся в работе М.Вебера «Типы легитимного порядка: условность и право// М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990.С.639-643). Они, в свою очередь, могут быть классифицированы в связи с их делением на рациональный и иррациональный типы. К первому типу относится политическая аргументация: доводы об опасности или безопасности той или иной политики, её целесообразности, необходимости, неизбежности, спасительности и т.д. Сильным, обстоятельным аргументом такого рода служит, например, знаменитое разделение политических отношений на друзей и врагов, введенное в 20-х гг. XX века К.Шмиттом (1888-1985). Хотел бы того сам К.Шмитт или нет, но к подобному аргументу широко прибегали тоталитарные режимы и их политические руководители для «доказательства» необходимости и «благотворности принуждения», насилия и репрессий. Близка к политической аргументации и апелляция к истории, историческим задачам некоторых государств, связанная с целями служения миру и демократии, оказания всемерной помощи угнетенным народам и т. п.
Легитимизацию особого рода образует правовая аргументация. Её рациональность отнюдь не очевидна. Апелляция к закону, т. е. легальности власти, ее закономерности, может узаконить политические санкции, правовые или экономические меры, которые граждане страны не одобряют, но вынуждены их терпеть (например, непопулярные финансовые или налоговые реформы). Таким образом, легитимизация, как и легализация может быть при определенных условиях, формальной или неистинной. Во всяком случае, общество может разделиться в отношении легитимности какого-либо политического влияния, какой бы рационально ни была её аргументация.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013