Культурная революция

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Культурная революция
Kulturrevolution. Cultural Revolution Движения, которые преследуют цель дестабилизации установленных политических режимов или авторитетов, чтобы открыть путь радикальным преобразованиям существующих социальных и экономических отношений и установлению новой (социалистической) культуры. К.р. произошла, например, по инициативе большевиков в России (1917–1921) и маоистской фракции Коммунистической партии в Китае (1966–1969, вторая фаза – 1972–1974). В западных индустриальных государствах цели К.р. преследовали в конце 1960х гг. радикальные, внепарламентские движения. См.: Внепарламентская оппозиция

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
коренной переворот в духовном развитии страны после социалистической революции, составная часть социалистических преобразований. Теория К. р. разработана В.И. Лениным. К. р. осуществляется под руководством Коммунистической партии и включает создание социалистической системы народного образования и просвещения; перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции; преодоление влияния буржуазной идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии; создание социалистической культуры; перестройку быта Проведение К. р. общая закономерность социалистического строительства, проявляющаяся в соответствии с национальноисторическими особенностями развития страны. В результате К. р. СССР вышел на передовые рубежи в развитии культуры. В социалистическом обществе задача культурного развития — в создании духовных предпосылок для совершенствования и обновления социализма, для всестороннего развития личности.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Культурная революция
чаще всего отождествляется с американской массовой культурой, мировую экспансию которой объясняют антиавторитарным духом. Массовая культура постепенно упразднила ограничения, связанные с необходимостью определенного образовательного уровня для ее потребителей. Это послужило успеху культурной революции по американскому сценарию. Этническое и культурное многообразие Соединенных Штатов (страны мигрантов) привело к развитию форм передачи информации, рассчитанных в основном на зрительное и слуховое восприятие. Поэтому потребители массовой культуры пассивны, их настроение создается путем воздействия над подсознание. В результате эмоциональное восприятие все дальше отдаляется от морального и информационного. Потребители массовой культуры становятся пассивными, у них настроение доминирует над моралью. Классическим примером наступления на мировую культуру стала индустрия Голливуда. Американцам на практике удалось внедрить ленинский лозунг о том, что кино является наиболее важнейшим из искусств. Они превратили киноиндустрию в важнейший геополитический фактор покорения мирового культурного пространства. Соединенные Штаты ежегодно тратят на самое массовое из искусств 10 млрд. долларов и выбрасывают на мировой рынок 700 картин. Столько же фильмов снимают все европейские страны при более скромных затратах.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(Cultural Revolution) В 1965 г. в шанхайской газете появилась статья с критикой исторической пьесы, написанной в 1961 г. о жившем при династии Мин сановнике Хай Руе, известном тем, что он принципиально выступал против выбора императором недостойных советников. Это была критика, тщательно подготовленная и весьма спорная, что заостряло ее политический смысл. Пьеса принадлежала к литературе периода, последовавшего за провалом "большого скачка" (Great Leap Forward), – к литературе, часто обращавшейся к историческим фигурам для проведения политических параллелей. В пьесе прослеживалась явная аналогия между Хай Руем и маршалом Пэн Дэхуаем, снятым с занимаемого поста за последовательную оппозицию политике "большого скачка". Статья, критикующая пьесу, появилась в шанхайской газете потому, что Мао Цзэдун (Mao Zedong) уже не имел влияния в столице достаточного для того, чтобы опубликовать статью там. Критика вызвала тревогу среди правых, которые справедливо расценили ее как начало политического наступления на их позиции. Оправданием наступления служило то, что Коммунистическая партия Китая по существу превратилась в высший класс, принадлежность к которому все чаще передавалась по наследству, а привилегии стали нормой жизни. Мао сказал: "Государственные служащие Китая представляют собой класс, интересы которого противостоят интересам рабочих и крестьян". Видя, что критика пьесы встречена с неодобрением, Мао Цзэдун призвал китайскую молодежь начать кампанию против привилегий и политики, их порождающей. Она не должна была затрагивать конкретные лица; с точки зрения руководителей "культурной революции", критике подлежала сама система, поскольку, несмотря на то, что средства производства были обобществлены, отношения между "ведущими" и "ведомыми" оставались преимущественно "капиталистическими", и реформы, начатые по образцу восточноевропейских, могли только ее ухудшить. Секретарь Мао Цзэдуна Чен Бода, задумав новую революционную пьесу, так описывал ее главного героя: человек безупречной честности и безграничной сознательности, но тиран; однако он тиран не в силу своих личных свойств – дело в системе, которая не оставляет ему иного выбора. Лю Шаоци пытался удержать студенческое движение в определенных рамках, разослав рабочие команды по высшим учебным заведениям. Студенты сопротивлялись. Мао встал на их сторону и поместил среди их "дацзыбао" свой собственный с надписью: "Бомбить ставку", указав тем самым, что главным объектом атак должно стать партийное руководство, а не групка отдельных интеллигентов. Это привело к нарастанию протеста, вылившегося в серьезное политическое движение. Семена конфликта были посеяны тогда, когда "красные охранники" (студенческие организации) раскололись на два лагеря: т. н. умеренных, возглавлявшихся главным образом отпрысками партийных лидеров; умеренных в своих попытках защитить родителей, но далеко не умеренных в нападках на писателей и артистов; "радикалов", во главе которых стояли выходцы из буржуазных семей, члены которых подверглись преследованиям и дискриминации, а также представители рабочих и крестьян. Борьба приобрела все большие масштабы, когда несколько миллионов обездоленных временных рабочих и представителей других ущемленных в своих интересах слоев общества присоединились к радикально настроенным студентам. Новое руководство "Культурной революцией" состоявшее из ближайших сподвижников Мао, призвало Народную освободительную армию соблюдать нейтралитет и предотвратить применение силы. Маршалу Линь Бяо подчинялись войска, дислоцированные в центре, но он не контролировал в полной мере вооруженные силы в провинциях. В результате в борьбу включились многие военные подразделения. Последовали кровопролитие и жестокие гонения инакомыслящих; правительство оказалось на грани краха. Власть радикалов достигла апогея, когда они провозгласили, что шанхайское правительство "Парижской коммуны" должно заменить структуры КПК. Идея распространилась и в других городах. В этот критический момент в события вмешался Мао Цзэдун, осудивший "Парижскую коммуну" и заявивший, что "пока еще" нельзя заменять Коммунистическую партию. Он создал новую руководящую структуру, "революционный комитет", который объединил представителей радикалов, кадровых работников, не осужденных за злоупотребление властью и привилегиями, и местные армейские части. С их помощью надо было восстанавливать Коммунистическую партию на основе народных выборов ее руководящих кадров. Это дало возможность партии подтвердить незыблемость своей власти, а открытые выборы практически так и не состоялись. Указания Мао последователям курса "культурной революции", отличались намеренной неопределенностью. На их вопрос, какие новые институты должны заменить существующую авторитарную систему, он отвечал, что "проблема разрешится сама по себе", если им удастся пробудить сознание масс; массы создадут свои новые институты. Этого не произошло, и вскоре вакуум власти заполнил старый партийный аппарат (см. также Китайская политическая мысль). "Культурная революция" приобрела характер затяжных арьергардных боев левых, продолжавшихся до тех пор, пока смерть Мао Цзэдуна и арест его соратников не положили этому движению конец. На Западе "культурная революция" часто представляется как борьба между прагматиками и радикалами. Но чтобы сделать такой вывод, надо отождествить прагматизм с маргинальной формой сталинизма, а идеологию – с решимостью Мао лишить влияния партийную бюрократию, передав право принятия решений из центра на места. Иногда "культурная революция" представляется как ничем не прикрытая беспринципная борьба за власть; но чтобы согласиться с этим, надо пренебречь миллионами утверждений радикалов об автократии, процветающей на почве централизованной командной экономики. Ее также объясняют, как борьбу между упорствующим в своих заблуждениях сталинизмом (представленным Мао Цзэдуном и радикалами) и реформированным коммунизмом; при этом, однако, игнорируется тот факт, что политика, которую отстаивали радикалы, основывалась на открытом отказе Мао от сталинизма, что впервые было предано гласности и "красными охранниками". Подобные толкования упускают из виду также тот факт, что существует очевидная преемственность между "красными охранниками" и демократически настроенными студентами, протестовавшими на площади Тяньаньмынь (Tiananmen square) в 1989 г. против все тех же автократических злоупотреблений партийными лидерами властью и привилегиями. "Культурная революция" постепенно сходила на нет, но идеи ее участников получили дальнейшее развитие: от дацзыбао Ли Ичжэ, появившегося в 1974 г. ("Социализм на распутьи"), и "Пятой модернизации Вей Джинской" Чэнь Эрчжин в 1978 г. до установки монумента богини Демократии на площади Тяньаньмынь.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.31 мб

Культурная революция античного мира

Николай Николаевич Кожевников, Вера Софроновна Данилова
Читать PDF
709.50 кб

Революции в культуре и культурные революции

Козырьков В.П.
В современную эпоху содержание понятия культурной революции радикально изменяется, поскольку изменяется содержание и статус культуры. То, что ранее было социальной революцией, сейчас стало культурной революцией.
Читать PDF
635.54 кб

Культурные последствия информационной революции

Анисимов А. С., Магарян А. А.
Читать PDF
4.29 мб

Культурная революция средних веков и её последствия

Николай Николаевич Кожевников, Вера Софроновна Данилова
Читать PDF
1.11 мб

Была ли культурная революция в национальных регионах?

Герандоков Михаил Хамзетович
В статье автор поднимает важнейшую проблему межнациональных отношений. Ведет речь о культурном обновлении и культурной консолидации равных в своих правах и уважении друг к другу людей.
Читать PDF
211.30 кб

КУЛЬТУРНЫЙ ПОВОРОТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Карасев Дмитрий Юрьевич
Цель данной статьи выявить истоки и сущность культурного поворота в исследованиях революции 1917 г.
Читать PDF
444.90 кб

Революция в культурном измерении: новые образы человека

Загорулько Максим Матвеевич, Петрова Ирина Александровна, Черемушникова Ирина Кабдрахимовна
В переломные моменты истории люди активно включаются в одну из самых естественных для человека социальных практик создание новых образов самого себя, встраиваясь в которые, они способны ощутить свою сопричастность происходящему.
Читать PDF
565.91 кб

Два портрета одного вуза на фоне двух культурных революций

Репневский A.
Читать PDF
20.02 мб

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, СОВЕТСКИЙ СУБЪЕКТ И ПОРЯДОК ДИСКУРСА

Калинин Илья
Одним из главных предметов теоретических дискуссий, последовавших за 1968 годом, стал выдвинутый Мишелем Фуко вопрос о нормализующей роли дискурса о том регулирующем эффекте, действие которого распространяется не только на структу
Читать PDF
349.43 кб

Культурная гегемония, религия и Русская революция 1917 года

Тамара Прозич
Читать PDF
259.17 кб

Неизбежность второй культурной революции, или дело всех и каждого

Лукин Юрий Андреевич
В статье отражен исторический опыт содержание, стратегия и тактика реализации государством культурной политики в ХХ веке, рассмотрены причины неадекватного уровню развития современной Российской цивилизации состояния (бинарного ст
Читать PDF
125.08 кб

Культурная революция" в контексте глобализации: "евразийский подход"

Алиев Фархад
В статье анализируются культурно-цивилизационная плоскость глобализации и вопросы культурной трансформации с точки зрения евразийства, вводится категория компаундных общностей, исследуются взгляды классиков евразийской геополитиче
Читать PDF
1.35 мб

Сл. Франк о культурных особенностях России, судьбах русской революции

Королева Л. Г.
В статье рассматривается проблема определения культурных особенностей России в философии С.Л. Франка.
Читать PDF
262.53 кб

Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога

Игнатьева Оксана Валерьевна, Лысенко Олег Владиславович
В статье рассматривается опыт реализации Пермского культурного проекта — амбициозной программы культурного развития региона, реализовывавшейся в 2008-2012 гг. в Пермском крае.
Читать PDF
183.06 кб

Проблемы истории общества и культуры в России феномен культурной революции

Рыбкина О. Н.
в статье рассматриваются подходы к пониманию культуры в первые годы советской власти. Анализируются феномен и направления культурной революции.