КРОПОТКИН ПЕТРКРОСЛЕНД А. Р

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Найдено 4 определения термина КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Кропоткин Петр Алексеевич

1842 – 1921) – революционер, теоретик анархизма, географ и геолог. Вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих. В 1876-1917 гг. в эмиграции, участник анархических организаций, член научных обществ, автор трудов по этике, социологии, истории Великой Французской революции, воспоминаний «Записки революционера».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: словарь персоналий

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

1842-1921) — князь, русский ученый, географ и геолог, путешественник, революционер-народник, идеолог анархизма. В 1876-1917 гг. — в эмиграции, участник анархических организаций, член научных обществ, автор трудов по этике, социологии, истории Великой французской революции, воспоминаний «Записки революционера». Теория анархизма Кропоткина — своего рода связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Основные работы: «Речи бунтовщика» (1885); «Хлеб и воля» (1892); «Записки революционера» (1902); «Современная наука и анархия» (1913).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921)

ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX - начала XX в.

В 1872 г. Кропоткин присоединился к народническому кружку "чайковцев". За революционную агитацию и пропаганду был арестован, затем совершил побег из тюремного госпиталя, четыре десятилетия провел в эмиграции (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917 г.). В период эмиграции Кропоткин создал свои основные произведения: "Речи бунтовщика" (1885), "Хлеб и воля" (1892), "Взаимопомощь как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера" (1902), "Современная наука и анархия"(1913).

Теория анархизма Кропоткина - связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно достаточно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной проблематики.

В теории анархо-коммунизма Кропоткина четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции.

Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуазного общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. Взглядам Кропоткина были присущи характерные для всего анархизма негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами.

Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает свой общественный идеал следующим образом: "Освобождение производителя от ига капитала. Коммунальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы. Освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организации от простых до сложных сообразно взаимным нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая".

Важное место в политической концепции Кропоткина занимает его учение о федерализме.

В истории человеческого общества Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфедерации родов и племен у дика рей и варваров; федерации вольных городов, деревень и общин в средние века; современные ему государственные федерации и будущие безгосударственные федерации.

Кропоткин полагал, что государственный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. Анархическая федерация в учении Кропоткина(как и у Бакунина) - универсальное средство осуществления всеобщей свободы "снизу доверху": индивидуальной, групповой, профессиональной, областной, национальной и т.д. Но, в отличие от Бакунина, Кропоткин не был склонен разрабатывать детальные федеративные проекты с подробной регламентацией структуры, прав и взаимоотношений отдельных звеньев федерации. Его идеал - абстрактная "свободная федеративная группировка от простого к сложному", которая могла бы наполняться различным содержанием в разных условиях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

Кропоткин Петр Алексеевич

(27 ноября 1842, Москва, – 8 февраля 1921, Дмитров Московской губернии). Князь, из семьи генерал-майора. В 1857-62 обучался в Пажеском корпусе. В 1861 произведен в фельдфебели корпуса и назначен камер-пажом Александра II. В 1862 произведен в офицеры и по личной просьбе направлен в Амурское Казачье войско. Провел ряд экспедиций по неисследованным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1867 вышел в отставку, с сентября на службе в Статистическом комитете МВД, одновременно (до 1871) учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета, вел научную деятельность, занимался изучением орографии, разработал собственную теорию ледникового периода. С февраля 1872 в Швейцарии изучал деятельность 1-го Интернационала. В Цюрихе вступил в его местную секцию. Знакомится с "федералистами", пропагандирующими идеи М.Л. Бакунина, теоретические положения которого склонили Кропоткина на сторону анархизма. В мае 1872 возвратился в Россию, вошел в общество "чайковцев". Вел активную пропаганду среди петербургских рабочих. Составил два документа: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (1873) и "Программа революционной пропаганды" (1874), в которых впервые в общих чертах сформулировал свою анархистскую программу. В марте 1874 арестован, в 1876 переведен из-за болезни в Николаевский военный госпиталь, откуда 30 июня бежал и эмигрировал. После смерти Бакунина (1876) – наиболее авторитетный теоретик анархизма, занимался революционно-публицистической деятельностью, участвовал в международных социалистических конгрессах и конгрессах анархистов. Подвергался репрессиям.

Участвовал в европейском социалистическом движении; продолжал исследования в области биологии, географии, геологии, этики, социологии, истории; сотрудничал во многих изданиях. В конце 1870-х – начале 1890-х гг. разработал и постоянно совершенствовал собственную теорию, которую назвал анархо-коммунизмом. В борьбе с противниками дарвинизма развил его положение о взаимопомощи в живой природе, пытался перенести эти взгляды в сферу социальных отношений людей, сформулировал закон взаимной помощи и солидарности. С конца 1890-х гг. активно участвовал в деятельности российской революционной эмиграции, сотрудничал в "Фонде вольной русской прессы", в 1904 создал Лондонскую группу русских рабочих-анархистов с целью издания пропагандистской литературы для России. В годы Революции 1905-07 выступал против карательной политики царизма. Один из организаторов съезда российских анархистов (декабрь 1904), собрания российских анархистов-эмигрантов (сентябрь 1905), съезда российских анархистов (сентябрь 1906), конференции анархистов-эмигрантов (январь 1907), разработавших стратегию и тактику анархистов в революции. В 1906 в Петербурге опубликовал "Речи бунтовщика". Во время первой мировой войны призывал к войне "до конца германского милитаризма".

После Февральской революции 1917 вернулся 30 мая в Россию. В Петрограде его встречали многотысячные массы народа во главе с А.Ф. Керенским, Н.В. Чайковским и другими. В июне – июле Керенский тщетно пытался уговорить Кропоткина войти в состав правительства. Верный анархическому мировоззрению, он отказался: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным" (Гольдман Э., П.А. Кропоткин, "Былое", 1922, № 17, с. 102). Отказался и от предложенной Временным правительством ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей. В августе переехал в Москву. Участвовал в работе Государственного совещания, речь на котором 15 августа началась с призыва "стать дружною стеной на защиту Родины и нашей революции... Родина сделала революцию, она должна ее довести до конца... пообещаемте же наконец друг другу, что мы не будем делиться на левую часть этого театра и на правую. Ведь у нас одна Родина, и за нее мы должны стоять и лечь, если нужно, все мы и правые и левые... мы не предвосхитили ничего из прав Учредительного Собрания... если мы, Собор русской земли, громко выразим наше желание, чтобы Россия была провозглашена республикой... Мы этим только облегчим работу Учредительному Собранию?" ("Государственное совещание", с. 229-32). В Москве был председателем Лиги федералистов, пропагандировавшей идеи федерализма и децентрализма (1917 – 18). Октябрьскую революцию принял в целом положительно: "Я вижу сквозь эту разруху новый просвет для всей современной цивилизации. Но муки родов от того не менее мучительны" (Пирумова Н.М., П.А. Кропоткин, М., 1972, с. 195). Продовольственный, топливный кризис и другие неблагоприятные условия жизни заставили Кропоткина в мае 1918 переехать в Дмитров (в 65 км от Москвы). С лета фактически отошел от практического участия в российском анархическом движении. Начавшийся "красный террор" и "верховодство людей партии" изменили отношение Кропоткина к революции. В письмах к В.И. Ленину выступал с резкой критикой диктатуры большевистской партии, массовых репрессий, института заложничества, преследования кооператоров и кооперации, рассматривал вопросы улучшения социальных условий жизни населения. Неоднократно обращался с просьбами об освобождении близких ему представителей интеллигенции, соратников-анархистов. В 1918-20 несколько раз встречался с Лениным. Выход из сложившейся ситуации видел в самоуправлении. "Нужно, необходимо, – писал он Ленину 4 марта 1920, – местное строительство, местными силами. Без... строительства снизу самих крестьян и рабочих – постройка новой жизни невозможна" (Пирумова Н.М., Письма и встречи, "Родина", 1989, № 1, с. 29-30). Несмотря на частые болезни, подготавливал к новым изданиям свои произведения, участвовал в общественной жизни. В конце декабря 1920 направил последнее открытое письмо в адрес 8-го Всероссийского съезда Советов, в котором отстаивал возможность существования вольных издательств.

Сочинения: Собр. соч., т. 1-7, СПб., 1906-07; Государство и его роль в истории, М., 1917; Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным, пер. с англ., 4 изд.. П.-М.. 1918: Записки революционера, М., 1990.

Литература: Старостин Е.В., П.А. Кропоткин (1842-1921). Библ. указатель печатных трудов, в. 1 -2, М., 1980; Ударцев С.Ф., Кропоткин, М., 1989.

В.В. Кривенький

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено схем по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено научныех статей по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено книг по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено презентаций по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0

Найдено рефератов по теме КРОПОТКИН Петр Алексеевич — 0