Кропоткин, Петр Алексеевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Кропоткин Петр Алексеевич
1842 – 1921) – революционер, теоретик анархизма, географ и геолог. Вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих. В 1876-1917 гг. в эмиграции, участник анархических организаций, член научных обществ, автор трудов по этике, социологии, истории Великой Французской революции, воспоминаний «Записки революционера».

Источник: Философия политики: словарь персоналий

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
1842-1921) — князь, русский ученый, географ и геолог, путешественник, революционер-народник, идеолог анархизма. В 1876-1917 гг. — в эмиграции, участник анархических организаций, член научных обществ, автор трудов по этике, социологии, истории Великой французской революции, воспоминаний «Записки революционера». Теория анархизма Кропоткина — своего рода связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Основные работы: «Речи бунтовщика» (1885); «Хлеб и воля» (1892); «Записки революционера» (1902); «Современная наука и анархия» (1913).

Источник: Новейший политологический словарь

КРОПОТКИН ПЕТР Алексеевич

(Kropotkin, Peter) (1842–1921) Русский, аристократ по происхождению, Кропоткин отказался от титула в 1872 г. и посвятил себя социальной революции, проведя большую часть жизни в Западной Европе, в т.ч. в Британии. Он придерживался принципов коммунистического анархизма (anarchism), дававшего свободу воли, и изложил свои взгляды в ряде влиятельных работ, в т.ч. таких, как The Conquest of Bread (1892), Field Factories and Workshops (1899) ? Mutual Aid: A Factor of Evolution (1902). Исключение анархистов из I Интернационала в 1872 г. положило начало широкому разрыву в европейском революционном движении между анархистами и последователями "научного социализма" Маркса (Marx) и Энгельса (Engels). Кропоткин продолжал критиковать то, что сам определял как авторитарные и централистские тенденции в марксистской теории, и предлагал альтернативную картину нового общества, основанного на принципах волюнтаризма, взаимопомощи и федералистского коммунитаризма.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

КРОПОТКИН Петр Алексеевич
(1842—1921) — русский революционер, один из теоретиков анархизма. Родился в княжеской семье, образование получил в привилегированном Пажеском корпусе. После окончания корпуса находился на военной службе в Сибири и на Дальнем Востоке, где приобщился к научной деятельности. После досрочного выхода в отставку вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре К. становится ученым секретарем Русского географического общества. Область его научных исследований — ледниковый период в геологической истории европейского континента. В 1871 г. он первый раз выезжает за границу, где знакомится с западноевропейским социалистическим движением и попадает под влияние анархистских идей М. А. Бакунина. После возвращения в 1872 г. в Россию К. принимает участие в революционном движении как член кружка «чайковцев», ведет социалистическую пропаганду среди рабочих. В 1874 г. его арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В 1876 г. при помощи С. М. Степняка-Кравчинского ему удается совершить побег из тюремного госпиталя и скрыться за границу.
В эмиграции К. не занимается активной политической деятельностью, а сосредоточивается на научных исследованиях и теоретическом обосновании анархо-коммунистической доктрины. Русский ученый и теоретик исходил из самых высоких гуманистических принципов. Он противопоставлял господствующим в условиях капитализма конкуренции и эгоизму солидарность и коллективизм. Как анархист корень всех социальных бед К. видел в государстве и отрицал необходимость и общественную целесообразность последнего в любой форме. Анархистским идеалом общественного устройства для него был федеративный, охватывающий всю планету союз производительных общин, объединенных на основе свободного и добровольного соглашения. По мнению К., в будущем общественное мнение и развитие образования должны стать основой коллективистского воспитания людей и соблюдения ими норм коллективистской морали. Большие надежды он возлагал на науку и технический прогресс, которые должны в перспективе обеспечить удовлетворение разумных потребностей членов общества. К. отвергал реформистский путь достижения своих идеалов. Он верил в народную революцию, но наиболее активную роль отводил сознательному меньшинству, т. е. радикальной интеллигенции. Весьма негативным было его отношение к таким явлениям в революционном движении, как «нечаевщина» (см. Нечаев С.П.). К. полагал, что революционеры должны придерживаться высоких нравственных норм. Несмотря на личную позицию К., его идеи провоцировали террористическую деятельность как русских революционеровнародников, так и анархистов европейских стран. К. вернулся в Россию после революции 1917 г. Несмотря на то что лидеры большевиков относились к нему с большим уважением, престарелый анархист подверг критике результаты Октябрьского переворота, поскольку он привел к восстановлению старых структур власти в новых условиях. Умер К. в 1921 г. в Москве. На его похороны под честное слово из большевистских тюрем были выпущены все анархисты.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

Кропоткин, Петр Алексеевич

(1842-1921)

князь, российский деятель революционного движения, теоретик анархизма, географ и геолог. В 60-х гг. совершил ряд экспедиций по Вост. Сибири. В нач. 1870-х гг. обосновал широкое распространение древних материковых льдов в Сев. и Средней Европе. В 1872-74 член кружка «чайковцев», вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих. В 1876-1917 в эмиграции, участник анархических организаций, член научных обществ. Автор трудов по этике, социологии, истории Великой французской революции. В период эмиграции Кропоткин создал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Современная наука и анархия»(1913). Теория анархизма Кропоткина - связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно достаточно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной проблематики. В теории анархо-коммунизма Кропоткина четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции. Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуазного общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. Взглядам Кропоткина были присущи характерные для всего анархизма негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами. Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает свой общественный идеал следующим образом: «Осво­бождение производителя от ига кап­тала. Коммунальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы. Освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организации от простых до сложных сообразно взаимным нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая». Важное место в политической концепции Кропоткина занимает его учение о федерализме. В истории человеческого общества Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфедерации родов и племен у дикарей и варваров; федерации вольных городов, деревень и общин в средние века; современные ему государственные федерации и будущие безгосударственные федерации. Кропоткин полагал, что государственный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. Анархическая федерация в учении Кропоткина (как и у Бакунина) - универсальное средство осуществления всеобщей свободы «снизу доверху»: индивидуальной, групповой, профессиональной, областной, национальной и т.д. Но, в отличие от Бакунина, Кропоткин не был склонен разрабатывать детальные федеративные проекты с подробной регламентацией структуры, прав и взаимоотношений отдельных звеньев федерации. Его идеал - абстрактная «свободная федеративная группировка от простого к сложному», которая могла бы наполняться различным содержанием в разных условиях.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Кропоткин Петр Алексеевич

(27 ноября 1842, Москва, – 8 февраля 1921, Дмитров Московской губернии). Князь, из семьи генерал-майора. В 1857-62 обучался в Пажеском корпусе. В 1861 произведен в фельдфебели корпуса и назначен камер-пажом Александра II. В 1862 произведен в офицеры и по личной просьбе направлен в Амурское Казачье войско. Провел ряд экспедиций по неисследованным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1867 вышел в отставку, с сентября на службе в Статистическом комитете МВД, одновременно (до 1871) учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета, вел научную деятельность, занимался изучением орографии, разработал собственную теорию ледникового периода. С февраля 1872 в Швейцарии изучал деятельность 1-го Интернационала. В Цюрихе вступил в его местную секцию. Знакомится с "федералистами", пропагандирующими идеи М.Л. Бакунина, теоретические положения которого склонили Кропоткина на сторону анархизма. В мае 1872 возвратился в Россию, вошел в общество "чайковцев". Вел активную пропаганду среди петербургских рабочих. Составил два документа: "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" (1873) и "Программа революционной пропаганды" (1874), в которых впервые в общих чертах сформулировал свою анархистскую программу. В марте 1874 арестован, в 1876 переведен из-за болезни в Николаевский военный госпиталь, откуда 30 июня бежал и эмигрировал. После смерти Бакунина (1876) – наиболее авторитетный теоретик анархизма, занимался революционно-публицистической деятельностью, участвовал в международных социалистических конгрессах и конгрессах анархистов. Подвергался репрессиям.
Участвовал в европейском социалистическом движении; продолжал исследования в области биологии, географии, геологии, этики, социологии, истории; сотрудничал во многих изданиях. В конце 1870-х – начале 1890-х гг. разработал и постоянно совершенствовал собственную теорию, которую назвал анархо-коммунизмом. В борьбе с противниками дарвинизма развил его положение о взаимопомощи в живой природе, пытался перенести эти взгляды в сферу социальных отношений людей, сформулировал закон взаимной помощи и солидарности. С конца 1890-х гг. активно участвовал в деятельности российской революционной эмиграции, сотрудничал в "Фонде вольной русской прессы", в 1904 создал Лондонскую группу русских рабочих-анархистов с целью издания пропагандистской литературы для России. В годы Революции 1905-07 выступал против карательной политики царизма. Один из организаторов съезда российских анархистов (декабрь 1904), собрания российских анархистов-эмигрантов (сентябрь 1905), съезда российских анархистов (сентябрь 1906), конференции анархистов-эмигрантов (январь 1907), разработавших стратегию и тактику анархистов в революции. В 1906 в Петербурге опубликовал "Речи бунтовщика". Во время первой мировой войны призывал к войне "до конца германского милитаризма".
После Февральской революции 1917 вернулся 30 мая в Россию. В Петрограде его встречали многотысячные массы народа во главе с А.Ф. Керенским, Н.В. Чайковским и другими. В июне – июле Керенский тщетно пытался уговорить Кропоткина войти в состав правительства. Верный анархическому мировоззрению, он отказался: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным" (Гольдман Э., П.А.Кропоткин, "Былое", 1922, № 17, с. 102). Отказался и от предложенной Временным правительством ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей. В августе переехал в Москву. Участвовал в работе Государственного совещания, речь на котором 15 августа началась с призыва "стать дружною стеной на защиту Родины и нашей революции... Родина сделала революцию, она должна ее довести до конца... пообещаемте же наконец друг другу, что мы не будем делиться на левую часть этого театра и на правую. Ведь у нас одна Родина, и за нее мы должны стоять и лечь, если нужно, все мы и правые и левые... мы не предвосхитили ничего из прав Учредительного Собрания... если мы, Собор русской земли, громко выразим наше желание, чтобы Россия была провозглашена республикой... Мы этим только облегчим работу Учредительному Собранию?" ("Государственное совещание", с. 229-32). В Москве был председателем Лиги федералистов, пропагандировавшей идеи федерализма и децентрализма (1917 – 18). Октябрьскую революцию принял в целом положительно: "Я вижу сквозь эту разруху новый просвет для всей современной цивилизации. Но муки родов от того не менее мучительны" (Пирумова Н.М., П.А.Кропоткин, М., 1972, с. 195). Продовольственный, топливный кризис и другие неблагоприятные условия жизни заставили Кропоткина в мае 1918 переехать в Дмитров (в 65 км от Москвы). С лета фактически отошел от практического участия в российском анархическом движении. Начавшийся "красный террор" и "верховодство людей партии" изменили отношение Кропоткина к революции. В письмах к В.И. Ленину выступал с резкой критикой диктатуры большевистской партии, массовых репрессий, института заложничества, преследования кооператоров и кооперации, рассматривал вопросы улучшения социальных условий жизни населения. Неоднократно обращался с просьбами об освобождении близких ему представителей интеллигенции, соратников-анархистов. В 1918-20 несколько раз встречался с Лениным. Выход из сложившейся ситуации видел в самоуправлении. "Нужно, необходимо, – писал он Ленину 4 марта 1920, – местное строительство, местными силами. Без... строительства снизу самих крестьян и рабочих – постройка новой жизни невозможна" (ПирумоваН.М., Письма и встречи, "Родина", 1989, № 1, с. 29-30). Несмотря на частые болезни, подготавливал к новым изданиям свои произведения, участвовал в общественной жизни. В конце декабря 1920 направил последнее открытое письмо в адрес 8-го Всероссийского съезда Советов, в котором отстаивал возможность существования вольных издательств.
Сочинения: Собр. соч., т. 1-7, СПб., 1906-07; Государство и его роль в истории, М., 1917; Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным, пер. с англ., 4 изд.. П.-М.. 1918: Записки революционера, М., 1990.
Литература: Старостин Е.В., П.А. Кропоткин (1842-1921). Библ. указатель печатных трудов, в. 1 -2, М., 1980; Ударцев С.Ф., Кропоткин, М., 1989.
В.В. Кривенький

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
157.26 кб

Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего

Соловьёва Наталья Викторовна
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня.