КРИЗИС
КРИЗИС
гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом.
Источник: Политология: Словарь-справочник
КРИЗИС (В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ)
Резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития человеческого общества (напр., политический К., экономический К.).
Кризис
(греч. - решение, поворотный пункт, исход) - резкий, крутой перелом, болезненное переходное состояние в социально-экономической, политической, культурной жизни государства, общества, личности.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
КРИЗИС
от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход), 1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис). 2) Острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение.
Источник: Словарь по политологии
Кризис
резкий, крутой перелом в чем либо, тяжелое переходное состояние. Например, правительственный кризис характеризуется нестабильностью, разбалансированностью его деятельности, низкой степенью управляемости экономическими, социальными и политическими процессами.
Источник: Методические указания по политологии
Кризис
Krise. Crisis (греч. κρίσις – поворотный пункт). Сохраняющееся в течение определенного (длительного) времени затяжное, глобальное нарушение функционирования общественной, политической или экономической системы. К. одновременно предоставляет также шансы на достижение (с помощью активных поисков выхода) качественного улучшения.
КРИЗИС
перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для неее или негативным исходом. Общественные системы переживают много кризисов разных видов, в том числе и политические, которые включают К. конкретной политики, власти, правительства, парламентский, отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
КРИЗИС
политический — глубокое расстройство политической системы, нарушение ее нормального функционирования, заключающееся в том, что значительная часть граждан отказывает управляющей политической организации (таким ее ключевым звеньям, как исполнительная власть и правящие партии) в своей поддержке, так или иначе выражает несогласие с осуществляемой в стране политикой, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет политической системе успешно осуществлять свои функции.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
КРИЗИС
от греч. krisis - поворотный пункт, решение, исход). К., с которыми сталкиваются государства в период радикальных преобразований и изменений, носят не только экономический и политический, но и глубокий психологический характер. Такие психологические феномены, как апатия, цинизм, разочарование в духовных ценностях, являются куда более четкими и непосредственными показателями кризиса, чем падение трудовой дисциплины, снижение производительности труда или рост преступности. Признание важности психологических аспектов К. с неизбежностью ведет к пониманию того, что психологический компонент играет принципиальную роль и в комплексе мер, направленных на его преодоление. Для того, чтобы осуществить какие-либо социальные изменения, необходимо видоизменить не только саму реальность - экономику, политические институты - но и скорректировать субъективное отношение людей к этой реальности, то есть тот образ социального мира, который характерен к этому моменту для большинства граждан данной страны. Необходимо вернуть доверие к институтам власти - не обязательно к тем, которые были, но хоть к каким-то, веру в будущее, пробудить социальную активность и ответственность.
Кризис
от греч. krisis решение, поворотный пункт, исход)
1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис); острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение;
2) перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Общественные системы переживают много кризисов разных видов, в том числе и политические, которые включают К. конкретной политики, власти, правительства, парламентский, отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия;
3) конституционный: фактическое прекращения действия основного закона страны;
4) парламентский: расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
5) политический: состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности;
6) правительственный: потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами.
1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис); острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение;
2) перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Общественные системы переживают много кризисов разных видов, в том числе и политические, которые включают К. конкретной политики, власти, правительства, парламентский, отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия;
3) конституционный: фактическое прекращения действия основного закона страны;
4) парламентский: расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
5) политический: состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности;
6) правительственный: потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
КРИЗИС
резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества (духовный К., политический К., финансовый К.) или общества в целом, острый недостаток, нехватка чего-нибудь. Кризис военно-политический, острая фаза в развитии межгосударственных отношений, которая характеризуется конфронтацией между государственным руководством двух или более стран, происходящей в обстановке высокой вероятности развязывания войны или вооруженного конфликта. Важную сущностную сторону К. в.-п. составляет выдвижение его участниками (или одним из них) угроз жизненно важным национальным интересам др. стороны, а также использование силы военной в качествеинструмента жесткого политического давления в случае неуступчивости оппонента. При этом военная сила может применяться как в косвенном, потенциальном варианте (повышение степени боевой готовности ВС, проведение маневров и учений, развертывание и выдвижение войск к государственной границе и др. формы демонстрации силы), так и путем ее частичного фактического использования (упреждающее занятие спорных районов войсками, нарушение воздушного пространства и вторжение в территориальные воды, бомбардировка отд. объектов на тер. противостоящей стороны, провоцирование инцидентов военных и др.). К характерным чертам К. в.-п. относятся также: увеличение числа и масштаба внешних угроз; динамизм военно-политической обстановки и неопределенность в развитии внешнеполитической ситуации; противоречивость поступающей информации; трудность прогнозирования возможных действий оппонента; усложнение процедуры контроля государственным руководством за ходом событий с одновременной необходимостью принятия срочных политических и военных решений. Подобная обстановка обусловливает постоянное существование и нарастание опасности возникновения вооруженного конфликта по мере эскалации кризисной ситуации. Признаками, свидетельствующими о перерастании К. в.-п. в вооруженный конфликт, являются: постепенная утрата государственно-политическим руководством контроля над целями и масштабом применения военной силы; настойчивый отказ одного из участников кризиса от компромиссного примирения; возрастающее влияние высшего военного руководства на процесс принятия «кризисных» решений; корректировка планов применения ВС на случай возникновения вооруженного конфликта и др. Кризис правительственный, отставка правительства, вызванная обострением социальных проблем. Кризис социально-политический, социальное и политическое состояние общества, при котором на основе резкого обострения социально-политических противоречий нарушается их стабильность, нормальное функционирование и развитие. Это глубокая дестабилизация социально-политической системы, ставящая под угрозу ее существование, но сама по себе еще не означающая замену данной политической системы другой. Кризис экологический, стационарное, относительно постепенное обратимое или необратимое ухудшение состояния окружающей среды. Кризис экономический, а) К. перепроизводства — относительное перепроизводство товаров, не находящих сбыта вследствие ограниченности платежеспособного спроса населения; б) структурный К. — назревшее несоответствие между существующими экономическими механизмами и изменившимися в результате развития экономики условиями хозяйственной деятельности. Кризис энергетический, состояние экономики, характеризующееся крупномасштабным глубоким дефицитом топливно-энергетических ресурсов, дезорганизующим, дестабилизирующим жизнедеятельность эко-номики или ее отдельных отраслей, населения или его крупных групп; крупномасштабная чрезвычайная ситуация с энергоснабжением. Ситуация в энергетическом хозяйстве, характеризующаяся сочетанием всех или значительной части таких явлений, как глубокий спад производства энергоресурсов, а также острое нарушение нормального воспроизводственного процесса, включая некомпенсируемое выбытие основных производственных фондов, массовые нарушения финансовых и иных обязательств; частые локальные проявления критических и чрезвычайных ситуаций в энергоснабжении, стагнация высокой энергоемкости экономики или рост ее энергоемкости определяется как кризис энергетики.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Кризис
спад, резкое ухудшение функционирования экономической, политической, социальной системы, как правило, на начальном этапе, с ухудшением основных показателей ее функционирования: экономических, финансовых и прочих. Общественные системы переживают много кризисов разных видов, в том числе и политические, которые в свою очередь многообразны и включают, в частности, кризис данной конкретной политики, власти, правительства, парламента, кризис отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия и т. п.
Выделяются три характерных черты кризиса:
- быстрота его наступления и часто неожиданность:
- непродолжительность или, наоборот, продолжительность (затяжной или реже кратковременный);
- глубина воздействия на систему.
Кризис во всех случаях означает, что конкретная система, существующая тем или иным образом, достигает предела своих возможностей, дальше которого существовать или поступательно развиваться не может, т.к. исчерпала ресурсы и смысл существования («внутренний предел» системы) или наталкивается на сильное сопротивление извне - непреодолимое препятствие (внешняя причина, или внешний предел эволюции системы). Выделяются три фазы кризиса:
- фаза, предшествующая самому кризису (предкризисная), когда обнаруживаются первые симптомы и причины возможного кризиса, система входит в т.п. «зону насыщения», в которой ее потенциал исчерпывается:
- разгар, кульминация кризиса, достижение предела развития:
- разрушение системы или ее переход в новое состояние, либо создание новой системы (смена политического курса власти, реформа, революция и г. д.).
При анализе политического кризиса важно обнаружить его истоки, причины, выяснить каковы они - внутренние или внешние - по отношению к системе, давние или свежие; есть ли время для адекватного ответа на возникшую кризисную ситуацию; определить насколько значителен кризис по отношению к системе или её частям, сферам: экономической, финансовой, политической и т. д. Выделяются также благоприятные и отрицательные факторы кризиса и его проявления. При этом важно понять: является ли кризис неизбежным или случайным, который (при появлении его первых симптомов) можно своевременно предупредить. Во всех случаях, даже при разрушении системы, кризис можно рассматривать как момент развития. В этом смысле кризис принципиально отличается от катастрофы, т.е. окончательного, бесповоротного разрушения системы (например, политической системы бывшего СССР). Масштабы катастроф, как и кризисов, могут быть самыми разными, от распада отдельного политического фрагмента политической системы (например, исчезновение одной из партии: в России - исчезновение партий «Родина». «Союз правых сил» и ряда др.). История знает немало и других примеров перерастания политического кризиса в катастрофу. Так, кризис Веймарской республики в Германии в 20-30гг. перерос в катастрофу, полное разрушение демократического строя (республиканского по своей сути). Возникшая затем новая политическая система в лице национал-социалистического гитлеровского режима с его катастрофическим исходом привела к исчезновению этой системы в связи с поражением нацистской Германии во второй мировой войне в первую очередь благодаря подвигу советского народа и его Вооруженных сил, усилиям политического руководства, тыла, фронта, всего советского общества.
Кризис может быть генетически обусловленным, детерминированным причинами, заложенными в системе еще в момент его образования (любой тоталитарный или султанистский режим) или функциональным, возникающим в ходе функционирования системы (но мере накопления ошибок). Функциональный кризис может быть следствием т.н. перегрузки, когда система сталкивается с необходимостью адекватно отвечать на большее число вопросов, чем она способна. (Эта ситуация отражена а теории «перегрузки правительства» новыми функциями, задачами и финансовыми расходами, которая получила распространение в США в 70-е годы XX века).
Специфическими и наиболее характерными кризисами считаются кризисы политической системы и всей политики государства. Кризисы политической системы могут протекать в двух измерениях:
- затрагивать механизмы, конституциональные и юридические процедуры и органы; они могут сопровождаться кризисом политического режима (например, переходом от абсолютной монархии к конституционной, от авторитарного режима к демократическому, от парламентской республики к президентской и, наоборот, от президентской и парламентской (Грузия - 2012 год) и др.
- охватывать политические, социально-экономические отношения, отношения собственности (от общественной - к частной); кризисы развития системы, которые могут сопровождаться революциями. Одним из самых опасных и разрушительных по своим последствиям кризисов является кризис, который происходит в глобальном масштабе.
Самым серьезным кризисом первого десятилетия XXI века стал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Он практически охватил все государства, все регионы планеты. Его особенность состоит в том, что он начался не с периферии мирового хозяйства, а с самой развитой и единственной в настоящее время мировой сверхдержавы - с Соединенных Штатов Америки. Его последствия были разрушительными для экономик большинства стран, в том числе для самих США, многих стран Европы: они имели тяжелые последствия и для России. Лишь Китай и еще насколько государств выстояли и только несколько сократили свое посту нательное экономическое развитие. Этот кризис имел и значимые политические последствия: во многих странах сменилось политическое правительство, «забурлил» революционными потрясениями арабский мир: Египет. Сирия. Тунис. Ливия. Йемен и др. Лишь в 2011 году появились первые признаки улучшения финансово-экономической ситуации в мире. В числе государств, которые начали усиленно преодолевать трудности этого глобального финансово экономического кризиса, находится и Российская Федерация. Об этом четко заявлено в посланиях бывшего Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию страны, в выступлениях бывшего Председателя Правительства РФ В.В.Путина, в др. официальных государственных документах в конце 2010 - в начале 2011 гг. (См., например, в печатных СМИ: «Российская газета», «Известия» и др.), в годовом докладе Председателя Правительства РФ, его отчете перед Госдумой в апреле 2012 г., в выступлениях избранного в марте 2012 г. Президента РФ Путина и др. документах.
Выделяются три характерных черты кризиса:
- быстрота его наступления и часто неожиданность:
- непродолжительность или, наоборот, продолжительность (затяжной или реже кратковременный);
- глубина воздействия на систему.
Кризис во всех случаях означает, что конкретная система, существующая тем или иным образом, достигает предела своих возможностей, дальше которого существовать или поступательно развиваться не может, т.к. исчерпала ресурсы и смысл существования («внутренний предел» системы) или наталкивается на сильное сопротивление извне - непреодолимое препятствие (внешняя причина, или внешний предел эволюции системы). Выделяются три фазы кризиса:
- фаза, предшествующая самому кризису (предкризисная), когда обнаруживаются первые симптомы и причины возможного кризиса, система входит в т.п. «зону насыщения», в которой ее потенциал исчерпывается:
- разгар, кульминация кризиса, достижение предела развития:
- разрушение системы или ее переход в новое состояние, либо создание новой системы (смена политического курса власти, реформа, революция и г. д.).
При анализе политического кризиса важно обнаружить его истоки, причины, выяснить каковы они - внутренние или внешние - по отношению к системе, давние или свежие; есть ли время для адекватного ответа на возникшую кризисную ситуацию; определить насколько значителен кризис по отношению к системе или её частям, сферам: экономической, финансовой, политической и т. д. Выделяются также благоприятные и отрицательные факторы кризиса и его проявления. При этом важно понять: является ли кризис неизбежным или случайным, который (при появлении его первых симптомов) можно своевременно предупредить. Во всех случаях, даже при разрушении системы, кризис можно рассматривать как момент развития. В этом смысле кризис принципиально отличается от катастрофы, т.е. окончательного, бесповоротного разрушения системы (например, политической системы бывшего СССР). Масштабы катастроф, как и кризисов, могут быть самыми разными, от распада отдельного политического фрагмента политической системы (например, исчезновение одной из партии: в России - исчезновение партий «Родина». «Союз правых сил» и ряда др.). История знает немало и других примеров перерастания политического кризиса в катастрофу. Так, кризис Веймарской республики в Германии в 20-30гг. перерос в катастрофу, полное разрушение демократического строя (республиканского по своей сути). Возникшая затем новая политическая система в лице национал-социалистического гитлеровского режима с его катастрофическим исходом привела к исчезновению этой системы в связи с поражением нацистской Германии во второй мировой войне в первую очередь благодаря подвигу советского народа и его Вооруженных сил, усилиям политического руководства, тыла, фронта, всего советского общества.
Кризис может быть генетически обусловленным, детерминированным причинами, заложенными в системе еще в момент его образования (любой тоталитарный или султанистский режим) или функциональным, возникающим в ходе функционирования системы (но мере накопления ошибок). Функциональный кризис может быть следствием т.н. перегрузки, когда система сталкивается с необходимостью адекватно отвечать на большее число вопросов, чем она способна. (Эта ситуация отражена а теории «перегрузки правительства» новыми функциями, задачами и финансовыми расходами, которая получила распространение в США в 70-е годы XX века).
Специфическими и наиболее характерными кризисами считаются кризисы политической системы и всей политики государства. Кризисы политической системы могут протекать в двух измерениях:
- затрагивать механизмы, конституциональные и юридические процедуры и органы; они могут сопровождаться кризисом политического режима (например, переходом от абсолютной монархии к конституционной, от авторитарного режима к демократическому, от парламентской республики к президентской и, наоборот, от президентской и парламентской (Грузия - 2012 год) и др.
- охватывать политические, социально-экономические отношения, отношения собственности (от общественной - к частной); кризисы развития системы, которые могут сопровождаться революциями. Одним из самых опасных и разрушительных по своим последствиям кризисов является кризис, который происходит в глобальном масштабе.
Самым серьезным кризисом первого десятилетия XXI века стал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Он практически охватил все государства, все регионы планеты. Его особенность состоит в том, что он начался не с периферии мирового хозяйства, а с самой развитой и единственной в настоящее время мировой сверхдержавы - с Соединенных Штатов Америки. Его последствия были разрушительными для экономик большинства стран, в том числе для самих США, многих стран Европы: они имели тяжелые последствия и для России. Лишь Китай и еще насколько государств выстояли и только несколько сократили свое посту нательное экономическое развитие. Этот кризис имел и значимые политические последствия: во многих странах сменилось политическое правительство, «забурлил» революционными потрясениями арабский мир: Египет. Сирия. Тунис. Ливия. Йемен и др. Лишь в 2011 году появились первые признаки улучшения финансово-экономической ситуации в мире. В числе государств, которые начали усиленно преодолевать трудности этого глобального финансово экономического кризиса, находится и Российская Федерация. Об этом четко заявлено в посланиях бывшего Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию страны, в выступлениях бывшего Председателя Правительства РФ В.В.Путина, в др. официальных государственных документах в конце 2010 - в начале 2011 гг. (См., например, в печатных СМИ: «Российская газета», «Известия» и др.), в годовом докладе Председателя Правительства РФ, его отчете перед Госдумой в апреле 2012 г., в выступлениях избранного в марте 2012 г. Президента РФ Путина и др. документах.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013