(critical theory) "Теория, способная дать аналитическое и этическое обоснование, необходимое для выявления структуры явлений, лежащих в основе общественной практики, и раскрыть воплощенную в них возможную деформацию социальной жизни" (Шон Розенберг). Как теоретическое построение, стремящееся объяснить все явления сознания и поставить под сомнение способы, которыми сознание увековечивает существующие общества, она сложна и многодисциплинарна. Наиболее тесно эта теория связана с Франкфуртской школой (Frankfurt School), созданной в 1923 г. Наиболее влиятельными теоретиками первого поколения были Адорно (Adorno) и Макс Хоркхаймер (Horkheimer) (1895–1973), хотя Маркузе (Marcuse), оставшийся в CША после того, как в 1950 г. Франкфуртская школа вернулась из эмиграции, имел более широкую аудиторию. В недавнее время лидирующая роль в развитии этой теории принадлежала Юргену Хабермасу (родился в 1929 г.). В определенном смысле критическая теория начинается с Маркса (Marx), но вскоре она "расстается" с философским материализмом, теорией исторического развития и решающей ролью пролетариата, являющимися ключевыми понятиями марксизма. Единственное, что было сохранено, – это своего рода объяснения явлений ложного сознания (false consciousness) и отчуждения (alienation), которые можно найти в ранних работах Маркса. Критическая теория предпринимает попытки понять формирование и структуру сознания (точнее, "современного" сознания), в т.ч. обращаясь к исследованиям Жана Пиаже о том, как дети изучают язык и учатся думать, к философии языка Людвига Виттгенштейна и герменевтике Хайдеггера (Heidegger). Но в каждом случае она выходит за рамки конкретных форм исследования в более широкую область описания (подобного данному Марксом), тех политических и экономических процессов, от которых, как считается, зависит работа сознания. В силу этого критическая теория способна дать тонкое и глубокое уничижительное описание нашего сознания, – описание, меняющее многое из того, во что мы верим, и демонстрирующее те идеи, под влиянием, которых формировались наши убеждения. Эти "влияния" противоречат рациональности и условиям рациональной аргументации, определяющим то, что Хабермас называет "идеальным речевым актом". Поэтому критическая теория имеет большое влияние, порой косвенное, на такие движения "контркультуры", как феминизм и "Гринпис", позволяя им указывать на структуру и иррациональное происхождение "патриархального" или "индустриального" мышления. Слабое место критической теории, вызывающее больше всего нападок, заключается в ее отстраненности от того, что многие авторы назвали бы подлинно этической или политической дискуссией: представители этой теории лишь изредка предлагают обоснованные альтернативы тому, что чаще другого служит мишенью их критики – капитализму, демократии или "позитивистской" науке. Не разъясняют они и того, каковы критерии разрешения таких споров.
432.80 кб
Критический анализ теории З. Фрейда
Предлагается авторская позиция рассмотрения теории З. Фрейда как разновидности интенционалистских моделей психики. Выявлен «психотехнический» характер значительной части положений фрейдизма.