Корпоративизм
Корпоративизм
надпартийная система, когда возникают структуры, представляющие труд, капитал и правительство.
Источник: Политико-терминологический словарь
Корпоративизм
теория и практика «инкорпорирования» (включения) интересов различных общественных групп в процессы государственного управления; может носить либеральный или авторитарный характер.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Корпоративизм
система общественно-политического устройства, заменяющая парламентское представительство диалогом между правящим классом и наиболее влиятельными лидерами корпораций. См. такженеокорпоративизм.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
КОРПОРАТИВИЗМ
формирование публичной политики посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (главным образом бизнеса и профсоюзов).
Источник: Геокультурная энциклопедия
Корпоративизм
(от лат. «corporatio» – объединение, сообщество) – политическая система, идеологическая концепция организации структуры и внутренней политики государства, направленная на урегулирование и устранение противоречий между производителями и трудящимися посредством создания системы профессионально-отраслевых корпораций, куда входят представители и учитываются интересы обеих сторон, а также активного взаимодействия государственных органов и влиятельных корпораций.
КОРПОРАТИВИЗМ
позднелат. corporatio объединение, сообщество) - система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (гл. обр. бизнеса и профсоюзов). Последние получают монополию представительства интересов людей в соответствующих сферах в обмен на подчинение определенным ограничениям, налагаемым государством.
Источник: Политология: Словарь-справочник
КОРПОРАТИВИЗМ
лат. corporatio — объединение, союз) — одна из форм представительства групповых интересов, осуществляемая корпорациями (институционализированными группами, которые монопольно распоряжаются определенными ресурсами и отстаивают специфические коллективные интересы). Корпорация представляет собой иерархизированную систему, в которой власть принадлежит небольшим элитным группам, а внутрикорпоративные отношения основываются на принципах лояльности и личной преданности руководителю. К характерным особенностям корпоративизма относят: участие в политической жизни организаций; представительство специфических профессиональных интересов; привелигированное положение отдельных организаций и их более широкие возможности влияния на принятие решений.
Источник: Новейший политологический словарь
Корпоративизм
Korporatismus. Corporativism (лат. corporatus – телесный, материальный; позднелат. corporatio – объединение). Политико-экономическое понятие, характеризующее определенные формы участия общественных групп в процессе принятия политических решений. 1) Авторитарный или государственный К., отличающийся насильственным вовлечением экономических и общественных организаций в иерархические и авторитарные процессы принятия решений (например, во время фашизма в Италии). 2) Общественный или либеральный неокорпоративизм, который основан на добровольном участии общественных организаций (особенно объединений работодателей и работополучателей). Целью корпоративного участия является увязывание интересов различных групп на основе взаимно достигнутых договоренностей (например, во время Концертированной акции в ФРГ). См.: Кейнсианство – Концертированная акция
КОРПОРАТИВИЗМ
Корпоративизм предполагает наличие формальных организаций, именуемых корпорациями, в рамках которых представители тех или иных форм экономической деятельности (собственники, работники, технические специалисты и т.д.) и представители государства объединяют свои усилия в поиске взаимоприемлемых решений, которые работали бы на благо нации в целом. Такого рода корпорации выполняют роль посредника между государством и его гражданами.
В теории корпоративизма присутствуют элементы как плюрализма, так и элитизма. Подобно плюрализму, корпоративизм подчеркивает значение групп интересов в формировании государственной политики, однако вслед за теорией элит утверждает, что доминантным положением должно обладать относительно небольшое число мощных и высокоорганизованных групп, включенных в механизм принятия государственных решений.
Истоки корпоративизма лежат в истории средневековых цеховых объединений. Эта форма социальной организации прекратила свое существование с развитием промышленной революции, однако вновь возродилась в XX веке в Испании и Италии в тот период, когда эти страны находились под властью фашистских диктаторов генерала Франсиско Франко (1892–1975) и Бенито Муссолини (1883–1945). Группы интересов, представлявшие капитал и рабочих, были встроены в механизм функционирования государства, что позволяло властям держать под своим контролем все стороны экономической жизни.
В более поздние времена явление, получившее наименование «неокорпоративизм», стало символом тесных рабочих взаимоотношений между правительством, профсоюзами и бизнесом. Примером такой корпорации может служить Национальный совет экономического развития, сформированный в 1962г. в Великобритании. Его основная функция состояла в планировании промышленного роста. Эффект был двояким. Значение законодательной власти оказалось девальвированным, поскольку ключевые направления политики определялись на заседаниях альтернативного форума. Возможности общества влиять на государственную политику через выборы также были подорваны, поскольку основные политические вопросы решались в келейной обстановке закрытых собраний людьми, неподотчетными в своих действиях.
См. также статьи «Авторитет», «Власть», «Плюрализм», «Представительство», «Фашизм», «Элита».
Источник: 101 ключевая идея политика