Коркунов, Николай Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Коркунов, Николай Михайлович

(1853-1904)

российский юрист и социолог, представитель психологического направления. Профессор Петербургского университета (с 1894). Окончил курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета; читал энциклопедию права в Александровском лицее и Санкт-Петербургском университете, государственное право иностранных держав и международное право — в военно-юридической академии; после смерти А.Д. Градовского занял кафедру государственного права в Санкт-Петербургском университете; наибольшей известностью пользуются его курсы «Общей теории права» (переведено на несколько иностранных языков) и «Русского государственного права». Рассматривал общественную жизнь как совокупность закономерных процессов; отрицал идентичность социальных законов и законов в праве. Отвергал органический взгляд на общество как взгляд, остановившийся на полпути. По Коркунову, общество можно назвать организмом, но общественный организм имеет свои особенности, главная из которых — особое образование представлений о будущем (идеалов); чем сильнее в обществе способность образования идеалов, тем оно более развито и прогрессивно. Общественное развитие считал равнодействующей сознательных стремлений как активного начала и социального строя как инертного начала. Труды по государственному и международному праву: «История философии права» (1-е издание, Санкт-Петербург, 1908), «Общественное значение права» (Санкт-Петербург, 1890), «Сравнительный очерк государственного права иностранных держав» (Санкт-Петербург, 1890).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КОРКУНОВ Николай Михайлович (1853-1904)
русский правовед и социолог. Власть анализируется К. как сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Властные отношения выступают как элемент сознания, для их возникновения достаточно сознания зависимости подчиненного власти, причем такой зависимости в реальности (вне сознания) может и не существовать.
Свой подход К. противопоставляет договорным и органическим теориям власти, подчеркивая их ограниченность, с одной стороны, с др. - рассматривая их как возможные варианты толкования психической природы властных отношений. Структура властных отношений выглядит в его концепции как ряд чисто психических элементов - переживаний подвластных субъектов. Механизм власти в подобном представлении имеет чисто психологический характер: действия властвующего субъекта интерпретируются сознанием подвластных, опосредуются содержанием "личностного Я". Сознание зависимости подвластного, центральный элемент теории власти К., достигается путем внушения и подражания.
Государство понимается К. как общественный союз, в котором принудительно устанавливается мирный порядок. Государственное принуждение не противоречит личной свободе человека, поскольку в основе государственного строя лежат этические принципы, а подчинение человека этическим принципам в большей степени гарантирует личную свободу, чем подчинение "голому факту". Политические процессы и институты в концепции К- оказываются, в конечном счете, детерминированными общественной психологией, индивидуальным или групповым психологическим восприятием.
Основные работы: "Указ и закон" (1894), "Лекции по общей теории права" (1898).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 1