КОНВЕРГЕНЦИЯ, МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Найдено 1 определение
КОНВЕРГЕНЦИЯ, МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
понятия времен двухполюсного мира, периода непримиримой "борьбы двух мировых систем - капитализма и социализма". И все же в каждом случае налицо и своя специфика: если о мирном сосуществовании ("мирном сожительстве") речь шла уже с Октября 1917 г., то конвергенция - понятие более позднего времени (40-х и последующих лет). Короче говоря, конвергенция и мирное сосуществование - две формулы выражающие реакцию общественности на тупики вооруженного двухполюсного мира и ракетно-ядерного века, когда еще не обнаружилась несостоятельность казарменного псевдосоциализма.
Создание ракетно-ядерного оружия (40-60-е гг. XX в.) и осознание невозможности и недопустимости в такой обстановке военными средствами решить исход борьбы двух систем называшихся капитализмом и социализмом породили в среде естественнонаучной интеллигенции веру в возможность конвергенции (от латинского слова convergere - сходиться, приближаться), т.е. взаимопроникновения и соединения положительных качеств, сторон, свойств каждой из двух систем в некоем высшем гибриде. Причем конвергенция и как движеэтом направлении оценивалась как процесс, обеспечивающий кардинальное и окончательное разрешение тупиковых ситуаций вооруженного противостояния, ракетно-ядерного противоборства этой эпохи, как условие и средство устранения самой опасности ракетно-ядерной и экологической гибели человечества, как средство решения важнейших глобальных проблем современности и условие дальнейшего поступательного развития человечества.
Мирное сосуществование - понятие, обозначающее не просто жизнь бок о бок гсоударств двух систем, исключаюшее глобальный конфликт (при наличии всех других форм борьбы и противостояния), а их мирное сожительство и развитие разноплановых связей. Обоснование такого сосуществования получило свое выражение в концепциях мирного сосуществования (Восток), сдерживания и отбрасывания (Запад), "холодной войны" и разрядки напряженности, являющихся конкретизацией исходных позиций на разных этапах.
Если подойти к вопросу исторически, то уже в ходе второй мировой воины, когда в воюющих государствах (прежде всего, в Германии, США, Великобритании, Франции и СССР) шла безудержная гонка за скорейшее создание атомного оружия массового уничтожения, значительная часть естественнонаучной интеллигенции, особенно той, которая была связана с созданием этого оружия (А.Эйнштейн, Д.Сахаров, Ф.Жолио-Кюри, Дж.Бернал и другие), не могла не думать о последствиях появления столь могущественных средств массового уничтожения, о своей непосредственной ответственности перед человечеством за его создание. Результатом этого стали не только письма в официальные инстанции к власть имущим, но и обращения, манифесты, адресованные широкой общественности, нацеленные на поиск сохранения мира и человечества в возникшей новой ситуации.Исходные идеи теории конвергенции как призыв, как пожелание, как надежда первоначально проявились именно в этой, естественнонаучной среде. Отброшенные и осужденные большевистской идеологией они получили определенное социально-экономическое развитие в трудах Дж.Гэлбрейта, У.Ростоу (США), Я.Тинбергена (Швеция), Д.Сахарова (СССР), где конвергенция, понимаемая как сближение и переплетение качеств и свойств двух систем, сознательно принималась за основу рассуждений о будущем. Для этого были свои причины.
В то время (40-50-е гг. и позже), когда не только Запад ("капиталистический мир"), но и Восток ("социалистический мир") представлялись всем вполне способными к дальнейшему прогрессу, всем казалось, что будущее человечества следует так или иначе связывать с выбором: "капитализм или социализм". Не было очевидно и то, что сам этот выбор мирным путем в ближайшем будущем не реален, хотя власть имущие, получая в свои руки такую могущественную силу, как ракетно-ядерное оружие, оказываются перед искушением пустить его в ход, чтобы обеспечить победу своей стороны, своей идеологии, т.е. чтобы реализовать свой выбор. В этой обстановке естественнонаучная общественность, широкие круги интеллигенции предложили свой выход, не требующий принципиального слома ни той, ни другой системы (на что не пошла бы ни одна из сторон), свой третий путь - конвергенции двух систем, опиравшийся на бесспорную общность целого ряда проблем и сходность объективных процессов, имевших место в обеих системах.
Вера в то, что можно искусственным путем отобрать и соединить в высшем синтезе положительные стороны двух существовавших систем, была утопией, нереальной надеждой, но не потому, что естественноисторический процесс общественного развития не подчиняется наперед созданным схемам. Если бы это было так, то социальные революции как сознательно осуществляемый процесс были бы вообще невозможны, Причины состояли в другом: раскол мира на два полюса был настолько глубок, а взаимоотношения частей были столь остры и напряженны, что исключали в тех условиях возможность совместных согласованных действий в глобальном масштабе.
И все же, если по названной причине считать теорию конвергенции утопией, то это была великая утопия по меньшей мере по трем причинам.
Во-первых, теория конвергенции содержала в себе не вполне сознаваемую ее приверженцами, но верную мысль, состоящую в том, что исторически оправданного выбора нет в общепризнанной дилемме (или существующий капитализм, или "реальный социализм"). Если говорить по cyществу, то, с одной стороны, капитализм при всех своих очевидных недостатках еще не исчерпал тогда своих возможностей развития, а с другой - претендовавший на путь в будущее "реальный социализм" вовсе не был самим собой, устремленным в будущее социализмом, а представлял тупиковое социально-экономическое устройство, общество-монстр - казарменный псевдосоциализм, не только не ведущее в будущее всe человечество, но и сошедшее с общего пути прогресса, обреченное на исчезновение. Ничего подобного не содержалось в теории конвергенции, но сам ее призыв - искать третий путь в будущее - был несомненно плодотворен.
Во-вторых, теория конвергенции опять-таки спонтанно, имплицитно содержала в себе и другую мысль, состоящую в том, что будущего нет ни у существующего капитализма, ни у "реального социализма", что в наличных чертах того и другого есть только определенные аспекты, элементы, стороны, могущие быть использованными в будущем. Этим самым утверждалось, что ни существующий капитализм в том виде, в каком он существует, не может претендовать на историческую жизненность, ни "реальный социализм" не содержит в себе достаточно положительных качеств, чтобы стать основой жизнеспособного организма для будущего развития человечества.
В-третьих, теория конвергенции, видевшая будущее человечества в органическом синтезе положительных черт существующего капитализма и "реального социализма", вопреки реальным убеждениям своих приверженцев, была предтечей, предвосхищением того идеала смешанной рыночной экономики (причем экономики социально ориентированной), которая сегодня претендует на роль одного из желательных социальных идеалов будущего.
Таким образом, теория конвергенции, взятая в своем не утопическом, а рациональном смысле, представляла собой намек, надежду, призыв к созданию смешанной рыночной экономики, способной в каждой стране по-своему соединить положительные стороны конкурирующих систем, стать прочным фундаментом мирного сосуществования народов и стран, условием успешного решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Конвергенция, мирное сосуществование. В изданном в 1960 г. "Советском энциклопедическом словаре" о конвергенции написано: "Буржуазная теория, в основе которой лежит идея о якобы происходящем постепенном сглаживании экономических, политических и идеологических различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Возникла в 50-х гг. в связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства. Основные представители: Дж.Гэлбрейт, У.Ростоу (США), Я.Тинберген (Нидерланды) и др. Коренной порок теории конвергенции - технологический подход к анализу социальноэкономических систем, игнорирующий принципиальные отличия в характере собственности на средства производства при капитализме и социализме".
Такова была (а в значительной степени сохраняется и сейчас) официозная оценка этого важнейшего политического понятия. Но одновременно получают распространение - и в условиях гласности частично проникают на страницы печати - альтернативные точки зрения, по моему мнению, более правильно отражающие историческую реальность и ее требования. Ниже излагается позиция автора данной статьи.
Человечество оказалось в XX в, в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши. Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели. Единственное, чего мы не знаем, - какую долю пути мы прошли, сколько осталось до критической черты, после которой уже нет возврата. Будем все же надеяться, что осталось достаточно, чтобы успеть вовремя ocтановиться. В ряду глобальных проблем - колоссальная неравномерность мирового экономического и социального развития, угрожающие тенденции в "третьем мире", голод, болезни, нищета сотен миллионов людей. Безусловно, необходимы срочные меры для предотвращения непосредственной опасности скатывания в пропасть термоядерной войны - урегулирование региональных конфликтов путем компромиссов, движение к глубокому разоружению, к достижению равновесия и оборонительного характера обычных вооружений. Столь же необходимы срочные меры внутригосударственного и международного характера для улучшения экологической ситуации, международные усилия для смягчения проблем "третьего мира".
Однако я убежден, что единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества, решения других глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и идеологические отношения, т.е. в моем понимании - конвергенция. Именно разделение мира придало глобальным проблемам такую трагическую остроту, поэтому только устранение этого разделения может их разрешить.
В разделенном мире неизбежно будет сохраняться в той или иной мере недоверие, подозрительность. Поэтому все международные соглашения окажутся недостаточно надежными. Очень трудно будет обеспечить необратимость разоружения. В момент обострения "орала" вновь могут быть перекованы на "мечи". Возможности современной техники сейчас многократно превосходят возможности периода второй мировой войны - Манхэттенского проекта и создания ФАУ-2. В случае военной мобилизации можно очень быстро сделать даже на пустом месте десять (или тридцать) тысяч ракет и термоядерных зарядов к ним и многое другое, не менее страшное. То есть опасность уничтожения человечества сохраняется. Определяющая экономическая задача в разделенном мире - не отстать (или, соответственно, - догнать и перегнать). Между тем перестройка производства, всего образа жизни на экологически безопасный путь требует большого самоограничения, отказа от форсированного развития. В условиях конкуренции, соревнования двух систем это невозможно, то есть экологическая проблема тоже не получает своего разрешения. Неэффективной по тем же причинам в разделенном мире окажется также борьба с другими глобальными опасностями.
Конвергенция подразумевает отказ от догматизма капиталистической идеологии ради спасения человечества. В этом смысле идея конвергенции примыкает к основному тезису нового политического мышления перестройки. Конвергенция тесно связана с экономическим, культурным, политическим и идеологическим плюрализмом. Если мы признаем, что такой плюрализм возможен и необходим, то мы тем самым признаем возможность и необходимость конвергенции. Близки к идеям конвергенции фундаментальные концепции открытости общества, гражданских прав человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека ООН, а также - в более отдаленной перспективе - концепция общемирового правительства.
Если мы проанализируем основные тенденции в развитии современного мира, отвлекаясь от частностей и зигзагов, то мы увидим несомненные признаки движения в сторону плюрализма.
В тех странах, которые мы называем капиталистическими или западными, во всяком случае во многих из них наряду с частным сектором возник сектор государственной экономики. Еще более существенно развитие различных форм участия трудящихся в управлении и прибылях. Чрезвычайно важно создание во всех странах Запада институтов социальной защиты населения. Вероятно, мы можем сказать, что эти институты - социалистические по своей природе, но они превосходят по своей эффективности все то, что мы реально имеем в странах, называющих себя социалистическими. Я рассматриваю все эти изменения как капиталистическую часть общемирового процесса конвергенции.
В социалистических странах трагический путь сталинизма (и различных его вариантов) повсеместно привел к антиплюралистическому обществу. Однако, эта система оказалась неэффективной перед лицом задач интенсивного развития в условиях научно-технической революции чрезвычайно бюрократизированной, социально ущербной и коррумпированной, губительной в экологическом смысле и расточительной в отношении человеческих и природных ресурсов.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях