концепция, предполагающая, что власть в государстве так или иначе определена конституцией.
Конституционализм
Конституционализм
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Конституционализм
(лат. - устройство) - стремление к ограничению прав верховной власти законом, конституцией, которая должна определять устройство государства, права и обязанности всех слоев общества.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Конституционализм
1) юридическая доктрина современной правовой государственности (см.государство правовое, государство социальное).
2) ряд юснатуралистических доктрин (см. юснатурализм) рассматривают правовую государственность как недосягаемый идеал и считают конституционализм несовершенной актуализацией правового идеала.
2) ряд юснатуралистических доктрин (см. юснатурализм) рассматривают правовую государственность как недосягаемый идеал и считают конституционализм несовершенной актуализацией правового идеала.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Конституционализм
1) наличие законов или конституций, которые регулируют государственное правление; 2) установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.
Источник: Политико-терминологический словарь
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
1) политико-правовая теория, определяющая взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности; 2) правление, ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Конституционализм
политический режим, основанный на определенной форме демократии: он отличается следующим:
- разделение полномочий в сфере исполнительной власти, которое предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества;
- коалиционность, она означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно его представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются самостоятельно, а конституционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства;
- пропорциональность, которая является основным принципом при реализации политического представительства, в т. ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета;
- право вето меньшинства, участвующего в коалиции, заставляющее учитывать его потребности при принятии важных политических решений.
Примеры относительно успешных консоциативных демократических, политических режимов - Швейцария (с 1943), Бельгия (после первой мировой войны), частично консоциативные политические режимы в Канаде. Австрии и других станах мира.
- разделение полномочий в сфере исполнительной власти, которое предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества;
- коалиционность, она означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно его представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются самостоятельно, а конституционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства;
- пропорциональность, которая является основным принципом при реализации политического представительства, в т. ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета;
- право вето меньшинства, участвующего в коалиции, заставляющее учитывать его потребности при принятии важных политических решений.
Примеры относительно успешных консоциативных демократических, политических режимов - Швейцария (с 1943), Бельгия (после первой мировой войны), частично консоциативные политические режимы в Канаде. Австрии и других станах мира.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
1) совокупный образ, идея ограничения выборными общественными институтами единоличной или клановой власти на основе юридически оформленного и легитимно установленного закона; 2) политико-правовая теория, обосновывающая возможность и необходимость установления конституционного строя; 3) деятельность государственных лиц, политических групп, партий или движений по реализации определенных конституционных идей и проектов.
К. как в теоретическом, так и практическом аспектах исходит из таких базовых демократических принципов и ценностей, как идея господства права в общественной жизни, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, подчиненность институтов власти интересам народа.
Появление самой конституционной идеи, а также первые практические опыты ее реализации относятся к достаточно ранним этапам развития государств (см. статью «Конституция»).
Фундаментальное теоретическое обоснование эта идея получает в XVII–XVIII вв. в западноевропейской (в основном, английской и французской) политической и философской мысли.
В основе этого теоретического обоснования лежала идея естественного права, которая, в свою очередь, постулировала два базовых положения для устройства государственной жизни: 1) постулат о равенстве всех граждан перед законом (направлено против феодальных сословных различий и привилегий) и 2) постулат о народе как единственном источнике власти, о народном суверенитете (направлено против средневековой догмы о божественном происхождении монархической власти). Из этих исходных постулатов вытекали другие положения и принципы К.
Конституционный порядок в государстве обеспечивается существованием органов (или ветвей власти), независимых друг от друга и равноценных по своему правовому статусу (принцип разделения властей, подразумевающий в своей классической модели существование трех независимых ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной). Тем самым достигалось ограничение власти путем ее разделения, рассредоточения.
Важнейшим для К. является и вопрос о механизме формирования властных органов. Власть народа в конституционном государстве обеспечивается через выборных представителей в государственных органах и органах местного самоуправления. Ключевыми в данной формуле являются слова «власть народа», ибо речь идет не о выборном представительстве как таковом (различные формы такого представительства существовали в самых разных общественных системах). В своей идеальной форме в конституционных государствах предполагается представительство всего народа, основанное на всеобщем политическом равенстве, выражающемся, прежде всего, во всеобщем избирательном праве — праве каждого гражданина избирать и быть избранным. Конечно, такие права не могут иметь абсолютный характер, хотя бы в силу естественных ограничений: возраст, дееспособность, оседлость и т.д. Но они могут и должны максимально приближаться к этому абсолюту.
На различных (особенно первоначальных) исторических этапах развития конституционных государств представительство всего народа имело очень условный характер, так как оно (это представительство) ограничивалось разными экономическими и социальными цензами — имущественным, образовательным, половым и т.д. Реализацией данных принципов достигалось ограничение власти путем постановки ее в зависимость от воли народа, общества.
Для того чтобы действовали первые два условия, в конституционном обществе законодательным образом провозглашаются и закрепляются основные права и свободы человека: 1) право собственности; 2) право собраний и союзов (партий); 3) право свободного высказывания мнений в устной и печатной форме (право голоса, печати); 4) право передвижений; 5) право выбора вероисповеданий, бытовой культуры и другие. Это означало ограничение власти (как целого) путем установления незыблемых параметров прав и свобод каждой личности (как части).
По мере распространения идеи и практики К. в XIX–ХХ в. в мире (особенно в Латинской Америке, Африке и Азии) его изначальные постулаты и принципы существенно дополнялись и адаптировались к специфическим политическим и социальным условиям различных стран и регионов мира.
Е.Н. Мощелков
К. как в теоретическом, так и практическом аспектах исходит из таких базовых демократических принципов и ценностей, как идея господства права в общественной жизни, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, подчиненность институтов власти интересам народа.
Появление самой конституционной идеи, а также первые практические опыты ее реализации относятся к достаточно ранним этапам развития государств (см. статью «Конституция»).
Фундаментальное теоретическое обоснование эта идея получает в XVII–XVIII вв. в западноевропейской (в основном, английской и французской) политической и философской мысли.
В основе этого теоретического обоснования лежала идея естественного права, которая, в свою очередь, постулировала два базовых положения для устройства государственной жизни: 1) постулат о равенстве всех граждан перед законом (направлено против феодальных сословных различий и привилегий) и 2) постулат о народе как единственном источнике власти, о народном суверенитете (направлено против средневековой догмы о божественном происхождении монархической власти). Из этих исходных постулатов вытекали другие положения и принципы К.
Конституционный порядок в государстве обеспечивается существованием органов (или ветвей власти), независимых друг от друга и равноценных по своему правовому статусу (принцип разделения властей, подразумевающий в своей классической модели существование трех независимых ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной). Тем самым достигалось ограничение власти путем ее разделения, рассредоточения.
Важнейшим для К. является и вопрос о механизме формирования властных органов. Власть народа в конституционном государстве обеспечивается через выборных представителей в государственных органах и органах местного самоуправления. Ключевыми в данной формуле являются слова «власть народа», ибо речь идет не о выборном представительстве как таковом (различные формы такого представительства существовали в самых разных общественных системах). В своей идеальной форме в конституционных государствах предполагается представительство всего народа, основанное на всеобщем политическом равенстве, выражающемся, прежде всего, во всеобщем избирательном праве — праве каждого гражданина избирать и быть избранным. Конечно, такие права не могут иметь абсолютный характер, хотя бы в силу естественных ограничений: возраст, дееспособность, оседлость и т.д. Но они могут и должны максимально приближаться к этому абсолюту.
На различных (особенно первоначальных) исторических этапах развития конституционных государств представительство всего народа имело очень условный характер, так как оно (это представительство) ограничивалось разными экономическими и социальными цензами — имущественным, образовательным, половым и т.д. Реализацией данных принципов достигалось ограничение власти путем постановки ее в зависимость от воли народа, общества.
Для того чтобы действовали первые два условия, в конституционном обществе законодательным образом провозглашаются и закрепляются основные права и свободы человека: 1) право собственности; 2) право собраний и союзов (партий); 3) право свободного высказывания мнений в устной и печатной форме (право голоса, печати); 4) право передвижений; 5) право выбора вероисповеданий, бытовой культуры и другие. Это означало ограничение власти (как целого) путем установления незыблемых параметров прав и свобод каждой личности (как части).
По мере распространения идеи и практики К. в XIX–ХХ в. в мире (особенно в Латинской Америке, Африке и Азии) его изначальные постулаты и принципы существенно дополнялись и адаптировались к специфическим политическим и социальным условиям различных стран и регионов мира.
Е.Н. Мощелков
Источник: Политический словарь нашего времени.