КОНСТИТУЦИЯ
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Сводный словарь по политологии
К. - основа всего законодательства страны и обладает высшей юридической силой. К. разрабатываются обычно либо парламентом, либо специальным органом (учредительным собранием, конституционным комитетом или совещанием) и одобряются парламентом, учредительным собранием или через референдум. В ряде случаев К. разрабатываются монархами, президентами и принимаются ими. Такие К. называются октроированными К. По способу изменения К. подразделяются на мягкие и жесткие. Последние, в отличие от первых, устанавливают особый, более сложный, чем для принятия обычных законов, порядок для внесения в них изменений и дополнений. В связи с тем, что в отдельных государствах (напр., в Великобритании) нет К. как особого документа, хотя реальное конституционное устройство закрепляется др. законами, К. подразделяются на писаные и неписаные.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
По форме К. делятся на кодифицированные, не кодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К., является не кодифицированной. К. смешанного типа включают себя не только парламентские законы, судебные прецеденты, но также обычай и доктринальные толкования, т.е. являются частично писанными.
По срокам действия К. делятся на постоянные и временные.
Ныне действующая российская была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. К. РФ состоит из Преамбулы, 137 статей (объединенных 9 главами) и Заключительных и переходных положений из 9 пунктов.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Появление документов конституционного типа относится к самым ранним этапам истории человеческой цивилизации. Первыми же номинальными конституциями (т.е. документами, буквально объявляющими себя конституциями) принято считать Конституцию США 1787 г. и Конституцию Франции 1791 г. К числу первых номинальных конституций следует также отнести Конституционные законы Венгрии 1791 г., Конституционный закон (Конституцию) Польши 1791 г. (действовали небольшой период), а также конституции Швеции (1809), Норвегии (1814), Испании (1815). Примечательно, что в 1815 г. конституция (Конституционная хартия) была «дарована» императором Александром I части Российской империи — Царству Польскому.
Более чем за два века существования конституционных порядков сформировалась сложная и разноплановая классификация конституций. Данная классификация касается 1) порядка возникновения конституций: а) октроированные, т.е. дарованные монархом, правителем; б) принятые представительным органом (парламентом); в) принятые специально созванным для этого учредительным форумом (собранием); г) одобренные на всеобщем референдуме; 2) структуры конституций: а) кодифицированные, т.е. существующие в виде единого и целостного документа; б) некодифицированные, т.е. представляющие собой совокупность различных самостоятельных актов; 3) по порядку изменений конституций: а) гибкие — изменения принимаются путем принятия обычного закона; б) жесткие — изменения невозможны или сильно усложнены; в) комбинированные — допускаются изменения только в отдельных статьях.
День провозглашения конституции во многих странах является ежегодным национальным праздником.
Е.Н. Мощелков
Источник: Политический словарь нашего времени.
Конституцией определяются общие рамки функционирования системы государственного управления. В ней содержится официальное заявление о структуре и полномочиях основных ветвей власти, характере отношений между ними, а при федеративном государственном устройстве — указания на ограничения полномочий федеральной и региональной власти. Кроме того, в конституции обычно содержатся положения, регулирующие взаимоотношения между властью и гражданами, декларирующие то, что определяется термином «гражданские права».
В дополнение к сведениям по структуре органов власти конституцией провозглашается ряд основополагающих правил ведения политической деятельности, которые впоследствии конкретизируются в соответствии с традициями и сложившейся практикой (именуемыми «конституционными обычаями»). Отход от конституционных норм может выражаться в следующих двух формах: неконституционное действие (противоречащее духу или букве конституции) и антиконституционная деятельность (демонстрирующая полное пренебрежение конституционным порядком и, возможно, имеющая целью его свержение).
Обычно в стране существует единый документ, в котором содержатся сведения о принципах функционирования государственной системы управления. Примером документа такого рода может служить американская Конституция 1787г. Конституции обладают главенствующим статусом по отношению к обычному законодательству, а действия, противоречащие их положениям, могут быть отменены в порядке судебного надзора. Положения конституции имеют основополагающий характер и не могут быть изменены в рамках обычного законотворческого процесса («жесткая» конституция).
Великобритания, Новая Зеландия и Израиль являют собой пример стран, где конституция не имеет материального воплощения в виде единого свода уложений о существующей в стране системе правления и определяется как «неписаная». Вся информация такого рода содержится в ряде различных источников. Обычно эти конституции являются «гибкими», что подразумевает возможность их изменения в порядке осуществления обычной законотворческой деятельности.
См. также статьи «Гражданские права», «Права человека», «Разделение властей», «Судебный надзор», «Федеративная система правления».
Источник: 101 ключевая идея политика
В России новая конституция (в т. н. «ельцинской» редакции) была принята в 1993 году. Этот документ соответствовал, как тогда казалось, всем нормам международного права. Однако впоследствии оказалось, что российская конституция — всего лишь декларация, и что она по своей сути противоречива. Так, к примеру, нигде в этом документе не обозначен Русский народ, как государствообразующий народ России, тем самым проводится самая настоящая дискриминация Русских относительно других коренных народов России (хотя они тоже не перечислены поименно, однако в конституции за ними определено право на самоопределение, чем и воспользовались многие в период парада суверенитетов). Более того, в конституции Россия определена как многонациональное государство с федеративным государственным устройством, что в принципе нарушает те самые нормы международного права, которым конституция по своим же положениям должна удовлетворять. Так относительно многонациональности сказано, что государство является мононациональным в случае, если национальное большинство в нем составляет более двух третей (67 %) населения . По данным любых переписей населения, проводившихся в Российской Империи, СССР и современной России, Русские составляют более 80 % населения. С другой стороны, федеративное устройство влечет за собой внутреннюю разделенность Русских, которые проживают и составляют большинство практически во всех субъектах Российской Федерации. В то же самое время практически любой другой народ России имеет свое государственное образование, многие — республики в составе России.
В Российской Федерации день принятия новой конституции (12 декабря) отмечается в качестве государственного праздника, который до 2005 года был выходным днем. Это еще раз обнаруживает тот факт, что силы, захватившие власть в стране, пытаются уничтожить народ России, в том числе и через разрушение традиционных устоев, одним из аспектов которых являются праздники. Таким образом отменяются уже давно устоявшиеся праздничные дни и вводятся совершенно непонятные, новые праздники, когда простые граждане даже не понимают, что им праздновать, какое событие отмечать (см. в дополнение — день независимости).
См. также: демократия, международное право, национальная политика, парад суверенитетов, парламент, права женщин, президент, разжигание, референдум, Российская Федерация, свобода вероисповедания, свобода слова, социальная политика, суд присяжных, цензура.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов. Правоведы различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной. Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены путем принятия обычного закона. Жесткие конституции изменяются только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента (иногда референдума), ратификации поправок определенным числом субъектов федерации. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные.
Первой на территории России была принята была Конституция РСФСР 1918 года. Ныне в России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Конституция закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Особое значение в жизни государства и общества играют конституционные принципы - закрепленные конституцией требования, в соответствии с которыми должна формироваться система правового регулирования. Конституционные принципы определяют основы конституционного строя государства в целом, его отдельных институтов, политической системы, правового статуса человека и гражданина, территориальной организации государства, экономической системы. Конституционные принципы юридически выстраивают содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России составляют республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Принцип соблюдения конституции и конституционно-правовых актов всеми властными органами, судами и гражданами называется конституционностью (конституционной законностью).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
К. СССР в соответствии с волей и интересами трудящихся оформляет и закрепляет основы социалистического общественного строя и политики СССР, права, свободы, обязанности граждан, национально-государственное устройство СССР, принципы организации и деятельности государственных органов. Советские конституции создаются на основе марксистско-ленинской теории, идей научного коммунизма.
Первая Советская К. Конституция РСФСР, принятая в июле 1918, закрепила завоеванную в ожесточенной классовой борьбе диктатуру пролетариата. В 1924 была принята Конституция Союза ССР, оформившая добровольное объединение равноправных советских республик в единое многонациональное союзное государство. К. СССР 1936 отразила важный исторический итог классовой борьбы ликвидацию эксплуататорских классов и построение основ социализма в СССР 7.Х 1977 в СССР принята новая К. В ней отражены итоги революционно-преобразующей деятельности партии и народа после победы Октября и дана ясная перспектива дальнейшего совершенствования социализма. В К. законодательно закреплен общенародный характер Советского государства, принадлежность всей власти народу, дается характеристика руководящей и направляющей роли КПСС, определяется структура политической системы СССР, утверждается построение государства в соответствии с принципом демократического централизма, устанавливается национально-государственное устройство на основе принципа социалистического федерализма. Утверждается принципиальное положение о том, что основой экономической системы СССР является социалистическая собственность на средства производства. В Конституции СССР 1977 сохраняется преемственность и получают развитие идеи и принципы прежних советских К. применительно к условиям нового этапа развития советского общества.
В Конституции 1977 закреплены демократические принципы формирования и деятельности Советов Определены пути укрепления связей Советов, их депутатов с массами. Отражена важная роль, к-рую играют в политической системе общества, во всей жизни страны профсоюзы, комсомол, кооперативные и др. общественные организации трудящихся, трудовые коллективы. В Конституции 1977 расширены социальные, а также политические права и свободы.
Все важнейшие принципы К. выдержали проверку временем, хотя ее потенциал не всегда использовался в полной мере.
Вместе с тем нельзя рассматривать К., как нечто неизменное. И для ныне действующей К. актуально высказывание В.И. Ленина о том, что она «концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и пополняться практическим применением ее к жизни». Это подтверждает начавшаяся в стране перестройка, в т.ч. институтов нашей государственности. Этот процесс не может не затронуть и действующую Конституцию СССР.
Особое значение имеют в этой связи существенное расширение прав Советов и функций трудовых коллективов, совершенствование избирательной системы, предоставление более широких прав общественным организациям, совершенствование механизма управления экономикой, новые подходы в отношении к формам общественной собственности и самоуправления.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Единственный вопрос из сферы «конституцеведения», на который большинство опрошенных смогли дать верный ответ — каким именно государством, согласно основному закону, является Россия: 66% респондентов указали на федеративный характер ее устройства. Немало, однако, и тех, кто считает нашу страну союзом независимых государств (14%), либо полагает, что Россия является унитарным государством.
Лучше остальных информированы об обстоятельствах принятия Конституции наиболее обеспеченные россияне, что, впрочем, вполне понятно — эти люди сумели добиться успеха, прежде всего материального, в стране, живущей по этому основному закону, и кому как не им проявлять к ней внимание и уважение. Весьма «продвинутыми» в этом вопросе оказались и сторонники «Родины», в то время как коммунисты, сторонники ЛДПР и «партии власти» продемонстрировали сравнительно невысокий уровень «включенности» в этот вопрос. Хотя значительная часть россиян имеет весьма смутное представление о том, когда и как была принята Конституция России и какие основы государственного устройства в ней заложены, тем не менее, за последние два года заметно повысилась доля тех, кто проголосовал бы за ее принятие — с 36 до 51%. Одновременно на 9% снизилась доля противников действующей версии основного закона страны (с 20 до 11%). Избиратели «Единой России», несмотря на сравнительно невысокую информированность о Конституции, являются самыми активными ее сторонниками — сегодня за основной закон проголосовали бы 58% респондентов, поддерживающих «партию власти». В электоратах других партий она получила бы 48-50% голосов «за».
Практически все основные права и свободы граждан сегодня более востребованы, чем два года назад. Наиболее заметно выросла их значимость в сфере частной жизни людей — важность права на свободу и личную неприкосновенность, на жизнь, на родной язык, свободу от вмешательств в частную жизнь отметили на 9–14% респондентов больше, чем в 2003 г.
Кроме того, выросла ценность прав на жилище, на отдых, а также политических и гражданских прав и свобод — избирать и быть избранным, на судебную защиту, свободу передвижения по стране и за ее пределами (рост востребованности на 7–8%).
Наиболее значимыми сегодня являются «витальные» права и свободы: право на жизнь, на труд, на свободу и личную неприкосновенность, а также право на охрану здоровья, на жилище — их отметили свыше 40% опрошенных. К правам «средней» значимости можно отнести право на отдых (39%), на социальное обеспечение (36%) и на защиту частной жизни (34%). Менее всего россиянами востребованы политические права и свободы — право на участие в общественно-политической жизни, право избирать и быть избранным и свобода объединений в общественные и политические организации. Они представляются важными от 4% до 13% опрошенных. Итак, с одной стороны, есть права и свободы, которые являются абсолютной ценностью в любой стране в любое время. Это, безусловно, право на жизнь и базовые социальные права и гарантии: труд, отдых, здоровье, жилище. С другой стороны, значимость этих и некоторых других прав и свобод можно объяснить их дефицитностью, ведь многие сегодня не чувствуют себя защищенными, прежде всего в социальном отношении. Что же касается политических прав и свобод, то здесь несколько иная картина. Многие россияне хотя и ценят их, но не рассматривают как нечто достойное борьбы или что следует отстаивать. Отсюда и их восприятие (прежде всего права на участие в политической жизни) — как малозначимых и необязательных.
Н. Н. Седова
Источник: Словарь политических терминов.
В конституции определены основы государственного строя, обозначены полномочия органов власти различных уровней, сформулированы права и обязанности граждан государства. Большинство из ныне действующих в мире конституций соответствует международным правовым нормам, зафиксированным в документах ООН, других наднациональных организаций.
Устав ООН, подписанный странами-участниками на учредительной конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является своеобразной конституцией мирового сообщества и одним из основных источников международного права.
Есть страны, где отсутствуют конституции. Это абсолютные монархии, например, на Аравийском п-ове или Великобритания, где до сих пор источником права является историческая традиция и юридический прецедент.
Одной из первых конституций в мире в современном понимании этого слова является Конституция США. 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс бывших британских колоний в Северной Америке, вступивших в войну с метрополией, утвердил Декларацию независимости, написанную Т. Джефферсоном. В ней обосновывались основанные на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. Эти принципы легли в основу Конституции Соединенных Штатов, выработанную конвентом в Филадельфии, который открылся 25 мая 1787 г. По инициативе Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции, названные «Биллем о правах», законодательно закрепившим демократические свободы.
С точки зрения современного права это достаточно архаичный документ, в ст. 1 закрепляющий право на свободу слова и свободу совести, а в ст. 2 — «право народа хранить и носить оружие», т. е. право молиться каким угодно богам и в кого угодно стрелять. С другой стороны, впервые в юридической практике были законодательно закреплены и обязательства гражданина в отношении государства.
Эта норма нашла выражение и в законотворчестве других стран. Особенно ярко это проявилось во время Великой Французской революции. Один из ее вождей, журналист Ж.-П. Марат, в период парламентских дискуссий о будущем устройстве Франции в Национальном учредительном собрании написал брошюру «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая повлияла на принятие законодателями «Декларации прав человека и гражданина», ставшей, по сути дела, Конституцией Франции на ближайшие годы.
Конституции США, Франции и ряда других государств, которые легли в основу международного права, возникли не на пустом месте. С глубокой древности во всех государствах существовали зафиксированные в письменной форме законы и неписаные, существующие в устной традиции, нормы. Среди них, например, «Законы Хаммурапи» в Междуречье, «Законы Ману» в Индии, «Законы 12 таблиц» в Древнем Риме, «Салическая правда» у франков и «Русская правда» в Древней Руси времен Ярослава Мудрого. Для религиозных евреев Талмуд до сих пор является основным законом жизни, который определяет не только особенности отправления культа, но и правила экономической и юридической деятельности иудеев (см. Иудаизм). Нормы шариата для последователей ислама также не ограничиваются только богословскими и ритуальными аспектами, влияя на принятие государственных решений и являясь источниками права, а в ряде стран шариат заменяет собой конституцию и прочие правовые акты.
Однако, ни фетвы мусульманских улемов, ни вердикты раввинов, ни «варварские правды», ни кодексы древних восточных деспотий так и не стали базой для формирования международного права и прообразами будущих конституций. Поэтому, когда речь идет об основном законе любой страны, подразумевается продукт права, рожденный исключительно западной цивилизацией.
На самом деле принцип личной свободы, прав человека — не более чем юридическое обоснование частной собственности, которая в большинстве конституций мира провозглашается одной из основ общества. Именно поэтому в странах, не входящих в западное сообщество — монархиях Востока, бывшем Советском Союзе и странах социалистического лагеря — конституции либо вовсе отсутствовали, либо носили принципиально иной характер, нежели конституции буржуазных государств — Америки, Франции, Германии и т. д.
Даже в Российской империи, в которой никогда не ставился под сомнение сам принцип частной собственности, конституционно это так и не получило достаточного оформления. Конституция так и не была принята ни при Александре II, хотя проект ее был подготовлен, ни при последнем русском императоре Николае II. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего переход к конституционной монархии, 23 апреля 1906 г. царь утвердил Свод основных государственных законов. Но и это не стало Конституцией в классическом смысле. Принятые после победы в октябре 1917 г. большевиками Конституции РСФСР (1919), СССР (1924, 1936, 1977), гарантируя права и свободы, провозглашали приоритет общественной (социалистической, коллективной) собственности.
После событий августа 1991 — октября 1993 гг. в России была принята ныне действующая Конституция, при написании которой были взяты за образец основные законы Франции и США. Одобренный Конституционным совещанием проект Основного закона Российской Федерации был вынесен на всенародное голосование. За проект проголосовали 58,4% от числа принявших участие в референдуме — более трети от общего количества имеющих право голосовать. В этот день, 12 декабря 1993 г., прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. Согласно действующему Основному Закону, Российская Федерация — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а носителем и источником суверенитета является его народ.
Россия по Конституции является социальным и светским государством. В Конституции РФ зафиксирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами государственной власти в стране являются Президент, Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство, судебные органы. В регионах (субъектах Федерации — республиках, краях, областях, автономных округах) — образуемые на местах органы власти, включая и органы местного самоуправления.
Россия — президентская республика. Согласно Основному закону глава государства обладает самыми широкими полномочиями, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и является гарантом Конституции. Правительство РФ осуществляет функции исполнительной власти. Нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума — разрабатывает федеральные законы, которые затем, после утверждения их верхней палатой — Советом Федерации (сенатом), состоящим из представителей регионов, поступают на подпись президенту.
В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.
В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.
Пятая по счету в российской истории Конституция уже сыграла свою роль в консолидации общества. Главным показателем ее результативности является не юридическая чистота понятий, заложенных в ней, и соответствие реалиям российской действительности и общественным ожиданиям, а стабильность.
Несмотря на определенное несовершенство, свойственное, впрочем, всем конституциям разных стран мира, Конституция РФ является важнейшим стабилизирующим фактором современной России.