КОНСТАНТИН V

Найдено 1 определение
КОНСТАНТИН V
719–755) Византийский император с 741 года, из Исаврийской династии. Подавил в 743 году восстание столичной знати. Одержал победы над арабами (746, 752) и болгарами (у Анхиала в 763 году и др.). Проводил политику иконоборчества. 18 июня 741 года умер Лев III, императорский престол перешел к его сыну Константину, воспитанному в духе фанатичного иконоборчества. Иконоборцы считали, что иконопочитание есть извращение христианства. Иконопочитатели, в свою очередь, это отвергали. Подобно своему отцу, Константин был императором-полководцем, близким к фемному войску. Он не снискал популярности среди городской знати, распространявшей о нем всевозможные порочащие слухи. Во враждебных кругах ему дали прозвище Копроним (в славянских памятниках: «гноеименитый»), утверждая, что младенцем при крещении он обмарался в купели. Его называли Каваллинос («кобылятник»)— за пристрастие к лошадям. В византийских источниках нет более презренного имени, чем Константин V. В этом нет ничего удивительного победившая партия иконопочитателей полностью овладела историографией, и вплоть до конца Византии все хроники единогласно проявляют лютую ненависть к Константину. После смерти отца Константин смог утвердиться на троне лишь после упорной борьбы со своим зятем Артавасдом, стратигом опсикийского войска. Едва он узнал в 742 году о кончине тестя Льва Исавра, как сразу взял клятву с подчиненных ему войск стоять за него и не признавать императором никого другого. В это время римская армия находилась во Фригии и готовилась к походу на арабов. Константин вызвал Артавасда к себе в лагерь на военный совет. Артавасд отправился в надежде, что сможет легко захватить своего врага, но Константин послал навстречу зятю патрикия Висира, и когда узнал, что тот убит, бежал в Анатолийскую область. Местное население благожелательно приняло его и обещало поддерживать до самой смерти. Фракисийское войско также приняло сторону Константина. Между тем Артавасд овладел столицей. Магистр Феофан провозгласил его императором, а византийцев уверил, что Константин умер. Артавасд послал за своим сыном Никифором, бывшим тогда стратигом во Фракии, и поручил ему охрану Константинополя. Сам он, едва вступив в город, восстановил почитание икон и стал готовиться к отражению нападения. Весной следующего года, собираясь в поход, он назначил младшего сына Никиту стратигом войска Армениаков, а старшего, Никифора, венчал на царство. Но если Опсикий был за Артавасда, то прочие фемы решительно выступили против него, и после 16-месячной гражданской войны 2 ноября 743 года Константинополь был взят фемными войсками. Феофан сообщает, что Константин приказал провинциальным архонтам грабить дома горожан, масса сторонников Артавасда была осуждена. Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию, в Пузанскую крепость, но вскоре был захвачен. Император велел с позором влачить их связанных во время конских состязаний, а потом ослепить. После разгрома столичной знати власть Константина окрепла, и иконоборчество снова стало политикой империи. Можно предполагать, что именно после подавления восстания Артавасда фема Опсикий была разделена на три фемы — Оптиматов, Вукелариев и собственно Опсикий. Политика укрепления центральной власти империи и расширения границ была основным стремлением провинциальной знати, овладевшей государственным аппаратом. При Константине V в основном эта политика проводилась удачно. Константин предпринял удачный поход в Исаврию, захватив Германикию и часть Сирии. Германикия была вновь отвоевана арабами в 768 году, а через два года арабы проникли в Малую Азию, но были наголову разбиты фемными войсками. Во время успешных походов Константин переселял христианское население захваченных областей в европейские провинции. Успехам Константина способствовали смуты в халифате; после свержения династии Омейядов центр халифата был перенесен в Багдад. Еще в 716 году между болгарами и византийцами был заключен мирный договор; согласно обязательству, Византия ежегодно выплачивала болгарскому хану субсидии. В 752 году Константин переселил много сирийцев и армян во Фракию. Византийский император начал укреплять границу, строить крепости во Фракии и расселять здесь пленных в качестве воинов. Это не понравилось болгарскому хану Кормисошу, потребовавшему повышения субсидий (755). Константин отказал ему. Тогда болгары напали на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя. Разгневанный византийский император решил разгромить Болгарское государство, начав поход от границ Фракии и высадив в устье Дуная мощный десант (756). В битве у Маркелл болгары потерпели поражение. Кормисош вынужден был запросить мира, но и Константину не удалось полностью подчинить Болгарию. Новый болгарский хан Телец решил взять реванш, однако Константин внимательно следил за событиями в Болгарии и сумел своевременно подготовить отпор. Он отправил сильный флот с кавалерийским десантом к Анхиалу, а сам с большой армией вторгся в Болгарию. 30 июня 763 года Телец выступил навстречу. Битва у Анхиала закончилась полным разгромом болгар. Большое количество пленных, в том числе представители высшей болгарской знати, были отправлены в Константинополь. Телец был свергнут, и вскоре после этого болгары заключили мир с Византией. Развивая успех в борьбе с Болгарией, Константин решил расправиться со славянами Македонии, во главе которых стоял князь северян Славун. Без объявления войны Константин напал на славян. В числе пленных оказались и греки, «скамары» (так называли повстанцев из греческого населения, отказавшихся от христианства), а также сам князь Славун. Главарь скамаров подвергся по приказу императора ужасающему наказанию — ему отрубили руки и ноги и живым вскрыли, чтобы врачи могли наблюдать жизнедеятельность человеческого организма, после этого он был сожжен. Заручившись содействием представителей болгарской знати, Константин намеревался полностью подчинить Болгарию, но посланный им флот был рассеян бурей в июле 766 года. Дальнейшие походы также не принесли особых удач. Константин V проводил активную политику иконоборчества. С 10 февраля по 27 августа 754 года заседал вселенский собор в одном из предместий Константинополя. Единогласно все 338 представителей церкви приняли положения о том, что иконопочитание возникло вследствие козней сатаны. Писать иконы Христа, богоматери и святых — значит оскорблять их «презренным эллинским искусством». Запрещалось иметь иконы в храмах и частных домах. Собор принял также меры против расхищения церковных сокровищ под предлогом борьбы против священных изображений. Все «древопоклонники и костепоклонники» (т.е. почитавшие мощи святых) предавались анафеме и особо Иоанн Дамаскин и Герман. Собор 754 года встретил критику со стороны римского Папы и всей западной церкви. В 769 году на Римском церковном соборе были отвергнуты иконоборческие положения собора 754 года. Неудачной оказалась и попытка Константина опереться в этих спорах на поддержку Франкского королевства. Именно после собора 754 года монашество выступает на сцену как наиболее решительный противник иконоборчества. Борьба против икон была материально невыгодна монастырям. Дело не только в том, что отдельные монастыри вели бойкую торговлю иконами и реликвиями святых. Более важно иное обстоятельство монашество (особенно столичных и подгородных монастырей) было тесно связано с городской знатью, невзлюбившей императора. Наконец, на позицию монашества влияло давнее соперничество между монастырями и епископатом. Решения ряда соборов ставили монастыри под власть епископата, тогда как монахи стремились к независимости. И теперь представился удобный повод не подчиниться центральному церковному управлению и епископату под предлогом несогласия с канонами собора 754 года об иконоборчестве. Встретив сопротивление, император начал террор, особенно против городской знати. В столице Константин стремился натравить городское население на монахов, которых называл «мраконосителями». Монахов выводили на ипподром для публичного осмеяния, фактически в Константинополе организовывались погромы монахов. Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению, Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами; некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и другие члены. Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи. Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. В 764 году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре. Тогда же был подан донос на патриарха Константина, его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы. Гонения на непокорных, фрондирующих монахов затронули и провинцию. Стратиг Фракисийской фемы Лаханодракон в 770 году собрал монахов и монахинь в Эфесе и предложил им на выбор или немедленно вступить в брак и стать светскими лицами, или же быть ослепленными и изгнанными. Большинство подчинилось стратигу и бросило монашескую жизнь, но нашлись и фанатики, предпочитавшие пострадать за веру. Сторонники иконопочитания эмигрировали в Сицилию и Южную Италию, в Херсон, на острова. В 771 году Лаханодракон закрыл ряд монастырей во Фракисийской феме. Монастыри передавались под казармы, земли и скот распродавались. Правда, репрессиям подверглись только непокорные обители. Иконоборческие менастыри оставались зачастую под контролем государственного чиновника. Положение в империи в результате иконоборческого движения было очень напряженным. Это заставляло Константина V искать союзников в среде еретиков. Отношение к еретикам со стороны иконоборческого правительства было неоднозначным. Разумеется, союз государства с господствующей церковью ни в коем случае не мог быть разрушен. Собор 754 года прекрасно это показал, преследования еретиков формально не были отменены. Для укрепления своего положения в столице Константин стал усиливать налоговый гнет в деревне. Крестьяне, облагавшиеся непосильными налогами, должны были дешево продавать хлеб для столицы. Патриарх Никифор едко замечает по этому поводу: «Нерассудительные люди объясняли это изобилием плодов земли, процветанием, а разумные — проявлением жадности, тирании и человеконенавистничества». Дальнейшая история иконоборческого периода связана с серьезным обострением социальной борьбы в деревне. Многочисленные казни крестьян в конце правления Константина являются показателями этого обострения. Константин стремился переселить в столицу ремесленников из провинции. Для восстановительных работ император перевез туда несколько тысяч строителей различных специальностей из Малой Азии, Понта, Греции и островов, благодаря чему возрос удельный вес столичного ремесленного производства. Константинополь в правление Константина был заселен преданными ему военным гарнизоном с семьями, представителями фемной знати. Однако постепенно фанатизм и пыл иконоборчества смягчаются и появляются тенденции к компромиссу. После смерти Константина V на престол 24 сентября 775 года вступил его сын Лев IV, иконоборец по убеждению, но вовсе не так радикально настроенный, как его отец. Хотя преследования иконопочитателей и продолжались, антимонашеские выступления прекратились.

Источник: 100 великих диктаторов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
331.23 кб

Тенденции и противоречия румыно-украинских отношений в период президентов И. Илиеску и Э. Константин

Лошаков А. А.
В статье проводится анализ развития румыно-украинских отношений в период 1990-2004 гг. Рассматриваются проблемы двусторонних отношений, изучаются государственные интересы Румынии в отношениях с Республикой Украина.
Читать PDF
133.47 кб

Политик и ученый Константин Петрович Победоносцев

Власов В. А.
Статья посвящена государственной и научной деятельности одного из высших сановников при Александре II, Александре III и Николае II К. П. Победоносцева, который оказал заметное влияние на многие политические решения.
Читать PDF
270.20 кб

Этноконцепты культуры: синтез культурных и этнических констант

Зязиков М. М.
Читать PDF
105.03 кб

Вечные образы в системе констант культуры

Гайдин Борис Николаевич
Статья посвящена раскрытию понятия «вечный образ». Автором предлагается несколько тезисов, которые могли бы способствовать построению теории вечных образов как констант культуры.
Читать PDF
151.83 кб

Понятие культурных констант и поиски ориентиров постсовременности

Жебраускас А. Л.
Читать PDF
127.51 кб

Константин Васильевич волков выдающийся отечественный врач

Зубаиров Дилявер Мирзабдуллович, Закирова Алсу Шарафеевна
Читать PDF
73.98 кб

Калинин Юрий Павлович, кильдишев Константин Иванович

Читать PDF
740.50 кб

Константин Александрович Григорович (1905-1996)

Зайцев Е. И.
Читать PDF
1.43 мб

КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ МУХИН (к 50-летию со дня рождения)

Читать PDF
449.52 кб

Константин Иванович щепин - предтеча Николая Ивановича пирогова

Михайленко А. А., Кузнецов А. Н., Красноружский А. И., Кучеренко С. С.
Читать PDF
282.96 кб

Закономерности развития духовных констант повседневности

Розенберг Наталья Владимировна
Автор рассматривает системообразующие факторы, способствующие формированию и проявлению духовности в повседневной жизни: труд (работу) и религию.
Читать PDF
406.31 кб

Константин Леонтьев: «Одинокий мыслитель» перед лицом страха

Гагарин А.С.
Философия жизни Константина Леонтьева базируется на особом леонтьевском эстетизме, пронизывающем все его философское, литературное, критическое творчество. Философ во всем стремится сохранить личное, собственное отношение.
Читать PDF
0.00 байт

Праздник в механизме трансляции цивилизационных констант

Бундин Юрий Иванович
Определяется понятие цивилизационных констант и роль духовной культуры и искусства как их основного носителя.
Читать PDF
1.11 мб

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ НОСИЛОВ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРА

Ахматынова А.Е., Дежнев В.Н.
В статье представлены жизненный путь и выдающиеся достижения геолога, географа, исследователя Севера, этнографа, писателя и журналиста Константина Дмитриевича Носилова, сохранение памяти о нем на его малой родине в Шадринском райо
Читать PDF
511.79 кб

Исследование черной субстанции Зоммеринга и Константин Николаевич Третьяков

Лис А. , Селихова М. В., Аристова Р. А., Гусев Е. И.

Похожие термины:

  • АХТЫРСКИЙ Константин Иванович

    ? - ?). Анархист. В 1923 содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах (Москва). С июня 1923 в Архангельском концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ "Мемориал".
  • АЛАВЕРДОВ, Константин Александрович

    1885 (по др. свед., 1883) - 1946) Языковед. Род. в с. Койласар, в семье священника. Ассириец по национальности. В 1902 ок. Тифлисское ДУ, затем гимназию и Новороссийский ун-т. В 1914-16 преп. в Бакинской гимназии. С на
  • АЛЕЛИКОВ Константин Александрович

    1889 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе "Народ". Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвес
  • ЦВЕТИКОВ Константин Александрович

    1883, С.-Петербург - ?). Социал-демократ. Работал токарем на Патронном заводе. Арестован 12.11.1921 в Симбирске, обвинялся в "антисоветской деятельности". По распоряжению Симбирской губЧК находился под глас
  • УМАНСКИЙ, Константин Александрович

    1902- 45) - советский журналист и дипломат. У. учился в Московском Государственном университете и в Институте красной профессуры. В 1918- 22 был сотрудником ряда советских газет и журналов, редактировал г
  • МИЦОТАКИС Константинос

    (MITSOTAKIS, Constantinos). Греческий политический деятель. Род. 18 октября 1918 г. на о. Крит. Участник движения Сопротивления, был схвачен нацистами и приговорен к смертной казни, но обменен на захваченного в пле
  • ТИТОВ Константин Алексеевич

    (р. 30.10.1944) Соперник В. В. Путина на президентских выборах 26.03.2000 г. Образование получил в Куйбышевском авиационном институте по специальности «инженер‑механик по технической эксплуатации ави
  • АНДРЕЕВ Константин

    ? - ?). Анархист. Крестьянин. Арестован за хранение старой анархической литературы. Приговорен к 3 годам тюрьмы, к концу 1930 находился в Верхнеуральском политизоляторе. Дальнейшая судьба неизвестна. Н
  • ХАРНСКИЙ, Константин Андреевич

    псевд.: К. А., К. Х., Х.) (1884-1938) Историк стран Дальнего Востока. Род. в г. Кальвария Сувалкской губ., в семье офицера. Потомственный дворянин. Ок. кадетский корпус и Михайловское артиллерийское уч-ще. Служ
  • АНТИПИН Константин Иванович

    ок. 1897 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1914. Грамотный. В конце 1921 жил в Воронежской губ. (Воронеже?), работал токарем на заводе. Местными чекистами характеризовался как "рядовой", но "акт
  • Арсеньев, Константин

    Константинович (24 января (5 февраля) 1837, Петербург, - 22 марта 1919, там же) русский общественный деятель, либеральный публицист, литературовед, юрист, земский деятель, почетный академик Петербургской а
  • АРТЕМЕНКО Константин

    ? - ?). Анархист. Рабочий. За участие в анархическом движении сослан на три года в Нарымский край, где в 1926-27 полулегально работал учителем, имея авторитет среди местных крестьян. Вел анархическую про
  • АРЮСОВ Константин Владимир

    ок. 1900 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с дореволюционным стажем. По данным чекистов, социальное положение - "пролетарское". Образование низшее. В конце 1921 жил в Тюменской губ. Местными чекистами
  • КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ или Порфирородный

    905-959) - византийский император с 913, выдающийся ученый, писатель, автор трактата "Об управлении империей", в котором излагаются основы внешней политики и дипломатии Византии. Трактат дает сведения о
  • БЕЛОЗЕРСКИЙ Константин Иванович

    ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Образование высшее. Член РСДРП. Служил в армии адмирала А. В. Колчака (дослужился до чина поручика). В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в суде заместителем председател
  • БОЛТЕНКО, Константин Григорьевич

    1911-?) Археолог, исследователь скифской культуры. Род. в м. Еленовка Екатеринославской губ. Учился в ЛИЛИ (1930-31). С нояб. 1931 чл. ВКП(б). Аспирант ГАИМК (1932-35); по совмест. науч. сотр. ГЭ (с 1934). Участвовал в Дн
  • ПУЛИКОВСКИЙ Константин Борисович

    (р. 19.02.1948) Полномочный представитель Президента Российской Федерации В. В. Путина в Дальневосточном федеральном округе с 18.05.2000 г. по 14.11.2005 г. Глава Ростехнадзора с 05.12.2005 г. Родился в г. Уссу
  • БРАГИН Константин Михайлович

    ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1912. Образование высшее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал секретарем Губпродкома. Был членом Учредительного собрания. Местными чекистами характер
  • БРАУН Константин Петрович

    ок. 1882 - ?). Социалист-революционер. Из чиновников. Член ПСР с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в лесничестве "Тайгуй". Местными чекистами характеризовался как "активный"
  • БУШУЕВ Константин Дмитриевич

    ок. 1888 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1915. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как "рядовой" и "активный" партийный работник, прина