КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ

Найдено 1 определение
КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ
(consequentialism) Консеквенциальные этические доктрины основаны на оценке действия по его последствиям (или, иногда, по предполагаемым последствиям), а не по соответствию правилам, правам или обязательствам. Консеквенциальная этика обычно противопоставляется нравственным аргументам деонтологии (от греч. deontos – долг), которые на протяжении большей части человеческой истории почти безраздельно господствовали в области моральных суждений. Наиболее важная традиция консеквенциальной этики – утилитаризм (utilitarianism), однако не все консеквенциалисты принадлежат к утилитаристам. Первым философом, применившим последовательный консеквенциализм к политике, был Давид Юм (Hume). В то время как философы-виги, включая Локка (Locke), старались оправдать "Славную революцию" 1688–89 гг. правом на восстание, вытекавшим из нарушения договора между монархом и народом, а отличавшиеся большим догматизмом тори взывали к долгу абсолютного повиновения законному монарху, Юм оправдывал революцию исключительно потому, что она разрешила вопрос о конституции и возвестила эру стабильности, процветания и свободы. Он одобрял действия тех, кто изменил Вильгельму Оранскому, даже не пытаясь оправдать их с точки зрения долга и обязательств, а лишь потому, что они помогли становлению стабильного, процветающего, толерантного общества. Большая часть современных политических аргументов консеквенциальнапо форме. Одна из главных трудностей консеквенциализма вызвана парадоксом, заключающимся в том, что вера в консеквенциализм может не давать таких хороших результатов, как другие теории: например, в религиозных обществах может быть больше порядка и довольства, чем в светских, а общества, относящиеся к природе с благоговением, могут получать от нее больше, чем те, которые относятся к ней консеквенциально.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
831.84 кб

Консеквенциализм и деонтология в нравственном учении Л. Н. Толстого

Прокофьев А.В.
В статье предпринята попытка выявить деонтологические и консеквенциалистские элементы этики ненасилия Л.Н.Толстого.