КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Конкурентоспособность
(Competitvnce, Атаандаштык ж\нд\м) – свойство объекта, характеризующая степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую К.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Конкурентоспособность
Competitiveness Конкурентоспособная экономика характеризуется постоянно высоким темпом роста продуктивности. В рамках Лиссабонской стратегии была поставлена цель сделать Европу самым конкурентоспособным и динамичным экономическим пространством в мире. Конкурентоспособность при этом стала одним из политических приоритетов Европейского Союза. Конкурентоспособная европейская экономика является непременным условием для реализации экономических, социальных целей Сообщества и политики рационального использования окружающей среды, а также для роста качества жизни европейских граждан. Предпринятые Европейским Союзом усилия по упрочению конкуренции также нацелены на приспособление европейской экономики к новым рамочным условиям: структурные сдвиги, перевод индустриальной деятельности в развивающиеся страны, перемещение рабочих мест и ресурсов в новые экономические отрасли, риск деиндустриализации. Конкурентоспособность Союза определяется ростом продуктивности и зависит от достижений и перспектив европейской экономики, в частности, от ее способности осуществлять структурную адаптацию. Если Союз хочет оставаться конкурентоспособным, необходимо в любом случае достичь большей продуктивности в таких областях, как исследования и инновации, информационные и коммуникационные технологии, предпринимательство, конкуренция, общее и профессиональное образование. Для создания фундамента действий, предпринимаемых ЕС в отношении роста Конкурентоспособности, нельзя обойтись без горизонтального экономического анализа в сочетании с подробным анализом отдельных экономических отраслей.
Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе. Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.
Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе. Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.
Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.