КоммунаКоммуникации политические

КОММУНИЗМ

Найдено 15 определений термина КОММУНИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Коммунизм

принцип коллективной собственности; к понятию «коммунизм» также относятся движения и политические режимы, основанные на учении Маркса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

Коммунизм

политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, общественным самоуправлением и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Коммунизм

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии

Коммунизм

политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая философия: глоссарий

Коммунизм

от лат. communis общий)

1) общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом;

2) политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Коммунизм

от лат. communis - общий) - политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм - это "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: "каждый - по способностям, каждому - по потребностям". С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

КОММУНИЗМ

лат. communis — общий) — 1) политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, обобществления средств производства, реализации принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. К теоретикам коммунистической идеологии относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и др.; 2) разновидность тоталитарного политического режима. Коммунистический (левый) тоталитаризм, впервые возникший как политический режим советского типа в 1917 г., основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждавшей возможность построения коммунистического бесклассового общества, необходимость отмены частной собственности, введения плановой экономики, установления диктатуры пролетариата и пр.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

КОММУНИЗМ

лат. communis) - политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Коммунизм

- это общественно-экономический строй, в котором средства производства и предметы потребления обобществлены. Экономическим базисом коммунизма является целостная система отношений общенародной собственности на прибавочный труд трудящихся, на средства производства и на предметы потребления. Это единая коммунистическая собственность.

При коммунизме производство должно стать единым, полностью обобществленным и нетоварным, и тем самым будут разрешены все основные экономические противоречия общества. Поэтому коммунизм является не общественно-экономической формацией, а общественным строем. Экономическое развитие человечества заканчивается при полном обобществлении производства. К.Маркс полагал, что с наступлением коммунизма кончится период предистории человечества и наступит эпоха его подлинной истории. Развитие человечества будет происходить вечно, но уже по направлению преодоления противоречий с природой. Противоречие "человек - природа" является источником неограниченного развития человеческого общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий политологический толковый словарь

Коммунизм

общественно-экономическая формация, вырастающая на базе построенного социализма, который является первой, или низшей/ фазой коммунизма. Коммунизм, — отмечается в Программе КПСС, принятой XXII съездом, — «это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком, и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». Теорию коммунизма и закономерности его прихода на смену эксплуататорскому обществу разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. В. И. Ленин развил эту теорию дальше, разработал в основных чертах план построения коммунистического общества в нашей стране. Теория коммунизма получила дальнейшую разработку в решениях КПСС и братских коммунистических и рабочих партий. В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, намечен грандиозный план построения коммунистического общества. Партия торжественно провозгласила в Программе: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.

Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

КОММУНИЗМ

Коммунизм представляет собой политическую систему, основанную на идеях Карла Маркса (1818–1883). Согласно марксистской теории, коммунизм возникает вследствие свержения капитализма, развиваясь через промежуточную фазу (именуемую социализмом), в период которой коммунистическая партия выполняет роль авангарда пролетариата, правит от его имени, прокладывая путь к конечной победе коммунизма. Коммунизм отличает отсутствие частной собственности и классового деления общества, господство равенства, обеспечивающего гражданам возможность жить в гармонии и согласии. В такой ситуации потребность в государстве исчезает, и оно «отмирает».

Между коммунистическими государствами[3] наблюдались существенные различия (в особенности между бывшим СССР и Китаем, где использовались разные подходы, в частности, к проблеме социального равенства), хотя в целом для этих стран было характерно отсутствие или существенная ограниченность прав частной собственности, плановость экономики (что рассматривалось как непременное условие достижения равенства и ликвидации классов) и всеобщая социальная защищенность.

Наиболее примечательной особенностью коммунистических государств является безраздельное господство официальной социалистической идеологии и доминирование или полностью монопольное положение официальной коммунистической партии в принятии политических решений. Инакомыслие подавляется, о чем ярко свидетельствует расстрел в 1989 г. в Китае противников коммунистического режима на площади Тяньаньмэнь. Контроль, осуществляемый коммунистической партией над общей системой государственного управления, означает меньшую, чем при либерально-демократическом устройстве государства, способность судебной системы защищать гражданские и политические свободы.

К коммунистическим государствам относились бывший Советский Союз и его восточно-европейские соседи. После краха коммунизма в Восточной Европе в период 1989–1991 гг. система продолжает господствовать в гораздо меньшем количестве стран, включая Китайскую Народную Республику, Вьетнам, Кубу и Северную Корею.

См. также статьи «Гражданские права», «Капитализм», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Политическая система», «Социализм», «Тоталитаризм».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

КОММУНИЗМ

от лат. commи—nis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе — как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII — нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм — это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации — социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества — по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений — не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну — все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее — К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха — наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике — абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ — одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) — «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

КОММУНИЗМ

(communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная собственность, а средства производства принадлежат обществу. Идея коммунизма имеет длинную историю. Иногда коммунистами считают таких авторов, как Бабеф (Babeuf) и Оуэн (Owen) (см. также первобытный коммунизм), хотя в английском языке слово "коммунист" появилось лишь в 1841-м, а "коммунизм" – в 1843 г. В настоящее время под коммунизмом понимают либо конец истории, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. И хотя до сих пор все еще можно слышать, как приверженцы коммунизма, несмотря на опыт Восточной Европы, отстаивают его возможность, политическая практика свидетельствует о том, что коммунизм скорее всего так и останется утопией. Марксистская аргументация в пользу коммунизма содержит как нормативный, так и позитивный компоненты. Главной характеристикой человеческой жизни является отчуждение (alienation). К коммунизму следует стремиться, т. к. он ведет к полной свободе человека. Здесь Маркс следует за Гегелем (Hegel), понимая под свободой не просто отсутствие принуждения, но деятельность, имеющую нравственное содержание. Коммунизм дает людям возможность делать то, что они хотят, но он ставит их в такие условия и такие отношения друг с другом, что у них не должно быть ни желания, ни необходимости совершать правонарушения или грешить. Но если для Гегеля развитие нравственной жизни (sittlichkeit) имеет главным образом познавательную мотивацию (отсюда важное значение философов), то по мнению Маркса, коммунизм является результатом материального и особенно производственного развития. Поэтому он настаивает на том, что философы стремились лишь объяснить мир, тогда как вопрос состоит в том, чтобы изменить его. Сам Маркс мало говорит о неотчужденном мире коммунизма. Ясно, что коммунизм ведет к сверхизобилию, при котором нет ограничений человеческим возможностям; можно быть утром художником, днем – рыбаком, вечером – писателем, а ночью – любовником. Согласно лозунгу, взятому на вооружение коммунистическим движением, коммунизм – это мир, живущий по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям". А т.к. вместе с нуждой исчезает и мораль, то при выборе жизненного пути главными становятся эстетический и научный критерии; предполагается, что коммунистическое общество не будет потребительским. Коммунизм объединяет не только борющихся с нуждой бедняков, но и интеллектуалов, видящих с своей работе трансцендентальную ценность. Однако достижением Маркса, имеющим непреходящее значение, было добавление к этой утопии позитивной научной теории, объясняющей закономерное движение общества к коммунизму, и – с некоторой натяжкой – политической теории, обосновавшей необходимость революционной деятельности для построения коммунизма. Эти теоретические посылы, особенно в том виде, в каком они были развиты Лениным (Lenin) стали основой как догматических, так и творческих характеристик коммунистических партий ХХ в. В "Капитале" и других научных работах Маркс претендует на открытие законов капиталистического развития. Любое общество решает проблему воспроизводства человеческой жизни, но на каждом историческом этапе модель общественной организации определяет уровень развития производительных сил. Последние в сочетании с общественными отношениями составляют "способы производства", каждый из которых имеет собственные, отличные от других законы, вытекающие из уровня развития производства и из отношений между его социальными элементами, – исторически таковыми в основном были классы. Капитализм характеризуется производством предметов потребления или товаров, имеющих меновую стоимость. Прибыль создается в результате использования владельцами средств производства рабочей силы как товара, имеющего большую стоимость, чем выплачиваемая заработная плата. Между капиталистами идет постоянная конкуренция за увеличение прибавочной стоимости. Из этих предпосылок выводится целый ряд законов: постоянное перепроизводство и недостаточное потребление периодически приводят к экономическим кризисам, в результате чего производительные потенциалы капитала и рабочей силы остаются неиспользованными; развитие техники и сокращение доли труда в производственном процессе; долговременная тенденция к снижению нормы прибыли; относительное обнищание рабочего класса в сравнении с производимой им прибавочной стоимостью; появление доведенного до крайней нищеты люмпен-пролетариата. Здесь происходит стыковка нормативных и позитивных моментов. Огромный, небывалый в человеческой истории производительный потенциал капитализма, способный избавить людей от нужды, все больше вступает в конфликт с реальностью растущего отчуждения. В то же время особенности производственных отношений к укреплению социального взаимодействия и ко все большему сближению интересов эксплуатируемых во всемирном масштабе. Поэтому капитализм сам порождает своего "могильщика" в лице рабочего класса, который "не имеет родины" и которому "нечего терять, кроме своих цепей". Свержение капитализма возможно потому, что процесс производства уже обобществлен. Однако, экспроприировав капиталистов, солидарный в своих устремлениях международный рабочий класс не будет иметь оснований и не будет заинтересован в установлении нового эксплуататорского строя. Таким образом, производительный потенциал передовой техники может быть объединен с неэксплуататорскими общественными отношениями – одним словом, с коммунизмом. Маркс и Энгельс, несомненно, полагали, что, давая научное объяснение возможности, более того, необходимости коммунизма, они выделились из числа социалистов-утопистов. Однако, несмотря на периодические экономические кризисы с колоссальными потерями человеческого и иного капитала, во всех секторах промышленности так и не произошло ни снижения нормы прибыли, ни неуклонного сокращения доли труда на фоне технического прогресса. В действительности капитализм оказался в высшей степени революционным и способным к обновлению (сам Маркс очень высоко оценивал его возможности). Более того, не состоялось и обнищание рабочего класса, по крайней мере в развитых капиталистических странах, где Маркс предсказывал революцию; факты говорят о том, что численность деклассированных элементов скорее является производной политических и институциональных факторов, чем неизбежным следствием самого капитализма. Пожалуй, самые крупные спорные вопросы в марксовой теории были выявлены Лениным. Он доказывал, что рабочие не идут дальше своих узкоэкономических требований (повышение заработной платы и улучшение жизненных условий) и потому не в состоянии выдвинуть политические требования свержения капитализма. Только интеллигенция способна в должной мере оценить возможности, которые дает коммунизм, поэтому для обретения предоставляемой им свободы нужна стойкая, решительная и хорошо организованная партия интеллигентов, выступающая в качестве авангарда рабочих и вооруженная знанием марксистской теории. Ленин писал также, что рабочие, конечно, требуют улучшения экономического положения, но и капиталисты, по крайней мере при определенных обстоятельствах, идут на уступки. Поэтому обнищание и – что было еще более важно для Ленина – единство интересов рабочего класса совсем не являются стихийными следствиями капиталистического производства. Империализм предоставил капиталистам особенно благоприятные возможности для повышения оплаты труда рабочих в метрополиях за счет средств, получаемых путем сверхэксплуатации в колониях. Более того, объединение "рабочей аристократии" и отдельных частей империалистического капитала(imperialist capital) привело к развитию национализма среди рабочих, что, с точки зрения Ленина, и стало причиной развала международного социалистического движения в начале 1-й мировой войны. Вследствие этого к коммунизму следует идти другим путем; сначала от капитализма должны отколоться "слабые звенья цепи империализма"; первым из них и стала Россия 1917 г., потерпевшая поражение в войне. Попытка построения коммунизма в России подняла новые важные теоретические и практические проблемы. Согласно теории, революция должна совершиться в стране, где уже обобществлено производство, рабочий класс многочисленен и существует возможность изобилия. Россия была самой бедной страной Европы, в которой огромную массу населения составляли неграмотные крестьянства и объем промышленного производства был не большим. В этих условиях партии приходилось не только воспитывать рабочих в духе, выходящем за рамки узкого экономизма, но и создавать рабочий класс. Это послужило причиной того, что социалисты-меньшевики (Mensheviks) – выступили против коммунистов-большевиков (Bolsheviks), требовавших социалистической революции до "построения" капитализма. Захватив власть, большевики оказались без программы, если не считать их прагматического и политически успешного лозунга "мира, хлеба и земли", сыгравшего на стремлении широких масс покончить с войной и лишениями, а также на требованиях крестьянами передела земли. Как любил говорить Ленин, на пути к коммунизму не было плана социализма. Естественно, его и не могло быть, т.к., по образному выражению Маркса, коммунизму следовало созреть в утробе капиталистического общества и быть готовым к появлению на свет если и не полностью сформировавшимся, то способным после короткого переходного периода встать на ноги и двинутся вперед. Подобно первым христианам, большевики действовали так, словно приближалось второе пришествие. В годы военного коммунизма (1918–20) и в разгар Гражданской войны вся собственность была национализирована, а деньги временно отменены. Когда в результате последовали мятежи и крестьянские волнения, Ленин объявил (1921) короткую передышку (нэп) (NEP) перед новым штурмом коммунистического "рая". Однако в последние три года жизни Ленин все более осознавал все трудности построения коммунизма в России, требовавшего длительного переходного периода, в течение которого сохранялись – под бдительным и направляющим присмотром партии – как антагонистические общественные классы, так и товарные отношения. Для сокращения этого переходного периода использовались политические и институциональные методы. Если в годы военного коммунизма ответственность за положение дел в стране несли коммунистическая партия и Высший Совет Народного Хозяйства, то нэп проводили в основном специалисты, многие буржуазного происхождения, меньшевики или правые. Когда нэп столкнулся с трудностями, партии и другим органам было нелегко противостоять утверждению, что отмена рыночных отношений и ликвидация таких "эксплуататорских" классов, как кулачество (kulaks) или мелкие торговцы (нэпманы), были бы лучшей стратегией. Поскольку политическая власть по-прежнему находилась в руках партии, которой едва ли нравилось быть не у дел, пока капиталистическим отношениям позволено развиваться, было маловероятно, что нэп продолжит свое существование. Политические и институциональные преграды нэпу усугублялись личным соперничеством в руководстве, ставшем свидетелем того, как Сталин использовал свою власть над кадрами, чтобы в 1929 г. повернуть влево. Сталинский вариант социализма, с некоторыми существенными изменениями, господствовал в СССР в течение 56 лет. Он начинался в духе невиданного оптимизма и веры в возможность построения коммунизма путем всеобщей индустриализации и коллективизации. Быстрое развитие промышленности и, главное, победа СССР во 2-й мировой войне способствовали тому, что этот оптимизм сохранялся еще и в хрущевский (Khrushchev) период (1953–64), когда партия приняла программу, обещавшую построить коммунизм за 30 лет. Однако становились очевидными все новые факты, которые в конце концов окончательно подорвали веру в возможность и желательность коммунизма. Во-первых, сам Хрущев сделал достоянием гласности масштабы репрессий. Во-вторых, экономическим развитием руководили консервативные государственные учреждения. По мере сокращения промышленного роста росли взяточничество (rent-seeking) и коррупция государственных чиновников, подтачивавшие легитимность системы. В-третьих, союзники СССР в Восточной Европе после 2-й мировой войны и в Азии и Африке после крушения империализма стали для него финансовой и военной обузой. Наконец, в то время, как развитие СССР замедлялось, западный капиталистический мир "набирал обороты", создавал новые технологии, состязаться с которыми советская экономика уже не могла. В основных капиталистических странах Запада не происходило никаких коммунистических революций. Поэтому к 1980-м гг. вера в способность СССР осуществить переход к коммунизму растаяла без следа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме КОММУНИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме КОММУНИЗМ — 0

Найдено книг по теме КОММУНИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме КОММУНИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме КОММУНИЗМ — 0