КОММУНИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коммунизм
принцип коллективной собственности; к понятию «коммунизм» также относятся движения и политические режимы, основанные на учении Маркса.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Коммунизм
политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения потребностей индивида.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Коммунизм
политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, обобществления средств производства, реализации принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Коммунизм
политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, общественным самоуправлением и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Коммунизм
доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Источник: Политико-терминологический словарь

КОММУНИЗМ
от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

Источник: Словарь по политологии

Коммунизм
политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

Источник: Политическая философия: глоссарий

Коммунизм
от лат. communis общий)
1) общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом;
2) политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Коммунизм
(от лат. «communis» – общий) – 1) идеология, общественно-политический идеал, движения, политические режимы социалистической направленности, в основу существования которых положены утопические идеи марксистского учения о создании бесклассового общества, в котором будет ликвидирована частная собственность и достигнуто наивысшее развитие материального и духовного производства; 2) в соответствие с марксистским учением – общественно-экономическая формация, закономерно, посредством революционного преобразования общества сменяющая капитализм, основанная на общественной собственности на основные средства производства, создающая оптимальные условия для социально-экономического равенства и свободного развития личности и общества в целом.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Коммунизм
от лат. communis - общий) - политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм - это "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: "каждый - по способностям, каждому - по потребностям". С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

КОММУНИЗМ
лат. communis — общий) — 1) политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, обобществления средств производства, реализации принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. К теоретикам коммунистической идеологии относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и др.; 2) разновидность тоталитарного политического режима. Коммунистический (левый) тоталитаризм, впервые возникший как политический режим советского типа в 1917 г., основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждавшей возможность построения коммунистического бесклассового общества, необходимость отмены частной собственности, введения плановой экономики, установления диктатуры пролетариата и пр.

Источник: Новейший политологический словарь

КОММУНИЗМ
лат. communis) - политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Коммунизм

- это общественно-экономический строй, в котором средства производства и предметы потребления обобществлены. Экономическим базисом коммунизма является целостная система отношений общенародной собственности на прибавочный труд трудящихся, на средства производства и на предметы потребления. Это единая коммунистическая собственность.
При коммунизме производство должно стать единым, полностью обобществленным и нетоварным, и тем самым будут разрешены все основные экономические противоречия общества. Поэтому коммунизм является не общественно-экономической формацией, а общественным строем. Экономическое развитие человечества заканчивается при полном обобществлении производства. К.Маркс полагал, что с наступлением коммунизма кончится период предистории человечества и наступит эпоха его подлинной истории. Развитие человечества будет происходить вечно, но уже по направлению преодоления противоречий с природой. Противоречие "человек - природа" является источником неограниченного развития человеческого общества.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Коммунизм
общественно-экономическая формация, вырастающая на базе построенного социализма, который является первой, или низшей/ фазой коммунизма. Коммунизм, — отмечается в Программе КПСС, принятой XXII съездом, — «это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком, и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». Теорию коммунизма и закономерности его прихода на смену эксплуататорскому обществу разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. В. И. Ленин развил эту теорию дальше, разработал в основных чертах план построения коммунистического общества в нашей стране. Теория коммунизма получила дальнейшую разработку в решениях КПСС и братских коммунистических и рабочих партий. В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, намечен грандиозный план построения коммунистического общества. Партия торжественно провозгласила в Программе: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

КОММУНИЗМ
от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.
Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата.

Источник: Словарь по политологии

Коммунизм
высшая форма человеческого общества, при которой уничтожена эксплуатация человека человеком, средства производства составляют общественную собственность, открыт безграничный простор для развития производительных сил и созданы условия для полного расцвета человеческой личности. Различают две фазы коммунизма: первую, или низшую, называемую социализмом, которая в основном уже осуществлена в СССР; вторую, высшую, называемую полным коммунизмом или просто коммунизмом. На первой фазе коммунизма, при социализме, эксплуататорские классы ликвидированы, общество состоит из свободных тружеников города и деревни-рабочих, крестьян и интеллигенции, стирается противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Принцип социализма - «от каждого-по его способностям, каждому-по его труду». Принцип высшей фазы коммунизма - «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Условиями осуществления этого принципа являются: полное уничтожение всех остатков классовых различий, противоположности между городом и деревней, различия между физическим и умственным трудом, гигантский расцвет производительных сил, при котором «все источники общественного богатства польются полным потоком» (Маркс); превращение труда в первейшую жизненную потребность людей, выполняемую каждым совершенно добровольно. В борьбе за достижение высшей фазы коммунизма первенствующую роль играет Стахановское движение (см.). Оно поднимает на небывалую высоту производительность труда и тем «подготовляет условия для перехода от социализма к коммунизму» (Сталин). Развивая теорию марксизма-ленинизма, товарищ Сталин показал, что возможно построение полного коммунистического общества в одной стране в условиях капиталистического окружения, что при этих условиях и на высшей фазе коммунизма необходимо сохраняется государство. Только когда социализм победит во всех передовых капиталистических странах, государство станет отмирать. СССР в результате достигнутых успехов социализма вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

КОММУНИЗМ

Коммунизм представляет собой политическую систему, основанную на идеях Карла Маркса (1818–1883). Согласно марксистской теории, коммунизм возникает вследствие свержения капитализма, развиваясь через промежуточную фазу (именуемую социализмом), в период которой коммунистическая партия выполняет роль авангарда пролетариата, правит от его имени, прокладывая путь к конечной победе коммунизма. Коммунизм отличает отсутствие частной собственности и классового деления общества, господство равенства, обеспечивающего гражданам возможность жить в гармонии и согласии. В такой ситуации потребность в государстве исчезает, и оно «отмирает».
Между коммунистическими государствами[3]наблюдались существенные различия (в особенности между бывшим СССР и Китаем, где использовались разные подходы, в частности, к проблеме социального равенства), хотя в целом для этих стран было характерно отсутствие или существенная ограниченность прав частной собственности, плановость экономики (что рассматривалось как непременное условие достижения равенства и ликвидации классов) и всеобщая социальная защищенность.
Наиболее примечательной особенностью коммунистических государств является безраздельное господство официальной социалистической идеологии и доминирование или полностью монопольное положение официальной коммунистической партии в принятии политических решений. Инакомыслие подавляется, о чем ярко свидетельствует расстрел в 1989г. в Китае противников коммунистического режима на площади Тяньаньмэнь. Контроль, осуществляемый коммунистической партией над общей системой государственного управления, означает меньшую, чем при либерально-демократическом устройстве государства, способность судебной системы защищать гражданские и политические свободы.
К коммунистическим государствам относились бывший Советский Союз и его восточно-европейские соседи. После краха коммунизма в Восточной Европе в период 1989–1991гг. система продолжает господствовать в гораздо меньшем количестве стран, включая Китайскую Народную Республику, Вьетнам, Кубу и Северную Корею.
См. также статьи «Гражданские права», «Капитализм», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Политическая система», «Социализм», «Тоталитаризм».

Источник: 101 ключевая идея политика

Коммунизм
Kommunismus. Communism К. означает 1) социально-философскую утопию, 2) Политико-экономический образ мыслей и идеологию, 3) политическое движение и форму господства. Основополагающей идеей К. является отмена частной собственности и создание общественной собственности. 1. В качестве социальной утопии К. опирается на идеи равенства Платона, идеи раннего христианства, а также на теории утопистов (Т. Мор) и утопических социалистов (Фурье). Идеалом К. является сельская община, которая имеет в общей собственности все необходимые средства существования (земля, животные, дома), практически все производит сама и справедливо распределяет между всеми членами общины. 2. Как Политико-экономический образ мыслей и идеология К. (научный социализм) представляет собой прежде всего критику капитализма, которая впервые была осуществлена Карлом Марксом (марксизм). Сообразно с этим капитализм является последней ступенью общественных отношений, связанных с эксплуатацией человека человеком. При капитализме (общественной) малой группе капиталистов удается присвоить всю доступную собственность. Этому содействуют невиданный технологический и промышленный прогресс и углубляющееся разделение труда, капиталистам необходимо все больше и больше капитала для создания все более эффективных производственных мощностей для максимального устранения конкурентов; все это происходит в рамках такого порядка собственности, который выгоден капиталистам и поддерживается государством, что позволяет эксплуатировать все большее число неимущих людей (пролетарии). Капиталистический экономический процесс уничтожает, с одной стороны, самих капиталистов, с другой стороны, грабит широкие массы населения, приводит их к лишениям и обнищанию, сокращая тем самым возможности сбыта товаров. Возникающий в результате кризис капитализма ведет к понимаемой как необходимость пролетарской революции. Частная собственность ликвидируется, после чего технический прогресс может приносить пользу всем людям. Историческая последовательность отношений господства и эксплуатации на этом завершается, создается бесклассовое общество К. 3. Эти основополагающие идеи развития К. и коммунистических государств варьировались и существовали в различных формах: а) победить в конкретной политической борьбе за власть (марксизмленинизм), б) консолидировать коммунистическое господство (сталинизм), в) адаптировать К. к неевропейскому контексту (маоизм) или д) ослабить гегемонию Советского Союза (титоизм) и т. д. В широком смысле здесь можно также назвать все течения еврокоммунизма (например, в Италии, Франции), хотя они и отличались принципиальным признанием западной демократии. С концом Советского Союза как державы, защищавшей К., коммунистическое движение в мире переживает застой, и К. редко выступает в качестве руководящего принципа. См.: Демократия – Социализм – Народная демократия

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

КОММУНИЗМ
(от лат. communis общий) общественно-экономическая формация, имеющая две фазы: первую, или низшую, социализм и высшую фазу — К. Между этими двумя фазами нет резкой грани. Развитие социализма, раскрытие и использование его возможностей и преимуществ, укрепление присущих ему обще-коммунистических начал означает действительное движение общества к К. Научная теория К. разработана марксизмом-ленинизмом. Процесс перерастания социалистического общества в коммунистическое включает в себя прежде всего создание материально-технической базы К., т. е. таких производительных сил, к-рые открывают возможность полного удовлетворения разумных потребностей общества и личности. При К. полностью утвердится непосредственно общественный характер производства и труда, к-рый превратится в первую жизненную потребность человека. В результате окончательного преодоления остатков старого разделения труда и связанных с ним существенных социальных различий завершится процесс формирования бесклассового социально однородного общества. Общенародное социалистическое государство по мере вызревания необходимых социально-экономических и идеологических предпосылок и при наличии соответствующих международных условий перерастет в неполитическую высшую форму организации общества коммунистическое общественное самоуправление. Отношения между членами общества при К. будут регулироваться общепринятыми правилами коммунистического общежития (высоким уровнем сознательности, Общественной активности, дисциплины и самодисциплины), соблюдение к-рых превратится во внутреннюю потребность и привычку каждого человека. В полной мере утвердится положение, пря к-ром свободное развитие каждого станет условием развития всех.
«Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающихся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС).
Построение коммунистического общества конечная цель КПСС. Исходя из того, что перерастание социализма в К. определяется объективными законами общественного развития, КПСС отвергает любые попытки забегания вперед, введения коммунистических принципов без учета материальной и духовной зрелости общества. В то же время партия считает, что нельзя допускать медлительности в проведении назревших преобразований, решении новых задач, что поступательное движение к К. должно быть обеспечено на путях ускорения социально-экономического развития страны, проведения в жизнь выработанной КПСС генеральной линия революционной перестройки всех сторон жизни советского общества.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

КОММУНИЗМ
социально-экономическая доктрина ортодоксального марксизма, а также тоталитарный общественно-политический строй. Основоположниками теории, называемой научным коммунизмом, являются Маркс и Энгельс. Согласно их учению, бесклассовое коммунистическое общество будет построено в результате классовой борьбы, возглавляемой «самым революционным классом» — пролетариатом, который в интересах абсолютного большинства населения совершит мировую революцию и установит равенство и социальную справедливость. При К. предполагается создание единой общенародной собственности на средства производства, планомерное и пропорциональное развитие хозяйства, максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей общества и исчезновение классовых противоречий. Согласно советской идеологии, при К. сотрутся противоречия между промышленностью и сельским хозяйством, между умственным и физическим трудом. Каждый гражданин будет трудиться по способности и получать по потребностям. Отпадет необходимость в государстве как аппарате насилия, установится общество всеобщего благоденствия и процветания.
Со времен Сталина прерогативой творческого развития марксизма пользуются в Советском Союзе лишь генеральные секретари ЦК КПСС. Они разрабатывали, устанавливали, уточняли, особенности первой (низшей, переходной) фазы коммунистического общества — социализма, намечали «очередные задачи коммунистического строительства», определяли особенности коммунистического воспитания, пути преодоления «пережитков капитализма» в сознании людей и т. д.
При этом руководящая роль в построении К. неизменно отводилась партии, которая, несмотря на попытки «врагов народа» помешать мирному развитию СССР, «твердо» вела народы к К. Этот путь, связанный с миллионами человеческих жертв, с бесконечными трудностями и лишениями, советская пропаганда называет «борьбой за светлое будущее». Уничтожение социальных групп и классов (дворянства, буржуазии, зажиточных крестьян-кулаков), геноцид, подавление свободомыслия — все это объяснялось интересами строительства К. Естественно, что вера советского народа в К. постепенно разрушалась. В значительной мере этому способствовала дискредитация Сталина на XX съезде КПСС. Чтобы гальванизировать коммунистический энтузиазм, Хрущев объявил, что К. будет построен в СССР уже в 1980 г. В последующие годы выяснилось, однако, что руководство не только не смогло приблизиться к К., но привело страну и систему на грань развала. При Андропове и Черненко время прихода К. уже не называется, хотя официально задача партии остается прежней - привести народ к К. Не сбылось ни одно из предсказаний марксистских идеологов: ни сроки прихода К., ни надежды, связанные с его первой стадией. Социализм не принес как социального равенства и свободы, так и изобилия. Социалистическое общество оказалось, в сущности, отсталым и консервативным, основанным на глубоком неравенстве, а его борьба с капитализмом - борьбой тоталитаризма с демократией, закрытой социальной структуры — с открытой. «Призрак К.», о котором говорили в XIX веке Маркс и Энгельс, и сейчас, 100 лет спустя, остался призраком. Но если на заре марксизма им пугали буржуазию, то теперь его боятся трудящиеся. За призраком стоят вполне материальные притязания партии.
К. составляет существенную часть советского идеологического декорума, создает видимость благополучия и продвижения. Производное от К. — «коммунист» имеет, во-первых, конкретное значение «член партии», во-вторых, обозначает передового, динамичного, активного человека. «Коммунистический» стало употребляться вместо «сознательный», «нравственный», «честный», «достойный», «справедливый», «благородный». Оно превратилось также в универсальное определение, воссоздающее идеологическую атмосферу советской жизни и ее оценочные категории: «коммунистическая бригада» — всегда передовая; «коммунистические идеалы» — неизменно светлые; «коммунистическая нравственность» — непременно высокая; «коммунистическое будущее» - самое прекрасное; «коммунистическая инициатива» — наиболее прогрессивная; «коммунистический труд» — сознательный, упорный, созидательный, героический, облагораживающий... Выражения, включающие слово «коммунистический» , характерны для газетного языка, ими пестрят речи советских руководителей, резолюции съездов партии, комсомола, профсоюзов, общих собраний. В политической речи они — добровольно-принудительный ассортимент, который насаждается идеологией для создания видимости энтузиазма советских людей, имитации их признательности партии и правительству.
ПРИМЕРЫ: «Коммунизму нужно учиться, и не только по учебникам - на деле». («Комсомольская правда», 27 октября 1983, с. 2.) «Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР - в этом нет сомнения — будет ознаменована новыми успехами в борьбе за претворение в жизнь планов партии, великих идеалов коммунизма». («Известия», 19 декабря 1983, с. 1.) «Доклад тов. Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС - Это крупный вклад в теорию и практику научного коммунизма». («Партийная жизнь», 1981, № 18, с. 8.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

КОММУНИЗМ
от лат. commи—nis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.
Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.
Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе — как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII — нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).
Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм — это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).
Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.
После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации — социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.
К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества — по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.
Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений — не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.
Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.
Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну — все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.
Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.
Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее — К. Каутский (1854–1938).
В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.
Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха — наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике — абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).
С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.
Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.
Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.
Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.
На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.
Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ — одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.
Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.
В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) — «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».
Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.
Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.
В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

КОММУНИЗМ
(communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная собственность, а средства производства принадлежат обществу. Идея коммунизма имеет длинную историю. Иногда коммунистами считают таких авторов, как Бабеф (Babeuf) и Оуэн (Owen) (см. также первобытный коммунизм), хотя в английском языке слово "коммунист" появилось лишь в 1841-м, а "коммунизм" – в 1843 г. В настоящее время под коммунизмом понимают либо конец истории, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. И хотя до сих пор все еще можно слышать, как приверженцы коммунизма, несмотря на опыт Восточной Европы, отстаивают его возможность, политическая практика свидетельствует о том, что коммунизм скорее всего так и останется утопией. Марксистская аргументация в пользу коммунизма содержит как нормативный, так и позитивный компоненты. Главной характеристикой человеческой жизни является отчуждение (alienation). К коммунизму следует стремиться, т. к. он ведет к полной свободе человека. Здесь Маркс следует за Гегелем (Hegel), понимая под свободой не просто отсутствие принуждения, но деятельность, имеющую нравственное содержание. Коммунизм дает людям возможность делать то, что они хотят, но он ставит их в такие условия и такие отношения друг с другом, что у них не должно быть ни желания, ни необходимости совершать правонарушения или грешить. Но если для Гегеля развитие нравственной жизни (sittlichkeit) имеет главным образом познавательную мотивацию (отсюда важное значение философов), то по мнению Маркса, коммунизм является результатом материального и особенно производственного развития. Поэтому он настаивает на том, что философы стремились лишь объяснить мир, тогда как вопрос состоит в том, чтобы изменить его. Сам Маркс мало говорит о неотчужденном мире коммунизма. Ясно, что коммунизм ведет к сверхизобилию, при котором нет ограничений человеческим возможностям; можно быть утром художником, днем – рыбаком, вечером – писателем, а ночью – любовником. Согласно лозунгу, взятому на вооружение коммунистическим движением, коммунизм – это мир, живущий по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям". А т.к. вместе с нуждой исчезает и мораль, то при выборе жизненного пути главными становятся эстетический и научный критерии; предполагается, что коммунистическое общество не будет потребительским. Коммунизм объединяет не только борющихся с нуждой бедняков, но и интеллектуалов, видящих с своей работе трансцендентальную ценность. Однако достижением Маркса, имеющим непреходящее значение, было добавление к этой утопии позитивной научной теории, объясняющей закономерное движение общества к коммунизму, и – с некоторой натяжкой – политической теории, обосновавшей необходимость революционной деятельности для построения коммунизма. Эти теоретические посылы, особенно в том виде, в каком они были развиты Лениным (Lenin) стали основой как догматических, так и творческих характеристик коммунистических партий ХХ в. В "Капитале" и других научных работах Маркс претендует на открытие законов капиталистического развития. Любое общество решает проблему воспроизводства человеческой жизни, но на каждом историческом этапе модель общественной организации определяет уровень развития производительных сил. Последние в сочетании с общественными отношениями составляют "способы производства", каждый из которых имеет собственные, отличные от других законы, вытекающие из уровня развития производства и из отношений между его социальными элементами, – исторически таковыми в основном были классы. Капитализм характеризуется производством предметов потребления или товаров, имеющих меновую стоимость. Прибыль создается в результате использования владельцами средств производства рабочей силы как товара, имеющего большую стоимость, чем выплачиваемая заработная плата. Между капиталистами идет постоянная конкуренция за увеличение прибавочной стоимости. Из этих предпосылок выводится целый ряд законов: постоянное перепроизводство и недостаточное потребление периодически приводят к экономическим кризисам, в результате чего производительные потенциалы капитала и рабочей силы остаются неиспользованными; развитие техники и сокращение доли труда в производственном процессе; долговременная тенденция к снижению нормы прибыли; относительное обнищание рабочего класса в сравнении с производимой им прибавочной стоимостью; появление доведенного до крайней нищеты люмпен-пролетариата. Здесь происходит стыковка нормативных и позитивных моментов. Огромный, небывалый в человеческой истории производительный потенциал капитализма, способный избавить людей от нужды, все больше вступает в конфликт с реальностью растущего отчуждения. В то же время особенности производственных отношений к укреплению социального взаимодействия и ко все большему сближению интересов эксплуатируемых во всемирном масштабе. Поэтому капитализм сам порождает своего "могильщика" в лице рабочего класса, который "не имеет родины" и которому "нечего терять, кроме своих цепей". Свержение капитализма возможно потому, что процесс производства уже обобществлен. Однако, экспроприировав капиталистов, солидарный в своих устремлениях международный рабочий класс не будет иметь оснований и не будет заинтересован в установлении нового эксплуататорского строя. Таким образом, производительный потенциал передовой техники может быть объединен с неэксплуататорскими общественными отношениями – одним словом, с коммунизмом. Маркс и Энгельс, несомненно, полагали, что, давая научное объяснение возможности, более того, необходимости коммунизма, они выделились из числа социалистов-утопистов. Однако, несмотря на периодические экономические кризисы с колоссальными потерями человеческого и иного капитала, во всех секторах промышленности так и не произошло ни снижения нормы прибыли, ни неуклонного сокращения доли труда на фоне технического прогресса. В действительности капитализм оказался в высшей степени революционным и способным к обновлению (сам Маркс очень высоко оценивал его возможности). Более того, не состоялось и обнищание рабочего класса, по крайней мере в развитых капиталистических странах, где Маркс предсказывал революцию; факты говорят о том, что численность деклассированных элементов скорее является производной политических и институциональных факторов, чем неизбежным следствием самого капитализма. Пожалуй, самые крупные спорные вопросы в марксовой теории были выявлены Лениным. Он доказывал, что рабочие не идут дальше своих узкоэкономических требований (повышение заработной платы и улучшение жизненных условий) и потому не в состоянии выдвинуть политические требования свержения капитализма. Только интеллигенция способна в должной мере оценить возможности, которые дает коммунизм, поэтому для обретения предоставляемой им свободы нужна стойкая, решительная и хорошо организованная партия интеллигентов, выступающая в качестве авангарда рабочих и вооруженная знанием марксистской теории. Ленин писал также, что рабочие, конечно, требуют улучшения экономического положения, но и капиталисты, по крайней мере при определенных обстоятельствах, идут на уступки. Поэтому обнищание и – что было еще более важно для Ленина – единство интересов рабочего класса совсем не являются стихийными следствиями капиталистического производства. Империализм предоставил капиталистам особенно благоприятные возможности для повышения оплаты труда рабочих в метрополиях за счет средств, получаемых путем сверхэксплуатации в колониях. Более того, объединение "рабочей аристократии" и отдельных частей империалистического капитала(imperialist capital) привело к развитию национализма среди рабочих, что, с точки зрения Ленина, и стало причиной развала международного социалистического движения в начале 1-й мировой войны. Вследствие этого к коммунизму следует идти другим путем; сначала от капитализма должны отколоться "слабые звенья цепи империализма"; первым из них и стала Россия 1917 г., потерпевшая поражение в войне. Попытка построения коммунизма в России подняла новые важные теоретические и практические проблемы. Согласно теории, революция должна совершиться в стране, где уже обобществлено производство, рабочий класс многочисленен и существует возможность изобилия. Россия была самой бедной страной Европы, в которой огромную массу населения составляли неграмотные крестьянства и объем промышленного производства был не большим. В этих условиях партии приходилось не только воспитывать рабочих в духе, выходящем за рамки узкого экономизма, но и создавать рабочий класс. Это послужило причиной того, что социалисты-меньшевики (Mensheviks) – выступили против коммунистов-большевиков (Bolsheviks), требовавших социалистической революции до "построения" капитализма. Захватив власть, большевики оказались без программы, если не считать их прагматического и политически успешного лозунга "мира, хлеба и земли", сыгравшего на стремлении широких масс покончить с войной и лишениями, а также на требованиях крестьянами передела земли. Как любил говорить Ленин, на пути к коммунизму не было плана социализма. Естественно, его и не могло быть, т.к., по образному выражению Маркса, коммунизму следовало созреть в утробе капиталистического общества и быть готовым к появлению на свет если и не полностью сформировавшимся, то способным после короткого переходного периода встать на ноги и двинутся вперед. Подобно первым христианам, большевики действовали так, словно приближалось второе пришествие. В годы военного коммунизма (1918–20) и в разгар Гражданской войны вся собственность была национализирована, а деньги временно отменены. Когда в результате последовали мятежи и крестьянские волнения, Ленин объявил (1921) короткую передышку (нэп) (NEP) перед новым штурмом коммунистического "рая". Однако в последние три года жизни Ленин все более осознавал все трудности построения коммунизма в России, требовавшего длительного переходного периода, в течение которого сохранялись – под бдительным и направляющим присмотром партии – как антагонистические общественные классы, так и товарные отношения. Для сокращения этого переходного периода использовались политические и институциональные методы. Если в годы военного коммунизма ответственность за положение дел в стране несли коммунистическая партия и Высший Совет Народного Хозяйства, то нэп проводили в основном специалисты, многие буржуазного происхождения, меньшевики или правые. Когда нэп столкнулся с трудностями, партии и другим органам было нелегко противостоять утверждению, что отмена рыночных отношений и ликвидация таких "эксплуататорских" классов, как кулачество (kulaks) или мелкие торговцы (нэпманы), были бы лучшей стратегией. Поскольку политическая власть по-прежнему находилась в руках партии, которой едва ли нравилось быть не у дел, пока капиталистическим отношениям позволено развиваться, было маловероятно, что нэп продолжит свое существование. Политические и институциональные преграды нэпу усугублялись личным соперничеством в руководстве, ставшем свидетелем того, как Сталин использовал свою власть над кадрами, чтобы в 1929 г. повернуть влево. Сталинский вариант социализма, с некоторыми существенными изменениями, господствовал в СССР в течение 56 лет. Он начинался в духе невиданного оптимизма и веры в возможность построения коммунизма путем всеобщей индустриализации и коллективизации. Быстрое развитие промышленности и, главное, победа СССР во 2-й мировой войне способствовали тому, что этот оптимизм сохранялся еще и в хрущевский (Khrushchev) период (1953–64), когда партия приняла программу, обещавшую построить коммунизм за 30 лет. Однако становились очевидными все новые факты, которые в конце концов окончательно подорвали веру в возможность и желательность коммунизма. Во-первых, сам Хрущев сделал достоянием гласности масштабы репрессий. Во-вторых, экономическим развитием руководили консервативные государственные учреждения. По мере сокращения промышленного роста росли взяточничество (rent-seeking) и коррупция государственных чиновников, подтачивавшие легитимность системы. В-третьих, союзники СССР в Восточной Европе после 2-й мировой войны и в Азии и Африке после крушения империализма стали для него финансовой и военной обузой. Наконец, в то время, как развитие СССР замедлялось, западный капиталистический мир "набирал обороты", создавал новые технологии, состязаться с которыми советская экономика уже не могла. В основных капиталистических странах Запада не происходило никаких коммунистических революций. Поэтому к 1980-м гг. вера в способность СССР осуществить переход к коммунизму растаяла без следа.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
276.53 кб

«Станция отправления — СССР, станция назначения — коммунизм!»: история страны в лозунгах 1920-х гг

Булюлина Елена Владимировна
В статье по наиболее популярным в СССР лозунгам 20—30-х гг. анализируется состояние массового сознания, формирующегося под все более определяющим воздействием официальной идеологии.
Читать PDF
219.98 кб

2001. 02. 001. Арнасон Й. Коммунизм и модерность

Фомичев П. Н.
Читать PDF
133.39 кб

«Зеленый коммунизм» как угроза российскому государству

Маркедонов Сергей
«Известия», М., 1 декабря 2005 г.
Читать PDF
1.75 мб

Советское, значит ивановское (экспозиция «Коммунизм + коммуна = коммуналка» в доме-музее первого Сов

Тимофеев Михаил Юрьевич
Читать PDF
2.44 мб

Кибернаучный коммунизм, или чем дышит «Новая Ленинка»

Семячкин Дмитрий Александрович
В ответ на инициативы Правительства РФ и Минобр­науки России и в полном соответствии с мировыми трендами в нашей стране начали появляться проекты открытого доступа к источникам научной информации.
Читать PDF
286.44 кб

Русская православная Церковь и коммунизм: конфликт двух идеологий прошлого столетия

Зимина Ксения Юрьевна
В статье рассматриваются на первый взгляд две противоположные идеологии Русской Православной Церкви и коммунизма. Но, изучая догмы коммунизма, мы находим, что в них заложены основные идеи, а вернее заповеди христианства.
Читать PDF
346.19 кб

«Русский коммунизм» как поиск русской идентичности (к 100-летию русской революции)

Тимошин Александр Сергеевич
В статье анализируются взаимовлияние и связь двух феноменов: «русского коммунизма» и «русской идентичности».
Читать PDF
282.46 кб

Русский коммунизм и марксизм

Подвойский Д. Г.
На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений.
Читать PDF
189.66 кб

Глобальная политическая перспектива:коммунизм, меритократия или социал-персонализм?

Давыдов Д.А.
По мнению Д.А.
Читать PDF
658.43 кб

Грубый коммунизм, или этика праздности

Аронсон Олег Владимирович
В работе сделана попытка вернуться к понятию грубого коммунизма. Это понятие было раскритиковано Марксом c политических позиций, но сам же Маркс оставил возможности его иной интерпретации.
Читать PDF
222.55 кб

Коммунизм как неототалитаризм

Борисов Борис Петрович
Теория общественно-экономических формаций утверждает, что коммунизм в отрицательной форме воспроизводит первобытный социальный тоталитаризм. Отрицательная форма тоталитаризма обнаруживает себя как либерализм.
Читать PDF
191.69 кб

Идея глобализма и идея коммунизма: за и против

Кефели Игорь Федорович, Мозелов Анатолий Павлович
Читать PDF
250.27 кб

В. Корецкий, Н. Зайцева. Краудфандинг как призрак коммунизма

И.Г
Читать PDF
236.71 кб

2017.01.031. ЗИЛЬБЕРМАН Д. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА И МАТЕРИЯ КОММУНИЗМА. - СПБ.: ИВАН ЛИМБАХ, 2014. - 256

Пущаев Ю.В.
Читать PDF
220.48 кб

Неовеберианская социология об истоках русского коммунизма

Масловский М. В.

Похожие термины:

  • Казарменный коммунизм

    казарменный социализм) вульгарно-примитивная, грубоуравнительная концепция коммунизма (социализма) как строя крайнего аскетизма, подавления личности, управляемого узким слоем «революционных ли
  • ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ

    (primitive communism) Термин, отразивший интерес Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) к этнологии в целом и к исследованиям Льюса г. Моргана (1818–81) в частности. В древности существовали и ныне существуют общества, где
  • Военный коммунизм

    система социально-экономических отношений, основанная на ликвидации товарно-денежных отношений и концентрации всех ресурсов в руках большевистского государства в условиях Гражданской войны; пр
  • НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ

    одна из трех составных частей марксизма-ленинизма, наряду с философией и политической экономией, наука о классовой борьбе пролетариата и социалистической революции, о социально-политических зак
  • Материально-техническая база коммунизма

    в ее создании в течение предстоящих 20 лет (1961—1980 гг.) состоит главная экономическая задача партии и советского народа, основа генеральной линии нашей партии. Построение материально-технической ба
  • Основной экономический закон коммунизма

    - закон единой коммунистической собственности, закон полного обобществления производства, включая отношения накопления, распределения, обмена и потребления, что обеспечивает единство экономиче
  • Детская болезнь левизны в коммунизме

    одно из важнейших произведений Ленина. Написано в 1920 г. Книга направлена против сектантских течений в Коминтерне, представляет собой, как указывал Ленин, опыт популярной беседы о марксистской стр