КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Массовая коммуникация
(Mass communication, К\пч=л=к байланышы) - распространение сообщений (через печать, радио, телевидение и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Массовая коммуникация
англ. mass communication)
1) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий;
2) система, состоящая из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналами движения сообщений. Такими каналами являются: интернет; радио и телевидение - сеть широковещательных станций и кабельного телевидения и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и прокатной сетью; система производства и распространения видео, аудио записей.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
разновидность социальной коммуникации. К.м. - это процесс, в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают информацию большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс К.м. носит однонаправленный и внеличностный характер. К.м. осуществляется при помощи средств массовой коммуникации (в отечественной литературе более распространен термин "СМИ" - "средства массовой информации", а в англоязычной литературе - "масс-медиа"). К средствам К.м. относятся пресса, электронные средства (радио и телевидение), а также кинематограф. В начале XX в. происходит становление самостоятельной научной дисциплины "теория массовой коммуникации". У ее истоков стояли Дж. Дьюи, Ч. Х. Кули, У. Липпман и др.

Источник: Политология: Словарь-справочник

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communicatio - сообщение, передача) - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на УСТАНОВКИ, оценки, мнения и ПОВЕДЕНИЕ людей. М.к. представляет собой важный социальный и политический институт современного общества, выступающий в качестве подсистемы более сложной системы - коммуникации и в широких масштабах выполняющий функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения, конкретное содержание которых решающим образом зависит от особенностей общественного строя. Практика функционирования систем М.к. показала большую зависимость их эффективности от учета психологических особенностей аудитории: внимания, восприятия, понимания, запоминания предлагаемых сообщений. Зависимость психической переработки сообщений от специфики М.к. вообще и каждого конкретного ее средства в частности, от организации информационного потока, от специфики интересов тех или иных ГРУПП аудитории, соответствующие помехи и барьеры, способы их преодоления и т.д. изучаются психологией, социологией и семиотикой М.к.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Массовая коммуникация
один из массовых современных процессов производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей через «массы» (коллективные группировки, спонтанно возникающей за пределами устойчивого общественного разделения труда), осуществляющиеся с помощью технических средств. Быстрое индустриальное развитие, которое сопровождается урбанизацией, сделало несостоятельными и неэффективными прежние способы социальных взаимосвязей, требовало новой формы общения. Этой формой и стала массовая коммуникация - среда функционирования и распространения образцов поведения, через усвоение которых происходит воспроизводство «политизированной массы». Появление такой массы людей, очутившихся в условиях неустойчивого и ненадежного существования, а потому испытывающих острую потребность в новых эффективных идеях, резко обострило политическую борьбу, как магнитом притягивая к ней внимание всевозможных политических сил, поскольку становилось ясно, что успех может быть на стороне того, кто выступит в качестве наиболее привлекательного политического актора в глазах «массы», соответствующим образом перестроив свою политическую деятельность. Для изучения того, насколько сообщения СМИ соответствуют сознанию слушателей и воспринимаются ими, используются социологические исследования, выступающие таким образом все более значимым орудием политической борьбы и политической конкуренции.
Среди основных результатов воздействия массовой коммуникации обычно выделяют закрепление уже существующих установок и представлений, наибольшие изменения, соответствующие эволюционности общественного развития, и конверсию как следствие переломных сдвигов в сознании аудитории, «политизированной массы». Наиболее известным примером последнего является анализ массовой коммуникации как «индустрии культуры», проделанный представителями Франкфуртской школы Т.Адорно и М.Хоркхаймером и оказавший серьезное влияние на политическую и социологическую мысль. Западная социально-политическая концепция массовой коммуникации отразила негативное, критическое отношение ее создателей к культуре, политике и состоянию сознания современного западного общества. Поэтому на первом плане формирования этой концепции особую роль играли не позитивные результаты прогресса массовой коммуникации, сыгравшие исключительную роль в демократическом процессе, в реализации идеи «четвертой власти», эффективного социального контроля со стороны государства, всех его институтов, а использование массовой коммуникации в лице ее информативных источников для манипулирования общественным сознанием, что породило даже особый политологический термин - «миф в массовой политической информации», развеявший «миф XX века» Л.Розенберга - «вестерны», «мыльные оперы» и т. п. Этот «миф XX века» развеян в трудах М.Маклуэна. доказавшего, что в силу самой своей сути СМИ погружают человека в миф о характере современного глобалистского (а теперь и однополярного) развития капиталистического общества.
Адорно и Хоркхаймер сближают униформизм (одномерность) по-коммерчески организованного массового духовного производства (прежде всего в США, в известной степени в Великобритании и в некоторых других странах) с характером «политизированной массы», оформившейся в переходном к власти в Германии национал-социализма, поскольку и в том, и в другом случае проявлялась непримиримая враждебность к казавшимся ранее привлекательным идеалам добра, справедливости, заботе о благе народа и т. п. мифам. Последующие исследования массовой коммуникации во многом усвоили разработанное учеными Франкфуртской школы понимание политической аудитории массовой коммуникации как в основе своей пассивного, глубоко безвольного и беспредельно лояльного продукта не только авторитарных, но даже тоталитарных идеологий и политических принципов, оказываясь их продуктом, т.е. «политизированная масса» выступает как множество самодовольно-ограниченных, непоколебимо уверенных в своей суверенности, а на самом деле легко манипулируемых индивидов. «Развлечения» на уровне массовой коммуникации рассматриваются в связи с этим как «социальная терапия побега от действительности» (Х.Хольцср), как способ наделения людей умственным развитием безвольных и безропотных манекенов, как подмена всего сущностного и проблемного занимательным. Эта критика, тем не менее, оказывается функциональной в процессе демократизации общественно-политической жизни, поскольку служит постановке и, в ряде случаев, решению практических задач выявления и преодоления действительной ограниченности массового сознания. Для понимания сути массовой коммуникации важно иметь в виду, что она представляет весь мир в виде непрестанно обновляющегося потока сообщении, как правило, не связанных друг с другом прямой однозначной логической или смысловой связью. Возрождение н «мозаичность» новостей особенно очевидно проявляется в телевидении. Сжатие телепрограмм как неизбежное следствие их мозаичной структуры создаст противоречие между действительным содержанием освещаемого события и отведенным для его демонстрации узкими временными рамками. В результате информация может превратиться в дезинформацию, а «резонанс» от неё будет заглушать и оглуплять здравую мысль и в головах появится не реальное представление о событиях, а некий (нс очень далекий от мифа) хаос. В последние годы вес более пристальное внимание исследователей-политологов и социологов привлекает роль массовой коммуникации именно как мощного генератора политических мифов. Гипертрофированное влияние СМИ, особенно телевидения, на массовое сознание выразилось в образовании «телевизионного электората», когда люди голосуют по существу не за программу той или иной политической партии, а за телевизионный имидж претендентов на значимые государственные должности. Средства коммуникации по своим возможностям обеспечивают вхождение мирового сообщества в высокую степень информационного общества.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.09 кб

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF
72.49 кб

Социология массовых коммуникаций

Полуэхтова Ирина Анатольевна
Статья рассматривает понятие «социология массовых коммуникаций».
Читать PDF
128.59 кб

Имидж в системе массовой коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Система массовой коммуникации удовлетворяет потребность общественности в определенных имиджевых типажах, формируя виртуальное пространство социальных коммуникаций.
Читать PDF
678.52 кб

Этические аспекты массовой коммуникации

Клушина Наталья Ивановна
В статье рассмотрены этические аспекты массовой коммуникации и указаны ведущие направления в российской медиалингвистике, в рамках которых изучается этическая проблематика СМИ.
Читать PDF
53.28 кб

Термин «Формат» в массовой коммуникации

Лащук О.Р.
В статье представлена попытка сформулировать определение широко распространенного в средствах массовой информации термина формат, чтобы разграничить понятия формат и жанр.
Читать PDF
499.73 кб

Чтение в контексте массовых коммуникаций

Зоркая Наталия
In the article the author examines changes in reading newspapers, journals and books during the 1990s, the increase of mass orientations to entertainment in all social-demographic groups including the most educated and qualified i
Читать PDF
462.38 кб

Средства массовой коммуникации и терроризм

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами.
Читать PDF
77.54 кб

Массовая коммуникация и демассификация медиа

Антонов Константин Александрович
Читать PDF
277.82 кб

Идентичность в системе массовой коммуникации

Коновалова Ольга Васильевна
В статье исследуются направления построения культурной, национальной, этнической идентичности в информационном пространстве, которое обладают моделирующей функцией, способностью видоизменять процессы становления личности, оказывая
Читать PDF
148.39 кб

Массовая коммуникация как социальный институт

Красникова Марина Александровна
Статья посвящена оценке роли средств массовой коммуникации. Анализируется влияние на сознание людей массовой коммуникации, использование ее политическими субъектами в своих интересах
Читать PDF
185.02 кб

О сущности экономической массовой коммуникации

Демина Ирина Николаевна
Статья является третьей из цикла статей, посвященных обоснованию выделения экономической коммуникации из общей теории массовой коммуникации.
Читать PDF
108.36 кб

Телевидение как средство массовых коммуникаций

Попова Татьяна Владимировна
В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободны
Читать PDF
205.62 кб

Медиатексты в современной массовой коммуникации

Антонова Любовь Геннадьевна
В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «коммуникативных продуктов» медиатекстов, создаваемых в нем.
Читать PDF
206.28 кб

Социальные сети в системе массовой коммуникации

Мирумян Ани Гайковна
Рассматриваются социальные сети в системе массовой коммуникации. Объектом исследования выступают социальные сети, которые на сегодняшний день вызывают наибольший интерес у аудитории.
Читать PDF
182.81 кб

Медиаобразы в массовой политической коммуникации

Корженева Ольга Вадимовна
В статье исследуется процесс формирования медиаобразов в информационном пространстве.