КЕМАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Кемализм
национальное движение в Турции, названное так по имени возглавлявшего его Кемаля Ататюрка. После поражения султанской Турции в империалистической войне 1914-1918 гг. турецкий народ провел победоносную революционно-освободительную войну (1919-1922 гг.) против империалистических держав, пытавшихся расчленить Турцию. Турецкая национальная буржуазия, руководимая Кемалем, сумела поднять народные массы на борьбу против империалистических захватчиков и против власти султана. Со дня провозглашения Турецкой республики (29 октября 1923 г.) по день своей смерти (10 ноября 1938 г.) Кемаль Ататюрк являлся бессменным президентом Турции и председателем организованной им в 1923 г. «Народно-республиканской партии», отражающей интересы национальной буржуазии, части помещиков и верхушки крестьянства. После изгнания империалистов кемалисты для укрепления буржуазного строя в Турции провели ряд реформ: провозгласили республику, отделили церковь от государства, воспретили многоженство, латинизировали алфавит. В то же время кемализм проводит политику жестокого террора против революционного рабочего движения в стране, в особенности против комхмунистической партии. «Кемалистская революция есть верхушечная революция национальной торговой буржуазии, возникшая в борьбе с чужеземными империалистами и направленная в своем дальнейшем развитии, по сути дела, против крестьян и рабочих, против самих возможностей аграрной революции» (Сталин).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

КЕМАЛИЗМ
(Kemalism) Идеология, выдвинутая Мустафой Кемалем (известным как Ататюрк) (1881–1938) и его сподвижниками после создания Турецкой республики (1923). Кемализм основан на идеалах прагматизма и необходимости. Реформы, начатые в Османской империи в 1839 г. и получившие название "Танзимат" (реорганизация), привели к появлению "молодых османцев", вслед за которыми появились "младотурки". Они и определили основные черты кемализма. Реформы создали класс государственных служащих, гражданских и военных технократов, обладающих знаниями и организаторскими способностями, умением и возможностью контактировать с коллегами в Европе. "Танзимат" привел к принятию светского кодекса законов и реорганизации государственного управления на европейский лад, однако сохранил традиционные институты шариата (исламского права) вместе с его судами и исламскими школами. Позже реформаторы, в т.ч. и Кемаль, считали, что это существенно ослабило реформы XIX в. Основатель Турецкой республики сформулировал шесть принципов кемализма. 1. Республиканизм, охвативший Европу на волне крушения империй и провозгласивший идеи народного суверенитета, свободы и равенства перед законом. 2. Секуляризм – краеугольный камень реформ и необходимый компонент модернизации и социальных перемен. Это означало отделение государства от религии и установление светского контроля над правовой системой и образованием. В 1924 г. был ликвидирован халифат, позже – шариатские суды, на смену которым пришли швейцарский гражданский (1925) и итальянский уголовный (1926) кодексы. Одновременно ликвидировались монастыри и религиозные школы, был принят латинский алфавит, насильственно внедрялся европейский стиль в одежде, проведена эмансипация женщин. Коран приведен в соответствие с новой нормой турецкого языка. 3. Национальное единство крепилось на принципе лингвистического сообщества, на том, что турецкий язык, свободный от расовых, религиозных или этнических различий, объединяет всех живущих в пределах Турции. 4. Усилия народа стремились направить на цели реформ и перемен, поэтому много и расплывчато говорили о народном суверенитете, обоюдной ответственности государства и гражданина, а также об отсутствии социальных классов. 5. Революционный настрой сопровождался упорядоченным преобразованием общества, с тем чтобы ввести его в семью развитых наций. Для этого требовалось изменить взгляды людей, принять западный стиль, преодолеть сопротивление невежества и суеверия, привлечь в страну новую технику и новые технологии, одновременно способствуя развитию отечественной экономики и науки. 6. Проводимая политика этатизма (активного государственного регулирования) предполагала, что государство должно играть активную роль в экономическом, социальном и культурном развитии страны.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
237.70 кб

Турция: идеология и политика будущего. Нео-оттоманизм или кемализм

Гайдаева Юлия Юнусовна
В статье анализируются изменения в политических тенденциях современной Турции (внешняя и внутренняя политика, проводимая ПСР) и усиление турецкого влияния в регионе.