КАПИТАЛИЗАЦИЯКапитальные вложения

Капитализм

Найдено 10 определений термина Капитализм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Капитализм

социально-экономическая модель западной цивилизации, основанная на либерализации рыночных отношений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Капитализм

система товаропроизводства, основанная на принципах рынка и частной собственности на средства производства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

КАПИТАЛИЗМ

лат. capitalis главный) - социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Капитализм

экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под "капиталом" понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими - их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

КАПИТАЛИЗМ

тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии

Капитализм

- экономический тип общества, капиталистическая общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной собственности капиталиста на рабочую силу рабочего, на средства производства и личной собственности трудящегося на предметы потребления. Основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частным присвоением капиталистом рабочей силы рабочего (наемное рабство).

При капитализме социальная защищенность трудящегося-рабочего выше, чем трудящегося-крепостного при феодализме. Рабочий относительно свободен, общество его защищает, но не от эксплуатации, наемного рабства и безработицы. Рабочий принадлежит обществу, поскольку он уплачивает налоги и соблюдает законы. Если он нарушит закон, то общество имеет право его наказать, вплоть до смертной казни. Однако большие социальная защищенность и социальная справедливость приводят к тому, что производительность труда рабочего выше, чем крепостного. Это и определило победу капитализма над феодализмом.

Развитие производительных сил при капитализме приводит к появлению пролетариата, его росту и обнищанию, накоплению прибавочного труда у класса эксплуататоров, к обострению из-за этого основного противоречия капитализма и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Результатом этой борьбы могут быть либо вынужденные частичные уступки эксплуататорского класса трудящимся при сохранении наемного рабства (тогда дальнейшее развитие капитализма будет эволюционным), либо происходит социалистическая революция, которая приводит к установлению власти трудящихся и к социализму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий политологический толковый словарь

КАПИТАЛИЗМ

Капитализм представляет собой экономическую систему, в которой средства производства, распределения и обмена находятся в частных руках (в руках тех, кого Карл Маркс (1818–1883) именует буржуазией). В основе данной экономической системы лежит аккумулирование буржуазией прибыли, которая формируется в результате эксплуатации рабочего класса (его Карл Маркс именует пролетариатом). Получаемая прибыль в дальнейшем инвестируется. Кроме того, капитализм предполагает продажу и приобретение товаров и услуг на относительно свободном и конкурентном рынке. Исходная концепция капитализма представляет собой «модель совершенной конкуренции», в рамках которой владельцы небольшого бизнеса с минимальными для себя издержками нанимают работников, которые обеспечивают максимально возможный выпуск продукции или услуг, реализуемых по минимально возможной цене.

Такая экономическая система кардинально отлична от плановой экономики, при которой средства производства, распределения и обмена товаров и услуг контролируются государством. Последнее характерно для коммунистических стран. Между тем во многих либеральных демократических странах функционирует экономика смешанного типа, то есть средствами производства владеет как государство, так и частный сектор. Как следствие государство является крупнейшим работодателем, а его вмешательство в экономику может выражаться в регулировании уровня заработной платы, условий найма и поддержке убыточных предприятий с целью поддержания достаточно высокого уровня занятости.

Вера в возможности свободного рынка лежала в основе политики, проводившейся, в частности в Великобритании и США, в 1980-е годы «новыми правыми», которые стремились ограничить вмешательство государства в экономические процессы. «Новые правые» считали, что экономический рост и занятость должны обеспечиваться естественным действием факторов спроса и предложения, а не интервенциями со стороны государства. Политика «новых правых» выражалась в дерегулировании экономики, приватизации и ограничениях на деятельность профсоюзов, которые обвинялись в противодействии эффективному проявлению рыночных сил через требования о росте заработной платы в отсутствие соответствующего повышения производительности труда.

См. также статьи «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Новые правые», «Приватизация».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

Капитализм

1) тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда. Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Нидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в Европе с 16 в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. В результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. В условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. Это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. В кон. 19 - нач. 20 вв. в развитых странах Запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. Складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наемного труда значительное место занимает средний класс собственников. Современные формы капитализма включают: краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационная политика). Постепенно утвердившаяся во многих странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й пол. 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейских сообществ и др.;

2) экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под "капиталом" понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими - их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КАПИТАЛИЗМ

(capitalism) Организация общества, основанная на общественном характере производства и частной форме присвоения его результатов и/или контроле над средствами производства. Термин появился в общественной науке сравнительно недавно. Оксфордский словарь английского языка впервые приводит его в 1854 г. ("капиталист" – в 1792 г.). Введено в обращение марксистами. Маркс (Marx) предпочитал говорить о капиталистическом способе производства или буржуазном обществе. Как термин наиболее распространен в сфере политики, хотя это неизбежно приводит к его разночтениям. В настоящее время употребляется по меньшей мере в трех основных значениях. 1. Вернер Сомбарт (Sombart) описывает капитализм как синтез духа предпринимательства с "буржуазным духом" расчета и рационализма. Этот дух (geist), который, как полагают, является неотъемлемой частью человеческой натуры, наконец обрел для себя подходящую форму в виде экономической организации современного общества. На этом основании Макс Вебер (Weber) показывает, как этот дух капитализма трансформирует "традиционалистские" способы экономической деятельности ("Протестантская этика" – The Protestant Ethic, "Дух капитализма" – Spirit of Capitalism). Рабочий-традиционалист не считает максимизацию ежедневной оплаты труда своей первостепенной целью, предпочитая работать ради сохранения привычного уклада жизни. Основами деятельности капиталистического предприятия, напротив, являются рациональная реорганизация производства и исключительное стремление к увеличению его эффективности. Вебер полагает, что капиталистический дух обязан своим происхождением этике кальвинизма (см. Кальвин Жан), хотя он и не развивает это положение. Следовательно, капитализм в меньшей степени результат технологического прогресса, чем следствие распространения нового духа капиталистического предпринимательства. В "Общей экономической истории" (General Economic History) Вебер рассуждает о развитии капитализма в постфеодальной Европе, выделяя его характерные черты, в общем аналогичные описанным Марксом. Дух рационального расчета способствует развитию капиталистической экономической системы, при которой рабочие, получающие зарплату, свободно и законно продают свой труд; ограничения по экономическому обмену на рынке сняты; технологии разрабатываются и организуются на основе рациональных принципов; существует четкое разграничение понятий дома и рабочего места. Более того, капитализм позволяет укрепить юридическую форму делового партнерства, расширить систему общественного кредитования и торговли, а также создавать производственные, а не только торговые предприятия. Капитализм характеризуется рациональной организацией общественной жизни, и в современном мире дальнейшее развитие бюрократии (bureaucracy) становится неизбежным. По Веберу, капитализм, несомненно, самая передовая из когда-либо существовавших экономических систем. Однако его техническая рациональность грозит ущемлением и уничтожением наиболее очевидных ценностей западной цивилизации. Таким образом, человечество загоняет себя в им же созданную "железную клетку". 2. Организация производства, предназначенного для рынка. Первоначально слово использовалось в немецкой исторической школе, которая различала "натуральную экономику" средневековья и "монетарную экономику" современной эпохи. Это определение капитализма как коммерческой системы обычно подкрепляется мотивацией получения прибыли. Хотя это определение сходно со взглядами Сомбарта/Вебера, акцент на рыночной экономике придает ему существенно иной смысл. 3. Карл Маркс видел сущность капитализма не в рациональном расчете и не в рыночном производстве, ориентированном на получение прибыли (по Марксу, простое товарное производство). Для него капитализм – исторически особый способ производства, при котором капитал (в его многочисленных формах) является главным средством производства. Способ производства определяется не развитием техники, а теми, кому принадлежат средства производства и кто их контролирует, а также общественными отношениями, возникающими между отдельными членами общества в процессе производства. Каждый способ производства различается в зависимости от того, как правящий класс, контролирующий условия производства, обеспечивает извлечение прибыли, эксплуатируя угнетаемый класс. В своем знаменитом высказывании Маркс объясняет, что отличительной чертой всякого общества является не то, как осуществляется трудовой процесс, а то, как обеспечивается получение прибавочной стоимости: "Именно в каждом случае прямой связи между владельцами средств производства и непосредственным производителем – находим мы ту тайную, скрытую основу всего здания общества и, следовательно, политическую форму этих отношений суверенитета и зависимости, короче, специфическую форму государства" ("Капитал". Т. 3. Гл. 47). Капитализм, таким образом, рассматривается как переходная форма классового общества, где производство капитала доминирует над всеми другими формами производства (общественное производство товаров). Капитал – не вещь, не просто деньги или орудия производства, но деньги и орудия производства в совокупности определенных социальных взаимоотношений, цель которых – увеличение стоимости (накопление капитала). Следовательно, капитализм развивается в условиях социальной борьбы между буржуазией и рабочим классом. Его исторической предпосылкой была концентрация собственности у правящего класса и, как следствие, "это проклятое" появление класса неимущих, для которых продажа своего труда – единственный источник существования. Различие между продажей труда и рабочей силой (способности производить), утверждает Маркс, является главным для понимания того, что вся прибыль получается за счет неоплаченного, а потому эксплуатируемого труда рабочего. Капитализм объединяет формальное и юридическое равенство в обмен на подчинение и эксплуатацию в процессе производства. Торговля, рациональный расчет, рыночное производство, использование денег и наличие финансистов – недостаточные условия для существования капиталистического общества. По Марксу, капитализм опирается на специфическую форму частной собственности, позволяющую капиталу закабалить трудящихся, создающих в процессе производства прибавочную стоимость. И Вебер, и Маркс изображали капитализм как исторически самую развитую организацию производства. Но Маркс, в отличие от Вебера, предвидел усиление классовой борьбы, рост влияния союза рабочих, которые, осознав себя независимым движением большинства, восстанут и свергнут капитализм. Все предлагаемые периодизации развития капитализма недостаточно убедительны. Если Маркс утверждает, что в Западной Европе буржуазное общество, возникнув в XVI в. и пройдя длительный путь, уже к XVIII в. обрело зрелость, то Карл Поланий приходит к выводу, что капитализм появился только после Акта о реформе закона для бедных (1834). Капитал существовал в разных формах – торговой, денежной – еще задолго до индустриальной эпохи. Поэтому период между XVI и XVIII в. часто называют фазой торгового капитализма. Промышленный капитализм, появление которого Маркс датирует последней третью XVIII в., окончательно устанавливает доминирующую роль капиталистического производства. Большинство аналитиков середины – конца XIX в. рассматривали Великобританию как апофеоз той фазы капитализма, которая предполагает минимальное вмешательство государства в экономику (laissez-faire). Этот период закончился в 1840 г. с отменой хлебных законов, навигационных актов и принятием закона о банках. В соответствии с учениями классиков политической экономии Адама Смита (Smith) и Давида Рикардо, государство избрало либеральную форму поощрения конкуренции, чтобы стимулировать развитие "саморегулируемого" рыночного общества. Либеральные и консервативные мыслители были склонны отождествлять эту фазу капитализма с его сущностью, что побудило некоторых теоретиков вообще не употреблять этот термин по отношению к обществам периода после 1945 г. Во время послевоенного экономического подъема (1950–70) возник целый ряд новых терминов: индустриальное общество, постиндустриальное общество, общество всеобщего благоденствия, посткапиталистическое общество, но они таят в себе опасность изменить главное в концепции капитализма. Волны экономических и политических кризисов заставили, однако, вернуться к изначальному значению термина, особенно под влиянием "новых правых" (New Right, см. также: Hayek, Friedman). В противовес либералам, марксисты рассматривают развитие капитализма в XX в. как переход от стадии минимального вмешательства государства в экономику (laissez-faire) к монополистической стадии. Так, в знаменитой работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" Ленин (Lenin) указывает: монополистическая стадия наступает тогда, когда особо важное значение приобретает вывоз капитала, происходит слияние банковского капитала с промышленным, на базе чего создается финансовый капитал; производство и распределение концентрируются в огромных трестах и картелях; международные капиталистические монополии делят мир на сферы влияния; национальные государства стремятся защитить интересы своего капитала, создавая тем самым постоянную угрозу войны (См. также: империализм). С того времени, как в XIX в. в Великобритании избирательное право стало массовым, ведутся горячие споры о связи демократии и капитализма. Опыт XX в. показывает, однако, что капиталистической экономике могут сопутствовать различные политические формы – либерально-демократическая, социал-демократическая, фашистская, республиканская, монархическая, крайней централизации государственного управления. Это составляет основу изучения государства (state) при капитализме. Хотя капитализм всегда развивался на фоне мирового рынка, последние перемены, связанные с "глобализацией капитала" и распадом СССР, укрепили убежденность в том, что теперь его следует рассматривать как мировую систему.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

КАПИТАЛИЗМ

от лат. capitale— деньги, приносящие процент) — тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике.

Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…

Если для коммунистов капитализм — всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он — ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?

Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм — это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.

Производство товаров и извлечение прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все — вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» — как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.

Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма — ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) — производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии — отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики — прообразы современных банков.

У многочисленного купечества ввиду рискованности их промысла возникла необходимость в иных способах расчетов при ведении торговых операций, нежели наличными деньгами или путем натурального обмена (товар на товар). В те времена имели хождение самые разнообразные монеты, и без специального сословия людей, способных быстро сориентироваться в курсе обмена, торговые операции были бы просто невозможны.

Именно менялы и ростовщики, дававшие купцам средства в долг для закупки товара, и стали первыми банкирами. Они не только выдавали кредиты, но брали деньги на хранение, переводили через своих агентов средства клиентов в другие города и страны. Тогда и появились долговые письменные обязательства — векселя, и возникло некое подобие рынка ценных бумаг.

Все это имело для развития экономики колоссальное значение. Вопервых, создание финансовой структуры, основанной на безналичном расчете, значительно снижало риски купцов и делало их в меньшей мере зависимыми от произвола королей, феодалов, разбойников и пиратов. Это, естественно, способствовало расширению географии торговли. Во-вторых, сами деньги стали постепенно превращаться в товар, а финансы выделились в особый, самостоятельный вид экономической деятельности.

Многие купцы, менялы, ростовщики накопили значительные средства, которые, говоря современным языком, инвестировали в производство. Но существовавшая в те времена цеховая система с ее жесткой регламентацией к этому явно была не приспособлена. Она вступила в противоречие с интересами набирающего силу финансово-ростовщического капитала и фактически была обречена.

Предприимчивые коммерсанты скупали сырье у крестьян и раздавали на переработку ремесленникам. Так закладывались основы будущей мануфактуры, которая на первом этапе своего становления носила дисперсный характер: производители жили в разных городах и деревнях, и хозяину приходилось ездить и собирать произведенную продукцию. Такой способ кооперации еще не носил характера массового производства, свойственного капитализму, так как отсутствовало разделение труда. Но начало было положено: ремесленники постепенно стали превращаться в наемных рабочих, что потребовало отмены крепостного права и иных форм феодальной зависимости.

Значительно изменилось и само купечество. Экономические интересы класса потребовали и новых форм его самоорганизации. Гильдии, построенные по цеховому принципу, уступали место торговым компаниям. Первоначально они были немногочисленными и нередко состояли исключительно из родственников.

Но с началом эпохи великих географических открытий положение радикально изменилось, и роль торговых компаний резко возросла. Они стали главным двигателем мировой торговли и, в свою очередь, инициировали процесс открытия новых земель и финансировали экспедиции в Новый Свет, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию. Не случайно, что именно в Англии, где начиная с XVI в. действовали наиболее крупные и богатые компании — Ост-Индская, Гвинейская, Левантийская, Московская — бурно начал развиваться капитализм. Эти компании обеспечивали идеальные условия для экспорта английских товаров по всему миру, что давало мощный стимул для развития промышленного производства в стране.

Архаичная цеховая структура не в состоянии была обеспечить достаточный объем для экспортных поставок. Появляется мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Теперь каждый наемный работник уже не занимался производством изделия от начала до конца, а выполнял часть работы или вовсе только одну трудовую операцию. Это резко повысило производительность труда. Изделия отдельных ремесленников были более качественными, носили отпечаток индивидуального мастерства мастера. Но, естественно, более дорогими, ведь их изготовление требовало много времени. Мануфактурное же производство позволяло выпускать пусть менее качественные, но куда более дешевые товары и, что самое главное, в большом количестве для насыщения растущего спроса. Но и оно не в состоянии было обеспечить все более возрастающие потребности внешнего и внутреннего рынков, т. к. использовались те же примитивные технические средства времен цехов.

Подлинно революционные изменения начались с началом промышленного переворота в XVIII в. Ряд изобретений: создание парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин, а также использование в металлургии каменного угля вместо древесного, появление новых транспортных средств — паровой машины, парохода и т. д., позволили многократно повысить эффективность производства. Именно в это время и сформировались основы того экономического и социального уклада, который со значительными изменениями, в модифицированном виде существует и ныне, определяя развитие всей мировой экономики.

Промышленная революция, завершившая формирование капиталистического строя, привела к серьезным изменениям не только в экономике, но и в социально-классовой структуре общества. Окончательно оформилась буржуазия, четко осознающая свои интересы и отстаивающая их в борьбе с дворянством. Возник и класс наемных рабочих. Формирование его в стране классического капитализма — Англии — шло драматично.

Окончательному оформлению капитализма предшествовал период первоначального накопления капитала. Ведь для организации машинного производства необходимо, помимо значительных материальных средств (ими английские буржуа, разбогатевшие на торговле с колониями, располагали) и наличие свободных рук.

В XVI–XVII вв. в Англии помещики повсеместно сгоняли крестьянарендаторов с земли. На ней лендлордам выгоднее стало разводить овец, потому что резко вырос спрос на шерсть для текстильных мануфактур. Бездомные, безземельные, не обладающие ничем, кроме собственных рук, вчерашние крестьяне шли на мануфактуры и фабрики, превращаясь в пролетариев.

В эпоху раннего капитализма они, так же как античные рабы или крепостные крестьяне, подвергались беспощадной эксплуатации, и их жизненный уровень был столь же низким.

Буржуазное государство всеми силами отстаивало «свободу» даже самого последнего босяка, закрепило ее в законах; оно готово защищать права и свободы всех без исключения граждан любыми способами, даже воевать за них. Потому что только свободный человек может свободно продавать свою рабочую силу. Хозяин и рабочий одинаково равны и свободны. Но последний не может на рынке предложить иного товара, кроме своего труда. А поскольку рабочий не обладает средствами производства — техникой, оборудованием, то его труд сам по себе слишком дешев, чтобы прокормить его самого. Он сможет прожить, только предложив свою рабочую силу владельцу орудий труда. Естественно, что условия сделки ему диктует капиталист. Рабочий может их принять или не принять — он свободный человек. Такой же, как и хозяин, который вправе приобрести его услуги или отказаться от них.

Различие между пролетарием и рабом в том, что, как писал Ф. Энгельс, «раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспеченно, как бы жалко оно не было. Отдельный же пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания».

В современных условиях, конечно, уже нет основной дихотомии эпохи классического капитализма «буржуазия — пролетариат». Нынешний капитализм в его постиндустриальном, информационном варианте размыл границы, разделяющие классы и страты, изменил очертания социального пространства. Ныне рабочие в развитых странах являются совладельцами предприятий, на которых трудятся, и мало напоминают обездоленных пролетариев XIX в. По уровню доходов они входят в «средний класс» и не помышляют ни о какой классовой борьбе, чтобы уничтожить источник эксплуатации — частную собственность. Но ни сами по себе отношения собственности (в экономиках западных государств действует мощный государственный, «социалистический» сектор), ни степень развития демократических институтов не способны изменить капиталистического характера нынешнего мироустройства — общества тотального товарного производства.

Из-за глобализации и международного разделения труда развитые страны стали средоточением буржуазии и высококвалифицированных кадров, тогда как пролетариат переместился в Китай, Латинскую Америку, Африку, Индию. Благодаря еще одному институту капитализма — фондовому рынку, рабочие развитых стран сами стали владельцами акций предприятий, тогда как в странах третьего мира условия существования рабочих напоминает зарю капитализма.

Современный капитализм характеризуется ростом роли транснациональных корпораций (ТНК), глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, межгосударственным регулированием экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и т. д.

В России после 70 лет господства социалистических методов ведения экономики возврат к капитализму начался в эпоху перестройки и продолжился в 1990-е гг. «Построение справедливого капиталистического общества», т. е. возврат к способам хозяйствования столетней давности, сопровождался грабительской приватизацией, кровавым переделом собственности, полным беззаконием и произволом.

О перспективах капитализма идет много споров. Но в основном борются 2 подхода: или капитализм есть нечто естественное и вечное, или он уступит место совершенно иному типу общества и станет некой «предшествующей стадией», как когда-то и сам капитализм сменил феодализм, считавшийся «естественным», вечным и «основанным на божественных законах».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме Капитализм — 0

Найдено научныех статей по теме Капитализм — 0

Найдено книг по теме Капитализм — 0

Найдено презентаций по теме Капитализм — 0

Найдено рефератов по теме Капитализм — 0