социальные явления капиталистического общества. Пропагандистское употребление слова основано на его переносном значении — «неизлечимое зло» , «непоправимый вред».
Слово Я. (обычно во множественном числе) встречается в сравнительно небольшом наборе стандартных словосочетаний: «социальные Я.», «Я. и пороки» , «Я. безработицы» и т. д. Идеологическим основанием такого использования Я. служит марксистско-ленинская характеристика буржуазного общества как системы неизлечимо-больной, прогнившей до основания, исторически обреченной. В число Я. включаются прежде всего такие общественные пороки, как проституция, нищета, безработица, алкоголизм, наркомания. Впрочем, к тому же разряду относят любые явления свободного мира: «Я. капитализма» , «Я., которые смердят», Я. расистских режимов».
В первые десятилетия советской власти Я. именовались и те явления в молодом советском обществе, которые, как утверждала пропаганда, были несовместимы с коммунистической идеологией, противоречили декларируемому ею укладу жизни. При этом всячески подчеркивался временный, преходящий характер этих явлений. Пока считалось, что СССР находится в процессе построения социализма, советская идеология могла позволить себе упоминать о наличии Я. в собственном обществе, рассматривая их как наследие прошлого, черты, сохранившиеся от капитализма, как результат существования внутри страны социальных элементов, враждебных режиму.
Стоило, однако, кремлевским руководителям объявить, что социализм построен, и усилиями пропаганды понятие Я. было изъято из обихода советского общества, перенесено на социальную ткань некоммунистических государств. В соответствии с требованиями идеологии, провозгласившей окончательную победу социализма в СССР, в советском обществе сохранились только «отдельные недостатки», обусловленные «пережитками» («родимыми пятнами») капитализма. В здоровом советском обществе, с его крепкими («прогрессивными и самыми эффективными») экономикой, общественными отношениями, бытом, моралью нет больше места социальным Я.
Воровство, продажность и коррупция, процветающие в СССР, хулиганство и алкоголизм, разъедающие советское общество, уже не рассматриваются как Я. Это экспрессивное наименование используется лишь для характеристики социальных явлений свободного мира.
ПРИМЕРЫ: «Западное телевидение всячески стремится скрыть или затушевать язвы и пороки, объективно присущие миру капитала». («Комсомольская правда», 27 октября 1983, с. 2.) «Оправдать или скрыть террор, коррупцию и многие другие язвы на теле капитализма, которые смердят с каждым годом сильнее, они не в силах», («Литературная газета», 8 июля 1981, с. 6.) «...наши идеологические противники пытаются скрыть эксплуатацию и хроническую безработицу, равнодушие к человеку и нищету - все те язвы капиталистического организма, которые неизбежно вовлекают миллионы людей в сферу преступности». («Вопросы философии», 1978, № 11, с. 7.)
188.51 кб
Оценка кожно-аллергической пробы в диагностике сибирской язвы у людей
Представлены результаты изучения диагностической ценности кожно-аллергической (антраксиновой) пробы у 125 больных сибирской язвой.