ИУДАИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИУДАИЗМ

Религия, возникшая во втором тысячелетии до н. э. среди древних еврейских племен. И процессе дальнейшего развития сложилась как монотеистическая религия, исповедующая веру в единого бога - Ягве (Иегову). В связи с расселенном евреев по многим странам мира получил распространение и И. С 1948 - официальная религия в Израиле.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Иудаизм
иудейская (древнееврейская) религия, состоящая в вере и поклонении библейскому богу Яхве (Иегове). Зародилась задолго до наступления; нашей эры у древних скотоводческих бедуинских племен в Аравии - родоначальников евреев. Догматы иудаизма изложены в талмуде («священная книга») и торе (древних свитках религиозных законов и запрещений — первые пять книг библии). Как и все религии, иудейская религия антинаучна, реакционна, непримиримый враг прогресса и идей коммунизма, служит эксплуататорам. Основные центры иудаизма и сионизма (см.) ныне в США и Израиле. Религия исповедуется небольшой частью евреев, проживающих в СССР, Верхушка иудаистской церкви, находящаяся в Израиле и США, тесно связана с монополистическим капиталом, ведет активную борьбу с революционным рабочим движением. Монополисты используют иудаизм и его учреждения, а также националистические сионистские организации для борьбы против распространения идей коммунизма против миролюбивых демократических сил.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Иудаизм
нац-я религия евреев; первый в истории мировой культуры прецедент монотеизма. Генетически связан с западно-семитской, египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом, позднее гностицизмом. К священным книгам И. относятся Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писание), вместе составляющие Танах. Центральной явл. Тора (Хумаш), включающая Брейшит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим (в христианстве: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Постбиблейский этап развития И. представлен в текстах мидрашей и талмудической литературе. Талмуд оформляется на основании интерпретаций Торы. Мистическая ветвь И. представлена Каббалой и хасидизмом. Танах оценивается в И. как откровение, где ключевой фигурой явл-ся Моше (Моисей): Тора диктуется Моше Богом на горе Синай, а десять заповедей («асерет хадиброт») возвещаются всему народу в непосредственном явлении Божьем. «Завет» Бога иудеям фиксирует соглашение между людьми и Богом, предполагающее взаимные личные обязательства: со стороны Бога - покровительство, со стороны иудеев - весть о Боге в миру. Союз с Богом как результат свободного выбора явл-ся важнейшим в человеческой культуре импульсом развития теизма. Этический кодекс И. включает в себя, наряду с 613 общеэтическими заповедями (мицвами) (248 - требования долженствования, 365 - запреты) тысячи конкретно-бытовых предписаний Талмуда. Многие нравственные максимы И. вошли в золотой.фонд общечеловеческой морали, этические вопросы И. фиксируют фундаментальные аспекты нравственной проблематики как таковой. В канон И. входит тезис о богоизбранности еврейского народа, целью существования к-рого явл-ся «тику!п олам», т.е. совершенствование мира под «управлением Бога», оборотной стороной этого тезиса выступает антисемитизм. Танах может рассматриваться как самая влиятельная книга в истории человечества. Содержание Танаха адаптировано христианством в качестве «Ветхого Завета», а также обнаруживает себя в исламе. После образования гос-ва Израиль (1948) И. конституируется как гос. религия. Консервативный И., в отличие от реформистского, полагает необходимым тщательное соблюдение ритуала; в отличие от ортодоксального- допускает нововведения. Главным учебным и исследовательским центром консервативного И. явл. Еврейская теологическая семинария в Нью-Йорке. В совр. И, наблюдается тенденция философизации, несущая и обратный вектор влияния И. на филос. традицию (диалогический персонализм Бубера).

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

ИУДАИЗМ
религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время религий национально‑монотеистической традиции. Основные священные книги – Танах и Талмуд. Танах (в христианской традиции – Ветхий Завет) состоит из трёх частей: Тора – Пятикнижие Моисеево, Небиим – Книги Пророков и Ктубим – Книги Писаний. Талмуд – обширный сборник комментариев к Танаху, включает в себя шесть разделов: Зраим – посвящён законам Устной Торы, ежедневным молитвам и богослужениям; Моэд – законам субботы и праздников; Нашим – законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям и воспитанию детей; Незикин – изложению основных принципов еврейского права; Кодашим и Теорот рассматривают законы жертвоприношений и храмовой службы, нормы ритуальной чистоты и нечистоты, правила приготовления пищи – кашрут и шхиту, а также использования одежды и предметов повседневного обихода. Основу вероучения И. составляет вера в единого Бога Яхве, управляющего миром; в «богоизбранность» еврейского народа, который имеет особые (отличные от других народов) отношения с Богом («избранный народ») и соответственно пользуется особым его покровительством; в загробный мир; в бессмертие души; в посмертное воздаяние; в воскресение мертвых; в святость Танаха и Талмуда; в приход мессии (спасителя, присланного Богом людям, причём Иисус Христос, согласно И., таковым не является); в конец существования материального мира. В И. существуют молельные дома – синагоги (название совпадает с названием религиозной общины), в которых культовые действия осуществляют раввины. В настоящее время И. является национальной религией государства Израиль, хотя и не имеет статуса государственной религии. Всю религиозную деятельность координирует и направляет Верховный Раввинский Совет. Принципы И. базируются на строгом единобожии и догматизме: верующий обязан неуклонно исполнять 613 заповедей, из них – 248 предписаний и 365 запретов. Иудеем человек может быть как по праву рождения от родителей, исповедующих И., так и по праву его принятия. При этом И. не стремится приобщить другие народы к своей вере, не поощряет (хотя и не запрещает) принятие веры неевреями. В настоящее время И. делится на три направления – классический (ортодоксальный) И., реформистский (прогрессивный) И., представленный рядом модернистских групп (например, гаскала), консервативный И. (например, хасиды и секта ХАБАД), а также ряд более мелких течений, например, не признающие Талмуд караимы и фалаша. Хасидизм видит спасение в индивидуальном религиозно‑нравственном совершенствовании на основе постоянного изучения Торы и мистического учения Кабаллы (в переводе «понятие», «традиция» – учение, согласно которому приблизиться к познанию Бога человек может только через постижение мистического значения имён, букв, чисел, формул и т. п.). Значительная часть сторонников консервативного И. считает диаспоральное состояние еврейского народа богоугодным, в связи с чем порицает сионизм и не поддерживает тезис о необходимости существования еврейского национального государства в Израиле. В настоящее время численность исповедующих И. составляет около 14 млн человек (разных ветвей И.), из которых примерно 45 % проживает в Израиле, 40 % – в США, остальные – во Франции, ФРГ, России и других странах мира. И. оказал огромное влияние на формирование христианства и ислама, на развитие культуры в ряде регионов мира.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

ИУДАИЗМ
(Judaism) Религия евреев, которую отличают: 1) монотеизм; 2) вера в особый договор Бога со своим "избранным народом"; 3) этническая и территориальная идентичность ("земля обетованная"); 4) особые законы и обряды и 5) мессианство. Зарождение иудаизма относится либо ко времени договора Авраама с Богом, либо ко времени провозглашения Моисеем единобожия и приписываемых ему законов, которые составляют Пятикнижие. Однако политический иудаизм теснее всего ассоциируется с царем Давидом, утвердившим столицу в Иудее и задумавшим храм в Иерусалиме, который был построен его сыном Соломоном. По иронии судьбы, утверждение иудаизма и произошло во время Вавилонского плена (586–538 гг. до н.э.). Так же, как и в любой теократии, различие между божественным и гражданским законом в иудаизме размыто. Бог есть высшая власть, и повеление его есть закон, будь он религиозным или гражданским, – взгляды, которые разделяют исламские фундаменталисты. Моисеев закон (тора) сложился к V в. до н.э. Толкование его содержится в Талмуде и Мидраше. Талмуд включает в себя религиозные и гражданские законы, каких нет в собственно Торе, и дает пояснения к ним. Талмуд составляют Мишна – устный закон, созданный между V в. до н.э. и II в. н.э., и Гемара – дополнение и объяснение Мишны. В отличие от Талмуда Мидраш строго следует Священному Писанию и экзегетичен. Он охватывает период по меньшей мере со II по XII в. н. э. и состоит из Халахи – собрания традиционных правовых норм и поучений, которых нет в иных письменных законах, и Аггады – свободного пересказа Священного Писания, включающего притчи и другие непредписывающие материалы, используемые исключительно за трапезой – ритуалом, которым открывается Пасха. Во главе государства обычно стоял первосвященник, он же ведал исполнением как религиозных, так и гражданских законов, хотя, как в случае с династией Маккавеев (Асмодеев), правили и цари. Раввины были как толкователями закона, так и гражданскими судьями. Писцы записывали тексты законов, заносили в книги их толкования. Фарисеи были сектой тех, кто посвятил себя буквальному соблюдению устного и письменного закона. В то время как Вавилонское пленение способствовало сплочению евреев, римская оккупация Палестины, династия Ирода и в конечном счете разрушение храма в 70 г. н.э. привели к рассеиванию евреев. Оно сопровождалось разделением: от крайностей фундаментализма (караимы, которые отвергли раввинскую традицию и обращались только к Священному Писанию) и ортодоксии до рационализма, либо чисто философского, либо представлявшего собой смесь философии с талмудизмом и раввинскими традициями. К VII в. Палестина оказалась под властью мусульман. В средние века евреи разбрелись по всей Европе, на запад и на восток. Жили они по большей части в анклавах (гетто) и время от времени подвергались преследованиям. В лучшем случае их терпели и защищали. Антисемитизм (Anti-Semitism) приобрел политическую значимость в 1894 г., когда Альфред Дрейфус, еврей, офицер французской армии, был несправедливо осужден за шпионаж в пользу немцев и выслан на Чертов остров. В 1896 г. Теодор Герцль написал книгу "Европейское гасударство", проповедующую идею "еврейского дома" в Палестине. В 1897 г. для поддержания этой идеи он организовал первый Сионистский конгресс. В 1917 г. британский премьер-министр Артур Балфур пообещал Британской сионистской федерации, что после освобождения Палестины от турок на ее территории сможет поселиться определенное число евреев. С 1920 по 1948 г. Палестина находилась под британским мандатом. В этот период все больше евреев старались воспользоваться Декларацией Балфура. Приток их еще более усилился во время и после второй мировой войны, что было результатом преследования евреев нацистами в оккупированной Европе. В 1948 г. с благословения ООН было создано государство Израиль. Евреи вернулись на земли, представлявшие часть их исконной родины, однако государство стало светским, а не теократическим, а Иерусалим оказался разделен.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ИУДАИЗМ
религия еврейского народа, возникшая во втором тысячелетии до н. э.
Ареал ее распространения — Ближний Восток, Аравийский п-ов, автохтонное население которого составляли кочевые племена семитов. Поклонение собственному племенному божеству, распространенное в древности повсеместно, у небольшого западно-семитского кочевого народа хабиру, или Бану Исраэль, трансформировалось в первую в истории человечества монотеистическую религию — иудаизм, который, так же как христианство и ислам, сформировавшиеся под сильным влиянием верований древних евреев, принято называть авраамической религией.
Все 3 учения чтят Авраама (Ибрагима) пророком, первым сформулировавшим идею Единого Бога — Творца всего сущего. Но в отличие от христианства и мусульманства, в иудаизме с момента возникновения была четко сформулирована идея богоизбранности (генотеизма) только одного народа, заключившего с Богом союз, «завет». Господь через пророка Моисея дал евреям Закон, Тору (библейское Пятикнижие, состоящее из книг Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония).
Именно тезис об исключительности евреев и сложившаяся в более поздние времена сложная обрядность, регламентировавшая абсолютно все стороны жизни верующих, не позволили иудаизму получить широкое распространение. Даже когда после Вавилонского плена, разрушения римлянами в 70 г. Второго Иерусалимского храма и разгрома восстания Симона Бар Кохбы в 133 г. евреи в массе своей оказались вне пределов своей родины и рассеялись по всему миру, образовав многочисленную диаспору, их религия осталась чуждой коренному населению стран, где они расселились. Единственное исключение в мировой истории, когда иудаизм стал господствующей религией нееврейского этноса — Хазарский каганат, просуществовавший в низовьях Волги и на Северном Кавказе почти полтысячелетия — вплоть до разгрома его русским князем Святославом во второй половине X в.
Идея «богоизбранности» не является чем-то исключительным. Такие воззрения характерны для многих обществ в эпоху перехода от родоплеменного строя к монархическому государству. И эти социальные изменения отражались в общественном сознании как победа одного, единого бога над сонмом остальных, ложных, поклонение которым объявлялось идолопоклонством.
Но специфика еврейской истории наложила на естественный процесс перехода от политеистических представлений к монотеизму особый отпечаток. Небольшой кочевой народ, переместившийся «на землю обетованную», в Ханаан, столкнулся с коренным земледельческим населением (хеттами, амореями, иевусеями), частично истребил их, а остальных — вытеснил или ассимилировал. Поэтому уже на ранней стадии иудаизма основной его догмат о «богоизбранности» придавал этой религии откровенно шовинистическое содержание. Согласно воззрениям иудеев, все остальные народы лишены божьей благодати и, в конечном итоге, должны подчиниться Израилю.
После военных поражений от вавилонян (а ранее ассирийцев, египтян) и разрушения первого Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. и начала рассеяния наступает новый период в формировании иудаизма. Именно в это время начинают записывать устные предания.
Библейский Ветхий Завет (у евреев — ТаНаХ), состоящий из Торы (Пятикнижия), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания), складывался на протяжении долгого времени, начиная с X в. до н. э. и в основном оформился ко II в. до н. э.
Второй этап в истории иудаизма, в который эта религия сложилась окончательно, принято называть талмудическим. Некоторые исследователи вообще считают, что в этот период возникла новая религия, принципиально отличная от ранней, ветхозаветной версии иудаизма — талмудизм. Последняя основывалась на том, что откровение всемогущего Творца, полученное Авраамом, затем в виде Моисеевых заповедей было оформлено в виде писаного закона.
Согласно Ветхому Завету (т. е. договору) с Господом евреи в качестве своих обязательств в обмен на помощь Всевышнего и обретение грядущей власти над миром и всеми народами гарантировали свое полное послушание, безусловное выполнение заповедей, изложенных в Моисеевом Декалоге. И, разумеется, обещаний своих не сдержали, за что были наказаны. Не помог и обязательный в раннем иудаизме обряд жертвоприношения, когда только так можно было очистить весь народ от грехов и заслужить прощение Яхве.
Со временем дискредитированным оказался и институт священства, чей статус прописан был в Библии (в книге Левит и Второзаконии), и роль жреческого сословия и левитов с крушением Второго Храма сошла на нет.
После короткого периода независимости в период династии Хасмонеев и восстановления Храма царем Иродом Израиль вновь попал под чужеземное иго. Попытка освободиться от римского владычества привела к чудовищным для евреев последствиям. В 70 г. войска Тита, будущего императора Рима, взяли Иерусалим, храм был разрушен, тысячи евреев были убиты или проданы в рабство, многие бежали в сопредельные провинции Римской империи. Были разгромлены радикальные секты зилотов и ессеев, утратили былое могущество некогда влиятельные религиозные партии саддукеев и фарисеев.
С крушением главного религиозного центра иудеев роль главных хранителей веры от священников и левитов перешла к раввинам и богословам. Разбросанные по многим странам евреи для отправления культа стали собираться в синагогах, превратившихся в центры общественной жизни еврейских сообществ. Там читали Тору и комментировали ее, приспосабливая Закон к изменившимся условиям обитания за пределами Палестины. Толкования Торы были вскоре записаны и составили Мишну, а комментарии к ней — Гемару. Из них и сложился Талмуд.
Есть два варианта этой книги — Вавилонский и Иерусалимский. После ТаНаХ — это главная книга иудеев. Как и Ветхий Завет, она является не только священным текстом, но и кодексом, который строго регламентирует жизнь каждого еврея. В Талмуде отражены уголовные и гражданские законы, нравственные нормы, предписания как исполнять обряды, практические рекомендации по семейной и личной жизни.
Сложный религиозный культ иудаизма включает в себя множество обрядов, молитв, предписаний, запретов, праздников. В Талмуде содержится 365 запретов и 248 повелений, строгое следование которым является обязанностью каждого верующего. Главные догматы «талмудического» или «раввинского» иудаизма сформулированы были в Средние века, и, естественно, испытали немалое влияние религиозных и философских систем той эпохи — от взглядов Платона до воззрений мусульманских теологов.
Средневековый философ Мойше Маймонид (1135–1204) сформулировал 13 принципов веры: существование Бога; его единственность; его нематериальность; его вечность; необходимость поклонения только ему одному; вера в пророчество; абсолютное верховенство Моисея как пророка; божественное происхождение Торы; неизменность Писания; божественное провидение; вознаграждение и кара; пришествие Мессии; воскресение мертвых.
Строгая регламентация Талмуда обеспечила евреям, разбросанным по всему миру, возможность сохранить свою идентичность путем самоизоляции. Авторитет раввинов, законоучителей в общинах был исключительно высок. Изучение Писания было обязательным для всех. Поэтому практически все евреи, даже самые бедные, были грамотными, что во многом облегчало им впоследствии возможность занимать ведущие позиции в торговле и финансовой жизни большинства стран проживания.
Гетто представляли собой фактически «государства в государстве», жившие по своим законам. В большинстве стран правители, как правило, не вмешивались во внутреннюю жизнь еврейских общин (кагалов).
Евреев всего мира объединял и объединяет, кроме почитания Торы, Талмуда, общих обрядов и языка богослужения — иврита, главный догмат иудаизма — мессианизм. В древности в Мессии видели вполне реального царя-освободителя, который избавит народ Израиля от чужеземного ига. Позднее, в эпоху рассеяния — мистического посланника Яхве, который, собрав в земле обетованной всех евреев, восстановит Храм, покарает всех врагов иудеев и поставит их над всеми народами мира.
Поэтому многие ортодоксальные иудеи отрицательно отнеслись к сионистскому проекту, возникшему в конце XIX в. и реализованному в 1947 г., когда возникло государство Израиль. Оно носит исключительно светский характер, вынужденно сосуществует с враждебным арабским окружением и менее всего воплощает вековую мечту евреев.
Враждебен ортодоксальному иудаизму и хасидизм — мистическое направление в этой религии. Он возник в XVIII в. в Восточной Европе как реакция бедных масс еврейства против всесилия раввината и финансовой верхушки кагала. По своим воззрениям хасиды — пантеисты, они рассматривают мир как эманацию божественной сущности и провозглашают возможность непосредственной связи с Богом без раввинов с их талмудической ученостью. Но сложившийся институт цадиков (праведников) вскоре фактически заменил в хасидизме раввинат.
Получило распространение в иудаизме и такое эзотерическое учение как каббала (от др.-евр. «предание»), которое соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оно оформилось в XIII в. в Андалусии («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая «практическая каббалистика» основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Сегодня каббала в достаточной степени подверглось профанации и превратилась в модное учение, среди последователей которого немало западных актеров и поп-звезд (Мадонна, Гай Ричи, Деми Мур и т. д.).
На протяжении Нового времени в иудаизме возникали многочисленные течения, последователи которых пытались приспособить древние догматы к бурно меняющейся действительности — в начале XIX в. т. н. реформированный иудаизм, в первой четверти XX в. — консервативный, в 1930-е гг. — реконструкционизм. Его теоретики убеждены, что иудаизм — это «религиозная цивилизация», вобравшая в себя всю совокупность еврейской истории. Реконструкционисты склонны приписывать иудаистской этике общечеловеческое значение.
Ортодоксальный иудаизм в Израиле формально является государственной религией. В реальности количество последовательных иудеев, строго соблюдающих предписания Талмуда, не слишком велико, а религиозные партии за всю историю этого государства никогда серьезного влияния на формирование его политики не оказывали. На сегодняшний день число последователей иудаизма оценивается примерно в 18 млн человек. (около трети из них проживают в США).
В России действует целый ряд иудаистских организаций. Наиболее влиятельными считаются Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Главными раввинами России признаются председатель Раввинского Совета ФЕОР Берл Лазар и глава КЕРООР Адольф Шаевич. Общую численность россиян, исповедующих иудаизм, его формальных приверженцев и сочувствующих, оценивают в 200 тыс. человек.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.15 кб

Рец. На: Максимов г. , диак. История религий: язычество. Иудаизм. Ислам. - Сергиев Посад: Издательст

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
633.93 кб

Акт сотворения мира как модель самосознания художника русской эмиграции "первой волны": иудаизм и хр

Азов Андрей Вадимович
Читать PDF
153.06 кб

Ортодоксальный иудаизм: женщина и трансформация ее ролей в религиозном институте

Анистратенко С. В.
Статья посвящена роли женщины в современном ортодоксальном иудаизме. В качестве примера рассматриваются основные патриархальные черты еврейской ортодоксальной традиции и критика этих черт феминистскими авторами.
Читать PDF
76.54 кб

Современный иудаизм

Кирсберг Игорь Викторович
Читать PDF
221.13 кб

Проблемы взаимоотношения монотеизмов как формы взаимодействия элементов общества: иудаизм и христиан

Дубовский Г. Я.
В статье разбираются проблемы взаимоотношения монотеистических религий на примере иудаизма и христианства, когда они являются признаками самоидентификации групп населения.
Читать PDF
299.86 кб

Христианство, иудаизм и социализм

Ирвинг Кристол
Читать PDF
393.24 кб

Ислам, иудаизм и христианство: истоки и взаимовлияние

Муртазин Марат Фахрисламович
В статье рассмотрены вопросы формирования и взаимовлияния ислама, иудаизма и христианства в диахроническом разрезе.
Читать PDF
58.83 кб

Мессианский иудаизм в России

Пантелеева Анна Владимировна
В статье анализируются некоторые объяснительные теории и модели в поисках ответа на вопрос о предпосылках возникновения мессианского иудаизма на территории России, перспективах его распространения и потенциальных возможностях влия
Читать PDF
114.73 кб

Политическая теология еврейского вопроса: христианство и иудаизм у Карла Маркса и Ханны Арендт

Магун Артемий Владимирович
В статье вскрывается теологический подтекст книги Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме» и ее преемственность по отношению к политической теологии немецкого гегельянства XIX в.
Читать PDF
313.14 кб

2010. 04. 009. Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам: парадигмы взаимовлияния: избранные исследовани

Мельник C.
Читать PDF
1,012.19 кб

Иудаизм: Бог и его образ

Раевская Н. Ю.
В статье констатируется отрицание возможности создания материальных образов божественного в иудаизме и, в то же время, утверждение в нем человека в качестве образа Бога.
Читать PDF
334.21 кб

Заповеди Торы как ценность иудаизма

Пекарская Ирина Игоревна
Читать PDF
634.63 кб

ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ТРАДИЦИОННОМ ИУДАИЗМЕ. ИНТЕРВЬЮ С РАВ ЗАХАРИЕЙ

Травкова Марина, Захария Рав
Читать PDF
0.00 байт

2016.04.018. Ю.В. ПУЩАЕВ. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИУДАИЗМУ. (АНА

Читать PDF
464.32 кб

Демонология раннего иудаизма

Вавилова Е.Ю.
В статье исследуется эволюция религиозно-мифологических представлений о злых духах, раскрывается специфика формирования образов злых сил в раннем иудаизме.

Похожие термины:

  • Иудаизм на Юге России

    В России последователи иудаизма - большинство верующих евреев. Среди иудаистов России можно выделить несколько групп: субботники, геры (молокане), ортодоксы и реформисты. Ростов - центр хасидизма е