ИТО ХИРОБУМИИудин, Николай Лукич

ИУДАИЗМ

Найдено 4 определения термина ИУДАИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИУДАИЗМ

Религия, возникшая во втором тысячелетии до н. э. среди древних еврейских племен. И процессе дальнейшего развития сложилась как монотеистическая религия, исповедующая веру в единого бога - Ягве (Иегову). В связи с расселенном евреев по многим странам мира получил распространение и И. С 1948 - официальная религия в Израиле.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Иудаизм

иудейская (древнееврейская) религия, состоящая в вере и поклонении библейскому богу Яхве (Иегове). Зародилась задолго до наступления; нашей эры у древних скотоводческих бедуинских племен в Аравии - родоначальников евреев. Догматы иудаизма изложены в талмуде («священная книга») и торе (древних свитках религиозных законов и запрещений — первые пять книг библии). Как и все религии, иудейская религия антинаучна, реакционна, непримиримый враг прогресса и идей коммунизма, служит эксплуататорам. Основные центры иудаизма и сионизма (см.) ныне в США и Израиле. Религия исповедуется небольшой частью евреев, проживающих в СССР, Верхушка иудаистской церкви, находящаяся в Израиле и США, тесно связана с монополистическим капиталом, ведет активную борьбу с революционным рабочим движением. Монополисты используют иудаизм и его учреждения, а также националистические сионистские организации для борьбы против распространения идей коммунизма против миролюбивых демократических сил.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ИУДАИЗМ

(Judaism) Религия евреев, которую отличают: 1) монотеизм; 2) вера в особый договор Бога со своим "избранным народом"; 3) этническая и территориальная идентичность ("земля обетованная"); 4) особые законы и обряды и 5) мессианство. Зарождение иудаизма относится либо ко времени договора Авраама с Богом, либо ко времени провозглашения Моисеем единобожия и приписываемых ему законов, которые составляют Пятикнижие. Однако политический иудаизм теснее всего ассоциируется с царем Давидом, утвердившим столицу в Иудее и задумавшим храм в Иерусалиме, который был построен его сыном Соломоном. По иронии судьбы, утверждение иудаизма и произошло во время Вавилонского плена (586–538 гг. до н.э.). Так же, как и в любой теократии, различие между божественным и гражданским законом в иудаизме размыто. Бог есть высшая власть, и повеление его есть закон, будь он религиозным или гражданским, – взгляды, которые разделяют исламские фундаменталисты. Моисеев закон (тора) сложился к V в. до н.э. Толкование его содержится в Талмуде и Мидраше. Талмуд включает в себя религиозные и гражданские законы, каких нет в собственно Торе, и дает пояснения к ним. Талмуд составляют Мишна – устный закон, созданный между V в. до н.э. и II в. н.э., и Гемара – дополнение и объяснение Мишны. В отличие от Талмуда Мидраш строго следует Священному Писанию и экзегетичен. Он охватывает период по меньшей мере со II по XII в. н. э. и состоит из Халахи – собрания традиционных правовых норм и поучений, которых нет в иных письменных законах, и Аггады – свободного пересказа Священного Писания, включающего притчи и другие непредписывающие материалы, используемые исключительно за трапезой – ритуалом, которым открывается Пасха. Во главе государства обычно стоял первосвященник, он же ведал исполнением как религиозных, так и гражданских законов, хотя, как в случае с династией Маккавеев (Асмодеев), правили и цари. Раввины были как толкователями закона, так и гражданскими судьями. Писцы записывали тексты законов, заносили в книги их толкования. Фарисеи были сектой тех, кто посвятил себя буквальному соблюдению устного и письменного закона. В то время как Вавилонское пленение способствовало сплочению евреев, римская оккупация Палестины, династия Ирода и в конечном счете разрушение храма в 70 г. н.э. привели к рассеиванию евреев. Оно сопровождалось разделением: от крайностей фундаментализма (караимы, которые отвергли раввинскую традицию и обращались только к Священному Писанию) и ортодоксии до рационализма, либо чисто философского, либо представлявшего собой смесь философии с талмудизмом и раввинскими традициями. К VII в. Палестина оказалась под властью мусульман. В средние века евреи разбрелись по всей Европе, на запад и на восток. Жили они по большей части в анклавах (гетто) и время от времени подвергались преследованиям. В лучшем случае их терпели и защищали. Антисемитизм (Anti-Semitism) приобрел политическую значимость в 1894 г., когда Альфред Дрейфус, еврей, офицер французской армии, был несправедливо осужден за шпионаж в пользу немцев и выслан на Чертов остров. В 1896 г. Теодор Герцль написал книгу "Европейское гасударство", проповедующую идею "еврейского дома" в Палестине. В 1897 г. для поддержания этой идеи он организовал первый Сионистский конгресс. В 1917 г. британский премьер-министр Артур Балфур пообещал Британской сионистской федерации, что после освобождения Палестины от турок на ее территории сможет поселиться определенное число евреев. С 1920 по 1948 г. Палестина находилась под британским мандатом. В этот период все больше евреев старались воспользоваться Декларацией Балфура. Приток их еще более усилился во время и после второй мировой войны, что было результатом преследования евреев нацистами в оккупированной Европе. В 1948 г. с благословения ООН было создано государство Израиль. Евреи вернулись на земли, представлявшие часть их исконной родины, однако государство стало светским, а не теократическим, а Иерусалим оказался разделен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ИУДАИЗМ

религия еврейского народа, возникшая во втором тысячелетии до н. э.

Ареал ее распространения — Ближний Восток, Аравийский п-ов, автохтонное население которого составляли кочевые племена семитов. Поклонение собственному племенному божеству, распространенное в древности повсеместно, у небольшого западно-семитского кочевого народа хабиру, или Бану Исраэль, трансформировалось в первую в истории человечества монотеистическую религию — иудаизм, который, так же как христианство и ислам, сформировавшиеся под сильным влиянием верований древних евреев, принято называть авраамической религией.

Все 3 учения чтят Авраама (Ибрагима) пророком, первым сформулировавшим идею Единого Бога — Творца всего сущего. Но в отличие от христианства и мусульманства, в иудаизме с момента возникновения была четко сформулирована идея богоизбранности (генотеизма) только одного народа, заключившего с Богом союз, «завет». Господь через пророка Моисея дал евреям Закон, Тору (библейское Пятикнижие, состоящее из книг Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония).

Именно тезис об исключительности евреев и сложившаяся в более поздние времена сложная обрядность, регламентировавшая абсолютно все стороны жизни верующих, не позволили иудаизму получить широкое распространение. Даже когда после Вавилонского плена, разрушения римлянами в 70 г. Второго Иерусалимского храма и разгрома восстания Симона Бар Кохбы в 133 г. евреи в массе своей оказались вне пределов своей родины и рассеялись по всему миру, образовав многочисленную диаспору, их религия осталась чуждой коренному населению стран, где они расселились. Единственное исключение в мировой истории, когда иудаизм стал господствующей религией нееврейского этноса — Хазарский каганат, просуществовавший в низовьях Волги и на Северном Кавказе почти полтысячелетия — вплоть до разгрома его русским князем Святославом во второй половине X в.

Идея «богоизбранности» не является чем-то исключительным. Такие воззрения характерны для многих обществ в эпоху перехода от родоплеменного строя к монархическому государству. И эти социальные изменения отражались в общественном сознании как победа одного, единого бога над сонмом остальных, ложных, поклонение которым объявлялось идолопоклонством.

Но специфика еврейской истории наложила на естественный процесс перехода от политеистических представлений к монотеизму особый отпечаток. Небольшой кочевой народ, переместившийся «на землю обетованную», в Ханаан, столкнулся с коренным земледельческим населением (хеттами, амореями, иевусеями), частично истребил их, а остальных — вытеснил или ассимилировал. Поэтому уже на ранней стадии иудаизма основной его догмат о «богоизбранности» придавал этой религии откровенно шовинистическое содержание. Согласно воззрениям иудеев, все остальные народы лишены божьей благодати и, в конечном итоге, должны подчиниться Израилю.

После военных поражений от вавилонян (а ранее ассирийцев, египтян) и разрушения первого Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. и начала рассеяния наступает новый период в формировании иудаизма. Именно в это время начинают записывать устные предания.

Библейский Ветхий Завет (у евреев — ТаНаХ), состоящий из Торы (Пятикнижия), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания), складывался на протяжении долгого времени, начиная с X в. до н. э. и в основном оформился ко II в. до н. э.

Второй этап в истории иудаизма, в который эта религия сложилась окончательно, принято называть талмудическим. Некоторые исследователи вообще считают, что в этот период возникла новая религия, принципиально отличная от ранней, ветхозаветной версии иудаизма — талмудизм. Последняя основывалась на том, что откровение всемогущего Творца, полученное Авраамом, затем в виде Моисеевых заповедей было оформлено в виде писаного закона.

Согласно Ветхому Завету (т. е. договору) с Господом евреи в качестве своих обязательств в обмен на помощь Всевышнего и обретение грядущей власти над миром и всеми народами гарантировали свое полное послушание, безусловное выполнение заповедей, изложенных в Моисеевом Декалоге. И, разумеется, обещаний своих не сдержали, за что были наказаны. Не помог и обязательный в раннем иудаизме обряд жертвоприношения, когда только так можно было очистить весь народ от грехов и заслужить прощение Яхве.

Со временем дискредитированным оказался и институт священства, чей статус прописан был в Библии (в книге Левит и Второзаконии), и роль жреческого сословия и левитов с крушением Второго Храма сошла на нет.

После короткого периода независимости в период династии Хасмонеев и восстановления Храма царем Иродом Израиль вновь попал под чужеземное иго. Попытка освободиться от римского владычества привела к чудовищным для евреев последствиям. В 70 г. войска Тита, будущего императора Рима, взяли Иерусалим, храм был разрушен, тысячи евреев были убиты или проданы в рабство, многие бежали в сопредельные провинции Римской империи. Были разгромлены радикальные секты зилотов и ессеев, утратили былое могущество некогда влиятельные религиозные партии саддукеев и фарисеев.

С крушением главного религиозного центра иудеев роль главных хранителей веры от священников и левитов перешла к раввинам и богословам. Разбросанные по многим странам евреи для отправления культа стали собираться в синагогах, превратившихся в центры общественной жизни еврейских сообществ. Там читали Тору и комментировали ее, приспосабливая Закон к изменившимся условиям обитания за пределами Палестины. Толкования Торы были вскоре записаны и составили Мишну, а комментарии к ней — Гемару. Из них и сложился Талмуд.

Есть два варианта этой книги — Вавилонский и Иерусалимский. После ТаНаХ — это главная книга иудеев. Как и Ветхий Завет, она является не только священным текстом, но и кодексом, который строго регламентирует жизнь каждого еврея. В Талмуде отражены уголовные и гражданские законы, нравственные нормы, предписания как исполнять обряды, практические рекомендации по семейной и личной жизни.

Сложный религиозный культ иудаизма включает в себя множество обрядов, молитв, предписаний, запретов, праздников. В Талмуде содержится 365 запретов и 248 повелений, строгое следование которым является обязанностью каждого верующего. Главные догматы «талмудического» или «раввинского» иудаизма сформулированы были в Средние века, и, естественно, испытали немалое влияние религиозных и философских систем той эпохи — от взглядов Платона до воззрений мусульманских теологов.

Средневековый философ Мойше Маймонид (1135–1204) сформулировал 13 принципов веры: существование Бога; его единственность; его нематериальность; его вечность; необходимость поклонения только ему одному; вера в пророчество; абсолютное верховенство Моисея как пророка; божественное происхождение Торы; неизменность Писания; божественное провидение; вознаграждение и кара; пришествие Мессии; воскресение мертвых.

Строгая регламентация Талмуда обеспечила евреям, разбросанным по всему миру, возможность сохранить свою идентичность путем самоизоляции. Авторитет раввинов, законоучителей в общинах был исключительно высок. Изучение Писания было обязательным для всех. Поэтому практически все евреи, даже самые бедные, были грамотными, что во многом облегчало им впоследствии возможность занимать ведущие позиции в торговле и финансовой жизни большинства стран проживания.

Гетто представляли собой фактически «государства в государстве», жившие по своим законам. В большинстве стран правители, как правило, не вмешивались во внутреннюю жизнь еврейских общин (кагалов).

Евреев всего мира объединял и объединяет, кроме почитания Торы, Талмуда, общих обрядов и языка богослужения — иврита, главный догмат иудаизма — мессианизм. В древности в Мессии видели вполне реального царя-освободителя, который избавит народ Израиля от чужеземного ига. Позднее, в эпоху рассеяния — мистического посланника Яхве, который, собрав в земле обетованной всех евреев, восстановит Храм, покарает всех врагов иудеев и поставит их над всеми народами мира.

Поэтому многие ортодоксальные иудеи отрицательно отнеслись к сионистскому проекту, возникшему в конце XIX в. и реализованному в 1947 г., когда возникло государство Израиль. Оно носит исключительно светский характер, вынужденно сосуществует с враждебным арабским окружением и менее всего воплощает вековую мечту евреев.

Враждебен ортодоксальному иудаизму и хасидизм — мистическое направление в этой религии. Он возник в XVIII в. в Восточной Европе как реакция бедных масс еврейства против всесилия раввината и финансовой верхушки кагала. По своим воззрениям хасиды — пантеисты, они рассматривают мир как эманацию божественной сущности и провозглашают возможность непосредственной связи с Богом без раввинов с их талмудической ученостью. Но сложившийся институт цадиков (праведников) вскоре фактически заменил в хасидизме раввинат.

Получило распространение в иудаизме и такое эзотерическое учение как каббала (от др.-евр. «предание»), которое соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оно оформилось в XIII в. в Андалусии («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая «практическая каббалистика» основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Сегодня каббала в достаточной степени подверглось профанации и превратилась в модное учение, среди последователей которого немало западных актеров и поп-звезд (Мадонна, Гай Ричи, Деми Мур и т. д.).

На протяжении Нового времени в иудаизме возникали многочисленные течения, последователи которых пытались приспособить древние догматы к бурно меняющейся действительности — в начале XIX в. т. н. реформированный иудаизм, в первой четверти XX в. — консервативный, в 1930-е гг. — реконструкционизм. Его теоретики убеждены, что иудаизм — это «религиозная цивилизация», вобравшая в себя всю совокупность еврейской истории. Реконструкционисты склонны приписывать иудаистской этике общечеловеческое значение.

Ортодоксальный иудаизм в Израиле формально является государственной религией. В реальности количество последовательных иудеев, строго соблюдающих предписания Талмуда, не слишком велико, а религиозные партии за всю историю этого государства никогда серьезного влияния на формирование его политики не оказывали. На сегодняшний день число последователей иудаизма оценивается примерно в 18 млн человек. (около трети из них проживают в США).

В России действует целый ряд иудаистских организаций. Наиболее влиятельными считаются Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Главными раввинами России признаются председатель Раввинского Совета ФЕОР Берл Лазар и глава КЕРООР Адольф Шаевич. Общую численность россиян, исповедующих иудаизм, его формальных приверженцев и сочувствующих, оценивают в 200 тыс. человек.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме ИУДАИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ИУДАИЗМ — 0

Найдено книг по теме ИУДАИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ИУДАИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ИУДАИЗМ — 0