ИСТОРИЗМ
Историзм
принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ИСТОРИЗМ
(historicism) Учение, согласно которому историческими событиями управляют естественные законы, определяющие, в свою очередь, общественное и культурное развитие, религию и ценности, присущие каждому периоду истории. В переводе с немецкого Historismus, в социальной философии изначально означал настойчивое требование "забраться внутрь" исторического периода для того, чтобы понять его путем изучения языков и понятий. Однако после выхода в свет в 1957 г. книги Карла Поппера "Нищета историзма" ("The Poverty of Historicism") наиболее распространенным значением слова стало совершенно иное: вера в то, что историческое развитие с неизбежной необходимостью идет по определенному пути. В этом смысле, Маркс (Marx) и марксизм (Marxism) – самые наглядные образцы приверженцев историзма, однако и многие другие, в том числе Освальд Шпенглер, Гегель (Hegel) и Конт (Comte) в разной мере могут быть причислены к ним. Поппер критиковал историзм как учение не просто ложное, но и предрасположенное к идеологическому – потенциально тоталитарному – взгляду на мир, вдохновляющему тех, кто считает себя стоящими "на стороне истории", дабы выказать презрение к иным воззрениям. Содержание историзма как учения, вероятно, шире, чем предполагает Поппер. Либеральный взгляд на историю, определенный Гербертом Баттерфилдом как вера в окончательное торжество прогресса над реакцией, несомненно, историчен. Так же, как и многие "либеральные" воззрения, в том числе и Адама Смита (Smith) об историческом развитии как кульминации промышленного общества. Более современный вариант такого подхода находим у Фрэнсиса Фукуямы в книге "Конец истории и последний человек" ("The End of History and the Last Man", 1992).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь