ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Исторический материализм
марксистская концепция, согласно которой экономика и вообще материальные условия общественного производства определяют правовую систему, политическую жизнь, культуру и иные аспекты жизни общества.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Составная часть марксистско-ленинской философии, наука о наиболее общих законах развития общества. Создан в 40-х годах 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом и развит В. И. Лениным. Маркс и Энгельс показали, что общество, как и природа, в своем развитии подчиняется определенным закономерностям, и раскрыли природу этих закономерностей. Маркс открыл основу общественных отношений в материальных, экономических отношениях, выделил основные ступени исторического развития человечества - общественно-экономические формации, и раскрыл законы их возникновения и гибели.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Исторический материализм (материалистическое понимание истории)
принадлежащая К. Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются, прежде всего, экономическими факторами. Социально-философская формулировка: общественное бытие (совокупность материальных общественных отношений) определяет общественное сознание. Политико-экономическая формулировка: первичность базиса (типа производственных отношений, определяемого, в свою очередь, уровнем развития производительных сил) и вторичность надстройки (прежде всего, системы политических и юридических отношений и институтов). "Ветряная мельница дает вам общество во главе с сюзереном (феодалом - прим. составителей), а паровая машина - общество во главе с капиталистом" (К. Маркс).

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(historical materialism) Концепция, согласно которой социальный строй является производным экономических отношений и эта совокупность меняется путем классовой борьбы: всякий правящий класс порождает другой класс, который в конечном счете его сменяет. Марксистское учение (marxism), считает, что человеческая история развивается в результате противоречий в основном между общественными классами. Материалистический элемент данной теории состоит в утверждении, во-первых, что история человечества есть форма более общего естественного развития, и, во-вторых, что главной определяющей социальной организации является способ, которым люди воспроизводят свои жизни. Так, на стадии "первобытного коммунизма" человеческие существа были вынуждены трудиться сообща, чтобы выжить, и разделение на классы отсутствовало. Вместе с тем с накоплением излишков продуктов и вооружений, которым владело сословие воинов, появляется рабовладельческое общество. Феодальные отношения характеризуются военной защитой крепостных или зависимых в обмен на часть их прибавочного сельскохозяйственного продукта. Капитализм, в свою очередь, отличается появлением буржуазного класса, использующего свободную рабочую силу (пролетариат), чтобы пустить в ход машинную технику для производства еще большего прибавочного продукта. В рамках каждого из этих "способов производства" в определенный период времени существующие классовые отношения начинают тормозить дальнейшее развитие материальных сил производства, что приводит к революции. На этой основе социализм, как ожидалось, должен был сменить капитализм, при котором частное владение материальными силами все больше противоречило их подлинным потенциальным возможностям.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Исторический материализм
распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества. Исторический материализм есть наука об истории общества; она дает достоверное знание законов общественного развития, которыми руководствуются коммунистические партии в своей практической деятельности по революционному преобразованию капиталистического общества в коммунистическое. Исторический материализм исходит из того, что материальная жизнь общества, его бытие является первичным, а его духовная жизнь-вторичным, производным. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества, таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения. Исторический материализм подчеркивает серьезную роль и значение общественных идей (см. Идея) в жизни общества. Исторический материализм считает способ добывания средств, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ, главной силой, определяющей характер общественного строя, его идей, политических учреждений и т. п. Орудия производства и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, составляют производительные силы (см.) общества. Производительные силы составляют лишь одну сторону производства. Другую сторону производства составляют отношения людей друг к другу в процессе производства-производственные отношения (см.) людей. Производство находится всегда в состоянии изменения и развития. Изменения и развитие производства начинаются с изменений и развития производительных сил, наиболее подвижного и революционного элемента производства, прежде всего - с изменений и развития орудий производства. В зависимости от изменений производительных сил и соответственно с ними изменяются производственные отношения людей. Производственные отношения в свою очередь воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или замедляя его. Переход от старых производственных отношений к новым происходит обычно путем революционного свержения старых производственных отношений и утверждения новых. На основе конфликта между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества возникают новые общественные идеи. Новые идеи организуют и мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую политическую армию, создают новую революционную власть и используют ее для того, чтобы упразднить силой старые порядки в области производственных отношений и утвердить новые порядки. Таковы основные положения исторического материализма. Диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии. Глубокое и яркое изложение основ диалектического и исторического материализма дано в известной работе товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме».

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
наука о наиболее общих законах и движущих силах развития общества, составная часть марксистско-ленинской философии. К. Маркс и Ф. Энгельс, распространив осн. положения диалектического материализма на объяснение явлений общественной жизни, открыли И. м. (или материалистическое понимание истории). Огромный вклад в развитие И. м. внес В.И. Ленин, обобщивший опыт классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР.
До возникновения И. м. во взглядах на общество господствовали различные идеалистические концепции, к-рые не могли объяснить подлинные источники и причины общественных явлений и процессов. И. м. выделяет материальные отношения, к-рые определяют идеологические общественные отношения. Совокупность производственных отношений составляет материальную основу общества, его реальный базис, на к-ром строятся юридическая и политическая надстройка, формы общественного сознания (см. Базис и надстройка). Изменения в базисе вызываются изменениями в способе производства, выступающем в диалектическом единстве двух его сторон производительных сил и производственных отношений. Смена одного способа производства другим ведет к переходу от одной общественно-экономической формации к другой. В результате история общества предстает как естественноисторический процесс развития от низшей ступени к высшей, т. е. на основе социального (общественного) прогресса.
История человеческого общества является последовательной сменой первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций. Последняя с такой же исторической закономерностью сменяется коммунистической формацией. Законом, определяющим сущность исторического процесса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. Тогда происходит социальная революция, края является закономерной формой перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
Открытие и обоснование И. м. означало подлинный революционный переворот во взглядах на общество. Вскрыв закономерность исторического процесса, И. м. вооружил рабочий класс и его революционную партию программой борьбы за свое освобождение на основе познания объективных закономерностей общественного развития, показал, что подлинный творец истории трудящиеся массы, производящие материальные блага. Именно они главная производительная сила общества. Трудящиеся являются и той революционной силой, края выступает против отживших, ставших тормозом на пути развития производительных сил экономических отношений и стоящих на их защите господствующих классов, а классовая борьба движущая сила развития антагонистических обществ.
И. м. развивается и обогащается вместе с накоплением нового опыта исторического развития. В современной идеологической борьбе он противостоит буржуазной философии и социологии, оппортунизму и ревизионизму. В отличие от конкретных общественных наук, Предметом И. м. является общество в целом, его наиболее общие, законы развития. И. м. служит для всех др. общественных наук общей теоретической и методологической основой.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
77.98 кб

Реконструкция исторического материализма в теории Дж. А. Коэна

Добринская Дарья Егоровна
В статье представлена реконструкция исторического материализма, предпринятая основателем научной школы аналитического марксизма Дж.A. Коэном. Обращаясь к фундаментальным категориям марксисткой теории истории, Дж.A.
Читать PDF
498.94 кб

Диалектический и исторический материализм как формальная аксиология дионисийского типа (алгебра форм

Лобовиков В.О.
Читать PDF
195.65 кб

Исторический материализм в «Цифровом формате» (сравнительный анализ интеллектуальных концепций и тре

Лобовиков Владимир Олегович
В статье предлагается к обсуждению некая простая дискретная математическая модель формальноаксиологического аспекта исторического материализма, трактуемого в широком значении этого термина.