ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
лат. intelligen (intelligentis) понимающий, разумный) - социальная группа работнике умственного труда, имеющих специальные знания в области науки и культуры

Источник: Политология: Словарь-справочник

Интеллигенция
социальная прослойка профессионалов духовного производства, служащих истине. Интеллигенция ценит неформальное призвание выше официальных статусов и наград.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Социальный слой, состоящий из работников умственного (интеллектуального) труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, искусства, культуры, техники и т.п.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Интеллигенция
(лат. «intelligentis» – знающий, понимающий, разумный) – 1) в дореволюционной России категория деклассированных лиц умственного труда; 2) в советское время – совокупность всех лиц умственного труда (за исключением духовенства). В настоящее время социальная причина существования интеллигенции утрачена: часть интеллигентов превращается в интеллектуалов, другая часть – в маргиналов.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
-и, ж. 1. Социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным – преимущественно сложным и творческим – трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. 2. Разг. Лица умственного труда. Такие выражения в приличном обществе не приняты, а это позволяют себе люди, считающие себя интеллигенцией (РГ. 2012.24.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

Интеллигенция
работники умственного труда, имеющие специальные знания в различных областях науки и культуры (творческая интеллигенция). Специалисты в области политики (политологи, политтехнологи) составляют особый значимый слой работников, от которых зависит, насколько правящая политическая элита, если она прислушивается к голосу политических специалистов, способна проводить эффективную политику в интересах граждан, в создании гражданского общества, в демократизации всей системы общественных отношений.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом. И. в условиях буржуазного общества социально неоднородна и по своим интересам и взглядам может примыкать к разным классам. Зародившись в рабовладельческом обществе, И. получила значительное развитие при капитализме, особенно в условиях научно-технической революции. Осн. масса И. превратилась в наемных работников, что способствует ее сближению с рабочим классом и все более активному участию в антиимпериалистической борьбе. С победой социализма формируется народная, социалистическая И. В жизни советского общества И. играет все более значительную роль. И. растет быстрыми темпами, органично связана в производственной и общественной деятельности с рабочим классом и колхозным крестьянством, сближается с ними по важнейшим признакам в экономической, социальной и культурной жизни. Активная гражданская и социальная позиция И. важное условие развития процесса перестройки и обновления социалистического общества (см. Социальная структура советского общества).

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Интеллигенция
от лат. intelligens понимающий, мыслящий, разумный)
1) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах;
2) в политике занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализировано - репродукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
от лат. intelligens — понимающий, разумный) — социальный слой людей, занятых преимущественно интеллектуальным трудом и творческими профессиями и имеющих, как правило, высшее образование. Термин «интеллигенция был введен в обиход писателем П.Д. Боборыкиным в 1860-х годах и из русского перешел в другие языки. Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи), существовали уже в античности и средневековье. Но крупной социальной группой И. стала только в эпоху нового времени, когда резко возросло число людей, занятых умственным трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества. Специфические черты И. связывают с тремя факторами: профессиональными знаниями, особенностями организации и способностью к критическому анализу. В зависимости от выполняемых социальных функций и типа образования различают научно-техническую, инженерно-техническую, гуманитарную, медицинскую, военную, художественную и педагогическую интеллигенцию. Источник влияния И. — знание, как один из главных компонентов богатства и могущества общества.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введен русским писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним слова «интеллигент». Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах .
Современный смысл слова «интелигенция» уже прочно связан с такими понятиями, как «диссидент», «правозащитник», «демократ» и «либерал». Такое сужение смысла произошло в первую очередь из-за массового участия прослойки интеллигенции в СССР в диссидентском движении (хотя бы и негласно поддерживая активных его участников). Однако не менее значимое влияние на этот процесс произвело и такое самоназвание указанных категорий лиц. Тем самым они на словах отрицают наличие здравого смысла у своих оппонентов, т. е. тех, кто интеллигентами в таком узком смысле не является. И, соответственно, все больше и больше набирает силу негативная коннотация данного понятия, так что человек, которого ранее по определению отнесли бы к классу интеллигенции, сегодня уже не желает так называться.
См. также: русофобия, русский фашизм, свобода совести, творческая элита, трудовые мигранты, человеколюбие.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
трактовалась как прослойка общества, так как она не вписывалась в систему классовых отношений. Из этого делался вывод о противоречивости сознания интеллигенции в отличие от классового сознания пролетариата. Поэтому интеллигенцию нужно, как говорил нарком просвещения А. Луначарский в 1925 г., завоевать па сторону пролетариата, «убеждать или принуждать» работать с пролетариатом. Если убеждения не действуют, то надо прибегать к принуждению. Бухарин утверждал: «Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать их, как на фабрике» (Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. М., 1995, т. 1, с. 210). Очень часто интеллигенция наделялась эпитетом «гнилая». Политические репрессии 20 — начала 30-х г. были направлены прежде всего против «буржуазной интеллигенции», так называемых «спецов». «Проводником буржуазной идеологии выступает буржуазная интеллигенция, даже та, которая готова служить делу пролетариата, бессознательно является иногда проводником буржуазных идей» (ПЗМ. 1934, № 1, с. 18). Установка партии была не просто на перевоспитание интеллигенции, а на создание новой «пролетарской интеллигенции». С 30-х гг. бытовало выражение «трудовая интеллигенция», интеллигенция из рабочего класса. Это выражение вошло в обиходный язык. Тем не менее определенная настороженность по отношению к интеллигенции сохранялась на всем протяжении существования советской власти. Например, прием в ряды КПСС для интеллигенции был ограничен определенными рамками, дабы партия не потеряла свой пролетарский характер. И хотя много говорилось о слиянии умственного и физического труда, «человек из народа», занятый обычным физическим трудом, внушал власти большее доверие, чем интеллигенция. См. Сталин о проекте конституции, т. 14, с. 143-145.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

Интеллигенция

- общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом.
Следует различать научно-техническую интеллигенцию, непосредственно участвующую в создании материальных ценностей и являющуюся фактически частью рабочего класса, и гуманитарную интеллигенцию, участвующую в создании и распространении культурных ценностей. Общественное положение этих двух частей интеллигенции различно. Представители первой, как правило, работают в составе крупных коллективов и несут высокую коллективную ответственность за качество выполняемой работы. Это придает их труду и быту некоторые черты коммунистического общества. Представители второй большей частью работают индивидуально или в составе малых коллективов и в значительно меньшей части, чем первая, несут ответственность за недостатки своей работы. Последнее обстоятельство связано, в частности, с отсутствием критериев оценки качества интеллектуальной продукции.
Представители гуманитарной интеллигенции зачастую отличаются повышенным индивидуализмом, имеют преувеличенное представление о личной значимости для общества, преувеличенное представление об ограничении свободы их творчества, требуют полной свободы в выборе тем и формы изложения, требуют общественного признания значимости их продукции, часто не имея к тому оснований, требуют от общества повышенного материального вознаграждения за свой труд и фактически имеют мелкобуржуазную психологию, направленную не на служение обществу, а на достижение личного престижа и материальных излишеств. Многие представители гуманитарной интеллигенции пошли на услужение правящему буржуазному режиму, пресмыкаясь перед ним и понося Советскую власть и "коммунистическое рабство", в котором они жили "ужасные 70 лет", игнорируя то обстоятельство, что без социализма и Советской власти большинство из них вообще не смогло бы заниматься творческой деятельностью.
Однако среди гуманитарной интеллигенции имеются представители и другого направления, осознающие свою ответственность перед народом, не приемлющие капитализации страны, выступающие против антинародного буржуазного режима и пытающиеся в меру своих сил повлиять на ход событий в стране. По мере ухудшения положения в стране число их растет.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Интеллигенция
инженерно-технические работники, деятели науки и искусства, учителя, врачи и другие члены общества, занятые умственным трудом. В капиталистических странах интеллигенция образуется главным образом из людей имущих классов-дворян, промышленников, купцов, кулаков и т. п., частью из среды мелкой буржуазии; интеллигенция-там численно невелика, и преобладающая масса ее служит имущим классам. Так же обстояло дело с интеллигенцией и в царской дореволюционной России. Дело, как показал товарищ Сталин, изменилось в корне после Октябрьской революции, после разгрома иностранной военной интервенции, особенно после победы социалистической индустриализации и коллективизации. Наиболее влиятельная и квалифицированная часть старой интеллигенции уже в первые дни Октябрьской революции объявила борьбу Советской власти, пошла в саботажники, а затем стала на путь шпионажа и вредительства. Эти люди понесли заслуженную кару, вычеркнули себя из рядов интеллигенции. Другая часть старой интеллигенции, менее квалифицированная, но более многочисленная, долго занимала выжидательную позицию, а затем решила ужиться с Советской властью. Большая часть этой группы интеллигенции уже состарилась и начинает выходить из строя. Третья часть старой интеллигенции, рядовая ее часть, присоединилась к народу и пошла за Советской властью. Наряду с этим процессом дифференциации старой интеллигенции, шел бурный процесс формирования новой интеллигенции. «Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рядов рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции пошли в вузы и техникумы и, вернувшись из школ, заполнили поредевшие ряды интеллигенции... Они в корне изменили весь облик интеллигенции, по образу своему и подобию. Остатки старой интеллигенции оказались растворенными в недрах новой, советской, народной интеллигенции. Создалась, таким образом, новая, советская интеллигенция, тесно связанная с народом и готовая в своей массе служить ему верой и правдой. В итоге мы имеем теперь многочисленную новую, народную, социалистическую интеллигенцию, в корне отличающуюся от старой, буржуазной интеллигенции как по своему составу, так и по своему социально-политическому облику» (Сталин). В Советском Союзе интеллигенция составляет огромную армию, свыше 9,6 млн. человек. Это кадры государственного аппарата, при помощи которых рабочий класс ведет свою внутреннюю и внешнюю политику. Интеллигенция, без которой не могло и не может обойтись ни одно государство, имеет особое значение в СССР, где государство направляет все отрасли хозяйства и культуры, в том числе и сельское хозяйство, и где каждый государственный работник, чтобы сознательно и с успехом выполнять свою работу, должен понимать политику государства, его задачи во вне и внутри страны. Пренебрежительное отношение к советской интеллигенции наносит вред делу коммунизма. Товарищ Сталин поднял учение Ленина об Интеллигенции на новую ступень. Товарищ Сталин указал на необходимость дружеского отношения к советской Интеллигенции, заботы о ней, уважения к ней и сотрудничества с ней во имя интересов рабочего класса и крестьянства. Перед советской интеллигенцией стоит задача овладения марксистско-ленинской теорией.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
от латинского слова intelligentis - понимающий, мыслящий) - первоначально совокупность образованных, мыслящих людей в обществе специально занимающихся умственным трудом и просвещением народа: позже интеллигенция стала обозначать также совесть нации, ее наиболее задумывающуюся о судьбах отечества, о долге перед страной часть.
Выполняя свое призвание - "болеть душой за народ", быть, как писал П. Струве, "чувствилищем", звать народ выполнить долг перед отечеством - интеллигенция постоянно менялась по своему составу и удельному весу, но всегда была призвана так или иначе решать вопрос об отношении народа к существующим порядкам и власти, о своем месте в этом отношении и собственных обязанностях перед страной и народом, а также проблему отношения своей страны и ее развития к собственной истории и к зарубежному опыту.
В каждой стране все эти вопросы решались поразному, а интеллигенция (не в силу своих особых, "врожденных" качеств, а по объективным причинам) концентрировала свое главное внимание или на просветительстве, философии и объективном знании, или на общественно-политических вопросах борьбы за прогресс и социальную справедливость, или, что тоже случалось, сама включалась в реформаторскую деятельность. Важно и то, что эти приоритеты, никогда не вытесняя других функций, не оставались всегда одними и теми же: одни из них выходили на передний план на одном историческом этапе, другие - на другом, а само соотношение этих приоритетов, возобладание вполне определенных на протяжении длительного времени формировало традиции, лепило характерные особенности, "врожденные черты" самой интеллигенции той или другой страны.
Это и понятно, ибо в тройственном отношении народ - разум - власть интеллигенция каждой страны всегда занимает свое, никем и ничем не заменяемое место в зависимости от тот, какая функция оказывалась для нее более существенной - быть ли средоточием разума или общественным чувствилищем, а также в соответствии с тем, чей интерес - народа или власти - оказывался в центре ее забот. Здесь и истоки формирования облика самой интеллигенции - ставит ли она интерес выше истины или наоборот, а при сформировавшейся традиции и объяснение позиции интеллигенции.
Как, пользуясь таким подходом, можно обрисовать черты русской интеллигенции? "Русская история, - писал Н.Бердяев, - создала интеллигенцию с таким душевным укладом, которому противен был объективизм и универсализм, при котором не могло быть настоящей любви к объективной, вселенской истине и ценности. К объективным идеям, к универсальным нормам русская интеллигенция относилась недоверчиво, так как предполагала, что подобные идеи и нормы помешают бороться с самодержавием и служить "народу", благо которого ставилось выше вселенской истины и добра. Это роковое свойство русской интеллигенции, выработанное ее печальной историей, свойство, за которое должна ответить и наша историческая власть, калечившая русскую жизнь и роковым образом толкавшая интеллигенцию исключительно на борьбу против политического и экономического гнета, привело к тому, что в сознании русской интеллигенции европейские философские учения воспринимались в искаженном виде, приспособлялись к специфическим интеллигентским интересам, а значительные явления философской мысли совсем игнорировались". Однако сказать только это - мало. Не менее важно и то, что особенности российской истории сказались также и в том, что в среде самой русской интеллигенции, особенно когда подавляющая ее часть была охвачена пафосом борьбы за освобождение народа и социальную справедливость, стали наблюдаться и другие исторические перекосы - преимущественное внимание к проблемам распределения в ущерб проблемам производства и склонность к уравнительному распределению
Н.Бердяев так объясняет эти перекосы: "Психологические первоосновы такого отношения к философии, да и вообще к созиданию духовных ценностей можно выразить так: интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. Это одинаково верно и относительно сферы материальной, и относительно сферы духовной к философскому творчеству русская интеллигенция относилась так же, как и к экономическому производству. И интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства а все творчество было в загоне, тут ее доверие не имело границ. К идеологии же, которая в центре ставит творчество и ценности, она относилась подозрительно, с заранее составленным волевым решением отвергнуть и изобличить". И далее: "С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, и народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине. А философия есть школа любви к истине, прежде всего к истине. Интеллигенция не могла бескорыстно отнестись к философии, потому что корыстно относилась к самой истине, требовала от истины, чтобы она стала орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья. Она шла на соблазн великого инквизитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей".
Само собой разумеется, что, претендуя на роль совести нации, интеллигенция оказывается вынужденной постоянно заниматься самоанализом, самооценкой и самокритикой, впервые особенно громко прозвучавшими из "возмутительницы спокойствия" - России: первый раз после революции 1905-1906 гг. ("Вехи", 1909), а второй раз уже после Октября (Из глубины, 1922 г., впервые опубликована в 1967 г.).
С тех пор на Западе было написано и опубликовано много обширных исследований и популярных книг о сущности и роли интеллигенции. Тема эта обрела особую актуальность сначала после разгрома нацизма и фашизма во Второй мировой войне и конца сталинизма в Советском Союзе, ибо встал вопрос о роли и ответственности интеллигенции стран с тоталитарными режимами за все происшедшее в этих странах и во всем мире. Сейчас актуальность этой проблематики получила дополнительные импульсы по мере того, как становится все более очевидной утопичность прогнозов о всемирной революционной победе коммунизма и отчетливо вырисовывается новая полоса истории, характеризующаяся не близкими революционными сдвигами, а длительной эволюцией; осмысление всего этого приводит к концепциям конца истории и конца интеллигенции (особенно у тех, кто отождествлял интеллигенцию с ее революционной частью). Осмысление же новых ступеней научно-технической революции, ставящей совершенно по-новому проблемы гуманизации общественной жизни, порождают утверждения о "ненужности" гуманитарной интеллигенции, о "конце совести нации", ненужности "чувствилища".
Очевидно, что смена исторических эпох и полос истории не только меняет место и роль интеллигенции, но и разнообразит ошибки, в том числе и касающиеся исторических судеб самой интеллигенции.
Слово интеллигенция непереводимо, а явление, обозначаемое им, неопределяемо. Впрочем непереводимость - свойство и самого явления. В этом смысле понятие интеллигенция - предварительное понятие, понятие-предчувствие.
Оно появилось как русское заимствование в определенный момент западной истории (во Франции в 20-х гг., вероятно, по следам русской революции)..
Интеллигенция, это "русское заимствование", требует или по меньшей мере напрашивается на сопоставление с родственным французским явлением уже потому, что явление это со времени дела Дрейфуса и памятного "Манифеста интеллектуалов" в газете "Авроре" имело собственное слово определяющее его, - интеллектуалы.
В общих чертах русская интеллигенция может быть определена решительной безнадежностью Адорно, утверждавшим после геноцида второй мировой: "Интеллигентность - нравственная категория". Но все же (а может, и прежде всего) она определяется следующим парадоксом: по определению, она противится всякому определению, и это ее свойство - основа ее бытия. Возьмем за точку отсчета ее упорное нежелание быть заключенной в жесткие рамки социологических категорий - хотя бы уже потому, что в данном случае она рассматривалась бы как стабильное явление. Иначе говоря, является ли интеллигенция как феномен, появившийся исторически сравнительно недавно, чем-то раз и навсегда данным?
...Особенно примечательны результаты опроса об "интеллектуальной власти во Франции" согласно которым пальма первенства отдается Бернару Пиво, ведущему популярной литературной телепрограммы и Клоду Леви-Стросу. Современность и груз истории, посредничество и творчество уживаются друг с другом, смешиваются и, кажется со временем превращают в повседневность явления самого разного порядка понятия "информационного взрыва" и "информационного выбора", движение к новому подъему недооценивавшихся прежде радио, прессы, ТВ, родившихся в недрах университетского кризиса 70-х гг., наконец, тот факт, отмеченный Пьером Нора, что неологизм "интеллектуал" возник во Франции одновременно с понятием "событие". Если вдуматься, то и самый главный вопрос анкеты: "Кому принадлежит интеллектуальная власть?" - не менее красноречив, чем ответы на него. То же чувствуется и в горькосладком комментарии одного из победителей опроса К.Леви-Строса, который будто бы не принимает как результаты анкеты, так и саму действительность: "...Я принадлежу к прошлому веку... и если мое имя повторяется чаще других, то только потому, что я мешаю меньше других".
Восьмидесятые годы демонстрируют нам, что уже не ставится вопрос об определении (что такое интеллектуал?) и об отношении интеллектуала к власти - а это был традиционный вопрос - теперь же спрашивают о власти как таковой, о власти интеллектуала...
От противостояния к интеграции - движение, заметное с начала 70-х гг. и подтвержденное появлением неологизма "интеллократ" и тем, что интеллектуалы более не утверждают свой мир без участия власти, что они выступают теперь не ПРОТИВ, но ВМЕСТЕ, а также ощущением того, что интеллигенты, имеющие власть, являются в некоем роде "официальными интеллигентами общества"; это движение вытекает не только из того, что эсхатологическое мышление времени торопилось окрестить "концом идеологий". Несомненно, здесь особенно чувствуется совпадение кризиса идеологического (вполне реального) и кризиса письменной традиции... И несомненно, "поворот" многих интеллигентов в политическом плане тоже иногда коренится в совпадении этих двух "кризисов".
...Если традиционно появление или пребывание интеллигенции на страницах истории XX в. связано с ощущением или предчувствием исторического разрыва, с наступлением моментов, несущих в себе исторические события (это и писатели 20-30-х гг., участники Сопротивления, послевоенные интеллигенты-коммунисты, "носильщики" во время войны в Алжире), то появление на сцене "новых философов" соответствует ощущению пустоты, ощущению отсутствия истории (это то, что грубо выражено в формуле "автомобиль, холодильник и телевизор убили революцию")...
История не может больше служить оправданием - это обнаружил тот медленный обвал, главное имя которого - сталинизм: XX съезд, Будапешт, Прага, "Архипелаг Гулаг" (1974), а вслед разочарование в Китае, в странах "третьего мира", в собственном рабочем классе. (Кстати, не является ли идея о конце мессианской роли рабочего класса одновременно и идеей о конце мессианства интеллигенции?) Ест, как отмечает историк Л.Булгакова, центром внимания русскойсоветской интеллигенции последовательно было крестьянство, пролетариат, а теперь сама история, то следует признать, что у французской интеллигенции сейчас нет иного предмета, кроме нее самой. Конец всемирности, обозначенный этим обвалом, ожесточенный антиутопизм, порожденный им, - все это лишило интеллигенцию некоторых из основных ее свойств. Не стала ли утрата прежних предметов и исторических основ истоком этой "своего рода покорности нашего общества, представляемого в качестве непревзойденного образца, этого ощущения, что другой модели общества и быть не может", истоком разочарования в истории, спровоцированного тем, что сама история была поставлена под сомнение? Действительно, отныне жизнь общества скорее комментируется, нежели критикуется или оспаривается. На сцену также выходит "ощущение катастроф", присущее как русской, так и западной интеллигенции 20-30-х гг. и прекрасно выраженное Вальтером Бенжамином: "Концепцию прогресса следует основывать на идее катастроф. Если же будет продолжаться "обычный ход" вещей - вот это катастрофа" Но главное, и об этом беспощадно говорит М. де Серто: "Покончено с виновностью интеллигенции перед историей!" - "новые философы" (которых рассматривают как представителей интеллигентов нового типа) окончательно отвернулись от этики ответственности, которая нами считается сутью интеллигенции.
В этом смысле новые интеллигенты умертвили интеллигенцию, которая является теперь лишь социологической категорией.
...А история умирает. Это "парадокс, который вовсе не парадокс, а такая сторона нашей жизни, которую мы недостаточно понимаем. Мы продолжаем жить в мире, которого уже нет. Мы живем по его стандартам, говорим его языком, а его уже нет - он другой. Мы говорим на языке истории о том, что уже не есть история", - так написал Михаил Гефтер в своей статье "От ядерного мира к миру миров".
Если, как он считает, мы живем, не сознавая того, в эпоху конца истории, то, по той же логике, мы присутствуем не при отступлении, но при конце интеллигенции.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.57 кб

Из истории социалистической мысли. Разночинная интеллигенция в России: точка зрения А. Н. Потресова

Кисельникова Т. В.
Анализируется точка зрения А.Н. Потресова видного социал-демократа начала ХХ в. на остро дискуссионный вопрос о социальной роли интеллигенции и ее отношения к социалистическому движению.
Читать PDF
1.55 мб

Интеллигенция, власть и право

Чуприна В. А.
Статья посвящена проблемам взаимодействия интеллигенции и власти в России на рубеже столетий
Читать PDF
138.25 кб

Интеллигенция и перестройка: крушение или обретение надежд?

Краснолуцкий Г. Н.
В статье подробно излагается история взаимоотношений интеллигенции и государственной власти в России. Особое внимание уделяется вопросу о месте и роли интеллигенции в постсоветскую эпоху.
Читать PDF
482.08 кб

Российская интеллигенция и события в Крыму весной 2014 года: коллективные письма и обращения

Сибиряков Игорь Вячеславович
В статье анализируются основные коллективные политические заявления, сделанные различными группами российской интеллигенции весной 2014 г. в условиях острого кризиса, связанного с событиями в Крыму.
Читать PDF
83.15 кб

Политическая элита, средний класс, интеллигенция

Н. К. Поздняков
Читать PDF
101.47 кб

Политическая элита, средний класс, интеллигенция

Н. К. Поздняков
Читать PDF
314.77 кб

Русская интеллигенция: родовая миссия

Баранников В.
Читать PDF
1.09 мб

Современная бурятская сельская интеллигенция

Жамбалова Сэсэгма Гэндэновна
Читать PDF
283.25 кб

Компрадорская интеллигенция как инструмент неоколониальной политики Запада в странах периферийного и

Латыпов Рустем Фаридович, Салахутдинова Риля Ринатовна, Ишмуратов Миннираис Миннигалиевич
В настоящей статье раскрывается сущность глобализации как всемирного ренессанса неоколониализма в мире.
Читать PDF
425.75 кб

Интеллигенция и власть: проблемы взаимоотношений в исторической ретроспективе

Мерзляков С.Л.
Анализируется развитие отношений между интеллигенцией и российской властью на протяжении XX в. Рассматривается роль интеллигенции как прогрессивного класса общественной системы.
Читать PDF
189.33 кб

Горская интеллигенция об этнополитических процессах на Северном Кавказе: идеи, проекты и итоги нацио

Кажаров Артур Гусманович
В данной статье проанализированы взгляды лидеров горской интеллигенции на этнополитические процессы на Северном Кавказе в 1917-1918 гг. Февральская революция 1917 г. привела к зарождению национального движения в регионе.
Читать PDF
66.79 кб

Медицинская интеллигенция: статус, проблемы и задачи

Шевырногова Л. А.
Читать PDF
610.67 кб

Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов (5 Арсентьевские чтения) Чебоксары, 15-1

Обидина Юлия Сергеевна
Читать PDF
113.36 кб

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

Читать PDF
0.00 байт

Бурятская интеллигенция: национализм и национальный вопрос

Кириченко (Балдано) Светлана Викторовна
Рассмотрены позиции бурятской интеллигенции по национальному вопросу в России и СССР с конца XIX до конца XX в.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Псевдодемократы или либеральная интеллигенция

    В период перестройки часть опьяненной свободой интеллигенции, присвоила себе (приватизировала) новые качества. Свобода и права человека — это, прежде всего, тяжелый моральный груз и ответственно
  • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИКЕ

    от лат. intelligentia - понимание, intelligens - мыслящий, разумный) занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деят
  • ИНТЕЛЛИГЕНТ

    -а, м. (лат. intellegēns (intellegentis) – сведущий, понимающий, знающий). 1. Представитель интеллигенции. 2. Разг. Образованный, воспитанный, культурный человек. 3. Разг., презр. Человек, чье социальное поведение от