Ильин, Иван Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИЛЬИН Иван Александрович
1883-1954) — русский религиозный философ, правовед, литературный критик, идеолог неомонархизма, ученик П. И. Новгородцева, активный противник большевизма. В 1922 г. выслан из России. В центре научного творчества — вопросы духовной культуры, религии и морали. Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный и ответственный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между гражданами и государственной властью). Автор нескольких сотен статей и более 30 книг, среди которых: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910); «О сопротивлении злу силою» (1925); «Путь духовного обновления» (1935, 1962); «Основы борьбы за национальную Россию» (1938); «Аксиомы религиозного опыта» (1953). Теории государства и политического устройства посвящены двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978).

Источник: Новейший политологический словарь

Ильин Иван Александрович

Президент РФ В. Путин:
«Государственная власть,– писал великий русский философ Иван Ильин,– имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку… И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться».
(Послание 2005 года.)
Ильин Иван Александрович (18821954) – русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета, где в 1918 году стал профессором. В конце 1922 года выслан из России. Жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте. В 19271930 годах издавал журнал «Русский колокол». После прихода к власти Гитлера был вынужден уехать из Германии и обосноваться в Швейцарии. Он разрабатывает собственное учение, в котором продолжает традиции русской духовной философии. Анализируя современное ему общество и человека, И. А. Ильин считает, что их основной порок состоит в «расколотости», в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. Широкий резонанс получила работа Ильина «О сопротивлении злу силою», в которой он аргументированно критиковал учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием.

Источник: Словарь текущей политики

ИЛЬИН Иван Александрович
(1883–1954) – русский мыслитель, публицист и футуролог, окончил Московский университет, где в дальнейшем преподавал в должности профессора. В 1922 г. был выслан советской властью за границу. С 1923 работал в Русском научном институте в Германии, в 1934 после прихода нацистов к власти эмигрировал в Швейцарию. Автор многих трудов, в том числе: «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925), «Путь духовного обновления» (Белград, 1935), «Путь к очевидности» (Мюнхен, 1957) и «О монархии и республике» (Нью-Йорк, 1979). Впервые после изгнания избранные труды были опубликованы в Москве в 1993 г. Убежденный сторонник целостности и неделимости России, выступал за сильное государство. Считал идеальным типом правового государства самодержавную монархию, в которой сильная власть гармонично уживалась бы со свободой личности и признанием социально-духовных ценностей народа. В статье «Что сулит миру расчленение России» рассматривал геополитическое положение России как оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Поэтому дробление государственно-исторического монолита России на части во имя каких бы то ни было «свобод» или «демократий» он считал смертью, началом конца для всей Европы. Расчленение России явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой с гибельными последствиями для человечества. Россия может превратиться в гигантские «Балканы». Это мироощущение наиболее глубоко было отражено в доктрине евразийства.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Ильин, Иван Александрович

(1882-1954) российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала «Русский колокол» (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935, 1962), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Аксиомы религиозного опыта» (т. 1-2, 1953), «Наши задачи» (т. 1-2, 1956). В основе политической доктрины Ильина - учение о власти как многомерном явлении. Источником его представлений о власти является гегельянство, трактующее власть как волевое отношение. Вслед за Гегелем русский мыслитель полагает, что «волевая сила» является родовым признаком или сущностным началом власти. Волевая сила "подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении. Волевой характер воздействия отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия имеет внутренний, духовный аспект, так как воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, в том числе и в политической сфере общества. Политическую власть, считает Ильин, от других видов власти отличает то, что она является «правовой силой», т.е. она социально сосредоточена и юридически организована. Природа политической власти определяет объем ее распространения на общество: «...все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться». Договорной и добровольный принцип отношений между государством и обществом, лежащий в основе политической философии Ильина, предполагает определенную степень свободы общества и личности, распространяющуюся на творческую активность людей в любой из духовных сфер - научной, религиозной, художественной, от государства. Объем власти определяется способом властвования. Власть, основанная исключительно на принуждении, выражает способность одного политического субъекта принудить другого совершить те или иные действия. Если власть устанавливается силой, т.е. принуждением, то граница между государством и обществом может исчезнуть. Это происходит в силу того, что государство, наделяя себя правом проникать повсюду, организует не только общественную жизнь людей, но предписывает и запрещает и в частной сфере, что в корне противоречит исходному принципу теории естественного права, основанному на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства каждого из подданных государства. Поэтому единственная правильная, наиболее приемлемая и целесообразная форма властвования, по Ильину, состоит «не в мече, а в авторитетном влиянии ее волевого императива». Ильин - идеолог неомонархизма. Монархический идеал (по Ильину) не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу монархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммунизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры».

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности.
Читать PDF

Иван Александрович Ильин / под ред. И. И. Евлампиева. М. : политическая энциклопедия, 2014. 543 с. (

Черемисина Ольга Анатольевна
Читать PDF

Аксиология духа в педагогическом измерении (памяти философа Ивана Александровича Ильина - 1883-1954)

Гончаров Сергей Захарович
В статье раскрыты особенности душевной и духовной стадий психики, значение духовности на уровне общества и отдельного человека, основные задачи в воспитании духовности личности.