Игр теория
Игр теория
раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами. Схемы теории игр охватывают как собственно игры (шахматы, домино), так и различные ситуации, возникающие в экономических, военных и других вопросах.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ТЕОРИЯ ИГР
(game theory) Раздел математики, который примерно с 1960 г. находит все большее применение в политологии. Игра – это любая ситуация, в которой результаты (выигрыши) суть итог взаимодействия двух и более разумных игроков. Таким образом, это понятие включает в себя не только собственно игры в обычном смысле этого слова (такие, как шахматы или футбол), но и чрезвычайно большой диапазон взаимодействий людей. Это понятие распространяли также и на взаимодействия животных, исходя из предположения, что они генетически запрограммированы на такое поведение, словно представляют собой разумного "человека экономического" (economic man). Любые взаимодействия людей – от такого, как "Следует ли мне ехать по левой или по правой стороне дороги?", до "Как мне следует вести себя на международных переговорах?" – можно рассматривать как игру. Существует много оснований классификации игр. Два наиболее плодотворных – разделение игр на идеально обеспеченные и не обеспеченные информацией, а также на игры с нулевой суммой (zero-sum) и ненулевой суммой (non-zero-sum). Шахматы – это игра с идеальным информационным обеспечением. Она точно регламентирована правилами, определяющими, что является закономерностью в ходе и каковы параметры победы. Теоретически компьютер может просмотреть все возможные комбинации ходов и ответов на них и точно определить лучшую стратегию как для "черных", так и для "белых". Когда это произойдет, шахматы потеряют свою привлекательность, но до этого еще далеко (в 1992 г. человек выиграл у компьютера, играя в шашки, где намного меньше возможных ходов, чем в шахматах). Бридж – игра с неполным информационным обеспечением, в которой игроки должны не только рассчитать, что является разумным поступком для противоположной стороны, но и определить вероятность наличия любых – невидимых им – карт у кого-либо из других игроков. Большинство взаимодействий людей не является играми с идеальным информационным обеспечением. Игра с нулевой суммой – это игра, в которой совокупный выигрыш, сумма выигрышей всех игроков, остается одинаковой при любом исходе (например, если в игре двух человек один получает $100 за выигрыш, $50 – за ничью и ничего – за проигрыш). К играм с ненулевой суммой относятся все остальные. Если бы, например, за выигрыш платили $100, за ничью по $60 и ничего за проигрыш, то у игроков появился бы стимул соглашаться на ничью и делить дополнительные деньги между собой. Игра с нулевой суммой превратится в игру с частичным сотрудничеством. Игры с ненулевой суммой более других изучаются в политологии, особенно "игра в цыпленка" и дилемма заключенных (chicken and prisoners` dilemma). Хотя теория игр впервые сформулирована в 40-х годах ХХ в., она имеет долгую предысторию. Элементы рассуждений, типичных для теории игр, можно обнаружить в работах многих мыслителей, в т.ч. Платона (Plato), Гоббса (Hobbes), Руссо (Rousseau) и Доджсона (Dodgson).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь