Идеократия

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Идеократия
слой профессиональных идеологов, культивирующих зависимость общественного сознания от идеологии.

Источник: Методические указания по политологии

Идеократия
разновидность государственного устройства, где властно-политическое регулирование осуществляется на базе единственной официальной идеологии и во имя воплощения ее основных постулатов.

Источник: Политико-терминологический словарь

ИДЕОКРАТИЯ
гр. «власть идей, идеалов». Термин русских евразийцев (Н. Трубецкой, П. Савицкий). Противопоставляется «власти материи», «рыночной системе», «торговому строю». При идеократии иерархия в обществе и стимуляция труда исходят из неэкономических принципов.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Идеократия
гр., власть идей, идеалов) — термин русских евразийцев (Н. Трубецкого, П. Савицкого). Одна из форм государственного устройства, объединяющая несколько народов или стран общей универсальной идеей — религиозного, этнического или идеологического характера. Идеократическим государством был Советский Союз, где власть в качестве идеологии использовала западное учение коммунизма, превращенное в догму. В Российской Федерации с тем же успехом была заимствована западная модель неолиберализма.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ИДЕОКРАТИЯ
гр. idea идея + kratos власть) - система авторитарного властвования, в котором консолидация осуществляется па основе некоего руководящего принципа, идеала или мировоззрения. Противоположностью И. является идеология - мыслепоклонство как идолопоклонство (Н. Ф. Федоров). Идеократические концепции распространились в русской политической мысли, акцентирующей внимание на роли духовности в обществе. По мнению русских мыслителей начала XX в., путь автономной морали и демократической политики привел к разрушению в человеческой душе вечных связей и вековых святынь. Для "восстановления святынь" П. И. Новгородцев, напр., предлагал поставить на место автономной морали теономную мораль, а демократию заменить агиократией (власть святынь). В качестве средства общественных преобразований предлагалось "благодатное просвещение". В евразийстве И. представала как система "идеалоправства". Идеология понималась не просто как инструмент власти, а как сама власть, предстающая в двух ипостасях: "идеи-правительницы" (основа власти) и "правящем отборе" - "демотическом правящем слое" (социальная почва власти).
Иногда в переносном смысле И. называют государства, в основании которых лежит какая-л. монистическая идеология или система верований (напр., коммунизм).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Идеократия
философское и социально-политическое понятие евразийства, обозначающее определенный тип общественного устройства. экономики, культуры и государства как основного звена политической системы. По мнению евразийцев, это самый перспективный тип общественного и государственного устройства в мире и в особенности в России-Евразии. В романо-германской (евразийской) цивилизации длительное время господствовали аристократический (военно-аристократический) и демократический (бюрократически-демократический) типы общественного и государственного устройства. Эта типология определяла принципы отбора политической элиты, властных структур. Аристократическому строю соответствуют типичные формы социально-политического уклада, например, хозяйственная автономность и политическая бесправность всех сословий, кроме аристократического, особый тип политической культуры. Правящий слой подбирался по генеалогическому типу, по знатности происхождения. Формой правления при аристократическом строе, как правило, является монархия. В современном мире европейской цивилизации, хотя и остается целый ряд государств, который формально возглавляет монарх (Великобритания, Швеция, Испания и др.), эта форма правящего отбора изжила себя. Такая же судьба, по мнению евразийских мыслителей, ожидает в обозримом будущем и демократические государства, т. е. демократический строй, пришедший на смену аристократическому, также проявляет, хотя и не повсюду, признаки общественного разложения. Кризис парламентаризма и кризис демократии - явления, объективно детерминированные транзитом демократии.
Таким образом, заключают евразийцы, современная эпоха - это эпоха создания нового типа государства с совершенно новым политическим, экономическим, социальным, культурным и бытовым укладом. Этот тип отбора правящего социального слоя может быть назван идеократическим строем. При этом правящий отбор состоит из людей. объединенных общим миросозерцанием, центром которого является идея - правительница. Она (эта идея) должна быть такой, чтобы.
во-первых, ради нее стоило рисковать собой (в том числе и жизнью) и, во-вторых, чтобы жертвы ради нее расценивались всеми (по крайней мере подавляющим большинством граждан) как моральный ценностный поступок (H.С.Трубецкой. О государственном строе и форме правления// Евразийские хроники, вып.VIII. Париж. 1927: Он же. Идеократия и армия// Евразийские хроники, вып. X. Париж. 1928: Он же. Об идее - правительнице идеократического государства// Евразийские хроники, вып. XI. Париж. 1925: См. также: Савицкий Н.П. Идеи и пути евразийской литературы// Русский узел евразийства. М.. 1997: Пашенко В.Я. Идеология евразийства. М.. 2000.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ИДЕОКРАТИЯ
(от греч. ιδέα — идея и κράτος — власть) — учение о таком государственном строе, в котором правящий слой объединяется и руководствуется не материальными интересами, а некой общей идеей, тем или иным государственным идеалом. Представления об И. в различных формах присутствуют в философско-политической и философскоправовой мысли фактически на всем протяжении ее развития. Так, определенные черты И. есть уже в учении об идеальном государстве Платона, его идеях правления философов, способных благодаря занятиям философией приобщаться к высшему миру чистых идей. Некоторые стороны И. есть в средневековых европейских идеях теократии.
Для русской мысли тенденции к И. также достаточно характерны, они выражаются, в частности, в концепции «Москва — третий Рим», в идеях славянофильства, панславизма, ряде постулатов «русской идеи», представлениях о направляемой идеями достижения всеобщего счастья миссии русского народа. Об И. писал в XIX в. Вл. Соловьев, определяя ее как общественный строй, основанный не на предании и не на материальных интересах, а на сознательных идеях. В наибольшей же степени концепция И. была разработана уже в XX в. в учении евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин), которое не только развивало теоретические представления об И., но и ставило практическую задачу формирования «подлинной И.». Согласно учению Н.С. Трубецкого, для характеристики государства важна не столько существующая в нем форма правления, сколько присущий ему признак отбора правящего слоя, в котором в свою очередь выделяется «государственный актив». Этот признак, по учению евразийства, определяет собою не только политический процесс, но также и экономический, социальный, культурный облик данного государства. Каждый тип отбора правящего слоя предполагает определенную форму правления, которая является для него естественной. По мнению Трубецкого, такие способы правящего отбора, как аристократия и демократия, к ХХ веку уже в значительной мере вырождаются, сохраняя лишь ритуальное значение. Так возникает потребность в новом способе правящего отбора, который он называет идеократическим.
При этом способе отбора правящий слой составляется из людей, объединенных миросозерцанием (впоследствии П.Н. Савицкий добавит, что также и «действенным служением» избранной идее). Н.С. Трубецкой определяет ряд черт, наиболее характерных для такого типа отбора правящего слоя: единственная партия становится фактически государственным учреждением, и без этого учреждения государство уже не может существовать; осуществляется «государственный максимализм» — активное и руководящее участие государства в хозяйственной жизни и развитии культуры; власть является чрезвычайно сильной, но и близко стоящей к населению; реализуется широкое выборное начало, широкое участие общественных организаций в государственном строительстве, но одновременно происходит и усиленное огосударствление этих общественных организаций; И. тяготеет также к наделению высшей властью лидера единственной партии. Государственный актив, объединенный идейно, представляет собой также сплоченную и внутренне дисциплинированную организацию. Трубецкой, впрочем, полагает, что это — наблюдаемые черты современных ему идеократий, которые являются все же скорее лжеидеократиями, а создание в будущем подлинных идеократий приведет, возможно, к еще не известным формам государственной организации, а также социальной жизни, быта и культуры. В центре И., по Трубецкому, лежит некая основная идея, «идея-правительница», вокруг которой строится идеология, охраняемая и реализуемая правящим слоем. Идеей-правительницей может быть лишь такая идея, за которую не жалко отдать жизнь, и при этом такая жертва будет осознаваться населением как морально ценное действие. Такой идеей, по Трубецкому, может быть идея блага совокупности народов, населяющих цивилизационно единый «особый мир». Для государства, скрепляемого такой идеей, согласно учению Трубецкого, должны быть характерны автаркия, самодостаточность, а также живо ощущаемая общность культурных и исторических традиций. В нем должны также преодолеваться последние остатки индивидуализма. По Савицкому и Карсавину, в государстве И. осуществляется также «демотия» — такой способ управления, когда правящий слой «сознательно осуществляет бессознательную волю народа». Евразийское учение об И. подвергалось критике со стороны ряда мыслителей. Так, Ф.А. Степун характеризовал идеократическую концепцию как «идейное насильничество», а Н.А. Бердяев как «ложный монизм», связанный с представлением о государстве как «функции и органе Церкви», из чего вытекает идея о государстве, которое обретает всеобъемлющее значение, проникает во все сферы жизни и потому не оставляет места для свободного общества и свободной личности. В настоящее время основные идеи учения об И. получают развитие в движении неоевразийства, в частности, в трудах А.Г. Дугина.
А.Г. Сытин

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
442.15 кб

Новая международная идеократия и россия

Лукин Александр Владимирович
В настоящей статье автор предлагает не только анализ роли идеологии в современном мире, проводя в подтверждение своих тезисов и исторические параллели, но и доказывает существование мощной идеологии «демократизма» Запада, которая
Читать PDF
234.33 кб

Идеократия как принцип социальной ответственности

Александрова Н. А.
Читать PDF
27.42 кб

Аксиомы социального опыта: идеократия, или монологизм власти в России

Соколов Алексей Михайлович
В статье освещается проблема специфики формирования национального самосознания в России.
Читать PDF
144.55 кб

Концепт «Идеократии» в отечественной политико-правовой традиции

Верещагин О.А., Горькова Е.В.
Концепт «идеократии» рассматривается авторами в рамках критического исследования консервативной социальной теории.
Читать PDF
252.62 кб

Идеократическая форма государственного устройства в политико- правовой доктрине трубецкого Н. С.

Лановой Вадим Геннадьевич
Статья посвящена понятию государства и его формы в правовой доктрине Трубецкого Н.С. Развитию цивилизационного подхода к типологии государств в концепции евразийства.
Читать PDF
73.75 кб

Понятие «Правящий отбор» в идеократической концепции государства евразийцев

Палкин Алексей Геннадьевич
В статье раскрывается понятие «правящий отбор» в идеократической концепции государства в таком историко-юридическом учении, как евразийство.

Похожие термины:

  • Идеократия (идеократическое государство)

    (греч. - идея + власть) - политический строй в государстве, когда правящий слой руководствуется не имущественными или иными мотивами, а каким-либо идеалом, идеологической доктриной.