ИБН ХАЛЬДУН

Найдено 1 определение
ИБН ХАЛЬДУН
(Абдельрахман Абу-Саид Вали-аль-Дин ибн Хальдун) (Ibn Khaldun (Abd al-Rahman Abu Zaid Wali al-Din ibn Khaldun)) (1332–1406) Историк, социолог и философ. Родился в Тунисе. Известность получил как автор "Книги назидательных примеров и собрания первопричин и сведений по поводу истории арабов, иностранцев, берберов и иных, кто обладает великой властью", завершенной в 1377 г. и изданной в Каире в семи томах в 1867 г. Книга по существу является очерком истории народов Северной Африки с предисловием, содержащим авторскую теорию и методику исторического анализа. Ибн Хальдун был сведущ в различных областях знания: знал Коран, грамматику, язык, право, логику, математику, естествознание, традиции и поэзию. В 1348 г. в Египте занялся юриспруденцией, став главным кади Маликийской школы юриспруденции. Ибн Хальдун жил во времена раскола и нестабильности исламского мира. Земли Ливантийские сделались объектом крестовых походов, длившихся до тех пор, пока крестоносцев в XIV в. не смели турки-османцы. В 1258 г. Чингисхан со своим монгольским воинством прошелся по Плодородному Полумесяцу (современный Ирак), уничтожая последние остатки халифата Аббасидов. Однако не прошло и 50 лет, как монголы приняли ислам. В начале XIV в. под предводительством Тамерлана они вторглись на территорию современного Азербайджана, северной Индии, Афганистана, Ирана и Ирака, дошли до Дамаска (где Ибн Хальдун встретился с Тамерланом), после чего повернули на север и разбили османов в Анатолии. Разворачивалась Реконкиста, высвобождавшая Испанию из-под мусульманского гнета. Ибн Хальдун всеми силами стремился понять смысл современной ему исторической эпохи, особенно на взлете и падении династий или государств (daula). Он пришел к выводу, что исторический прогресс – появление общин, создание и упадок династических государств – держится на групповой солидарности (asabiyya), культуре (umran) и власти. По его мнению, социальная природа человека побуждает его ради выживания создавать основанные на сотрудничестве общины. Формы общин определяются природными условиями. Кочевые племена, основанные на кровном родстве, отличались самой сильной сплоченностью. По самой природе своей кочевая жизнь была внетерриториальной, зачастую маргинальной, отчетливо равноправной и полной опасностей. Слияние сплоченности и жизнестойкости с пророческим порывом ислама вылилось во вдохновенное историческое движение. Расширение арабской племенной власти вело к появлению под династической властью, сложного общинного образования, ведущего как кочевой, так и оседлый образ жизни. Государство под властью династии между тем несло в себе семена своей гибели. Безопасность существования в оседлых общинах, сравнительная роскошь, сегментированный характер труда и расточительность элиты вели к потере решительности и единства, расцвету коррупции; население нищало, испытывало моральный упадок, а также, что важнее всего, утрачивало чувство сплоченности.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь