Христианийская конвенция 1907Христианские профсоюзы

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Найдено 3 определения термина ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Христианская демократия

идеологическое течение в европейском консерватизме, характеризуемое приверженностью принципам социального рынка и ограниченного государственного вмешательства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

(Christian democracy) Послевоенное политическое движение, достигшее успехов в Западной Европе и, в меньшей степени, в Латинской Америке. Ее социологические и идеологические истоки восходят к XIX в. – периоду мобилизации католиков в ответ на возникновение либерального капитализма. Прямой вызов церкви, брошенный Французской революцией (French revolution), заставил католиков воспринять демократические политические формы и встать на защиту своих интересов, поощряя создание католических ассоциаций (в частности, католических союзов и школ). Главные традиционные институты христианства, такие как семья и гармоничный общественный порядок, подвергались двойной атаке: во-первых, со стороны разлагающихся последствий индустриализации и либерализма политики laissez-faire (политики невмешательства в экономику) и, во-вторых, со стороны все усиливающегося регулирования государством общественной жизни. Начиная с 1850-х гг. Ватикан поощрял создание т. н. "католических групп действия", которые проводили кампании по ограничению власти возрождающегося итальянского государства и крупных политических католических групп в немецкоязычных районах Европы. Энциклика "Rerum Novarum" ("О новых вещах") папы римского Льва XIII (1891) освободила католицизм от моральной оппозиции демократии и стимулировала дальнейшую политическую мобилизацию католиков. Успех на выборах пришел сначала к итальянской Народной партии (1919) с Луиджи Стурцо во главе, а Германская партия "Центр" стала оплотом коалиции в период Веймарской республики (Weimar Republic). К этому моменту отношение католицизма к государственной власти было неоднозначным: в то время как враждебность к социалистическим и коммунистическим формам собственности оставалась для него главной темой, первоначальная оппозиция к капитализму смягчилась (1914) и превратилась в рекомендации по улучшению социального климата путем создания сильной законодательной базы. Двойственное отношение к роли правительства отражено в трудах ведущего теоретика христианской демократии Жака Маритена, чье презрение к сильному государству совмещается c представлениями о возможности специфических норм государственного регулирования, учитывающего неудачные попытки промышленного капитализма послужить "общественному благу". Фашизм подавил и дискредитировал почти все эти политические группы, большинство из которых оказали слабое сопротивление правому экстремизму, а некоторые, например Австрийская христианско-социалистическая партия, даже выразили ему поддержку. Однако к концу войны в 1945 г. широко распространилась позиция умеренного консерватизма и скептицизма по отношению к властям. Всячески поощряемые победоносными союзниками, которые рассматривали их как бастион против коммунизма, христианско-демократические партии Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов победили на выборах и сформировали однопартийные или коалиционные правительства. Послевоенная популярность этих партий объясняется в большей мере их безобидным центризмом, чем какой бы то ни было четкой идеологической платформой. Следовательно, и это звучит иронически, учитывая идеологическую родословную христианских демократов, оказанная им поддержка на выборах спровоцирована предположением среднего класса и представителей различных религиозных течений о существовании угрозы режиму либерального капитализма (особенно со стороны "левых"). В 1960–70 гг. влияние христианских демократов уменьшалоьсь по мере того, как отступала угроза коммунизма и смягчались позиции их социалистических оппонентов. Однако в Латинской Америке они добились кратковременного успеха на выборах, борясь за демократическую стабильность путем ограничения традиционной суперактивности правительств (в Чили и Венесуэле, а также в 1980-х гг. в Эквадоре, Гватемале и Сальвадоре). В течение 1980-х гг. вследствие общего сдвига вправо европейского электората, влияние христианских демократов вновь возросло (исключение составило сокрушительное поражение христианских демократов в Италии в 1993 г.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

разновидность современного консерватизма, чья социальная и идеологическая баз основана на признании ценности христианского морального порядка.

Политические партии и группировки, называемые христианскими, христианско-социальными или христианско-демократическими, стали возникать в последней трети XIX века. Римская католическая церковь активизировала процесс приспособления к новым политическим и социально-экономическим реалиям, связанным с этапом свободной конкуренции в развитии капитализма. До этого церковь противопоставляла себя либеральным доктринам и была на стороне конституционной и абсолютной монархии.

Папа Римский Лев XIII в своей энциклике "О новых вещах" (1891) сформулировал позицию церкви в отношении социально-политических проблем, рожденных Великой Французской революцией. Церковь заняла компромиссную позицию, в которую укладывалось освящение частнособственнических отношений и критика крайне диких форм проявления капитализма.

"Естественное право" было перенесено на существующие системы частной собственности, в результате чего они объявлялись соответствующими установленному Богом "естественному праву".

Лев XIII в 1901 году огласил энциклику "Гравес де коммуни" ("Тяжкие всех"), которую принято считать "конституцией" христианской демократии и где вопрос об участии христианско-демократических группировок в политической жизни ставится в осторожной форме. "Название христианская демократия, - говорится в этом документе, - следует понимать таким образом, что ей чужда всякая политическая идея и она не означает ничего иного, как только благотворительную христианскую деятельность для народа".

Источником современной христианской демократии стала энциклика "Рерум поварум".

Первые христианско-демократические партии начали появляться в Бельгии, Нидерландах, Австрии, Франции, Германии, Италии. Так, в Италии в 1919 г. возникла итальянская народная партия, считавшаяся наряду с германской партией центра своеобразным образцом христианской демократии. В резолюции, принятой на первом конгрессе ИНП, провозглашалось:"... партия намерена бороться за введение таких правовых норм и стремится к таким действиям, которые привели бы к изменениям и постепенному переходу от современной капиталистической экономически либеральной системы наемного труда к системе экономически более гуманной и отвечающей духу христианства. В этой новой системе капитализму как производящему фактору должна быть предназначена роль материального посредника, получающего вознаграждение в четко очерченных границах, тогда как труду (как умственному, так и физическому), должно быть гарантировано максимальное вознаграждение за его участие в производстве".

На путь поисков третьего пути, среднего между капитализмом и социализмом, встала Итальянская народная партия. Позднее "третий путь" стал лозунгом многих христианско-демократических партий и международных христианско-демократических организаций.

После войны в Европе, покончившей с фашизмом, выступление христианских демократов с евангелической аргументацией примирения и любви к ближнему, позволили привлечь на свою сторону средние слои, крестьянство, рабочих.

В период "холодной войны" христианская демократия заняла жесткие антикоммунистические позиции, что свидетельствует о все дальнейшем крене в строну консервативных ценностей. Несмотря на широкий диапазон взглядов, включающий как явный консерватизм, так и приемлемый реформизм, эти партии заявили о себе как консервативные, правоцентристские партии.

Консервативному повороту 70-80-х годов христианские демократы всецело способствовали. Наибольшую теоретическую активность проявили германские Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС). К этому времени усилилась тенденция христианских демократов к объединению на общем западноевропейском и мировом уровнях. Создан и действует Европейский союз христианских демократов (1961), переименованный в 1982 году в Христианско-демократический интернационал; Европейская народная партия - федерация Христианско-демократических партий стран Европейского сообщества (1979); Европейский демократический союз (1978) - межнациональное партийное объединение, своего рода консервативное семейство, куда вошли ХДС, британские тори (консерваторы) и скандинавские консерваторы, французские голлисты и Австрийская народная партия, греческая "новая демократия", испанский Союз демократического центра, португальский Социально-демократический центр и т.д.

"Консервативное семейство" подразделяется на две большие группы партий: "чистые" консерваторы и христианские демократы, между которыми все больше, глубже, сильнее и дальше стираются идеологические, политические и социальные границы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Найдено схем по теме ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено книг по теме ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ — 0