ХОЛОКОСТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Холокост
Holocaust (греч./лат. Ỏλόκαυστος/holókaustos – всесожжение). Название для планомерно проводимых мер, направленных на полное массовое уничтожение евреев в концентрационных лагерях во время национал-социалистской диктатуры и Второй мировой войны. См.: Геноцид

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ХОЛОКОСТ
понятие для обозначения преступной деятельности германских нацистов, направленной на уничтожение еврейского населения в Европе, особенно на территории Германии, на оккупированных ею территориях Польши, Франции, Голландии и других стран. Массовое уничтожение евреев в концентрационных лагерях, в газовых камерах, в гетто было осуждено международным судом в Нюрнберге после окончания второй мировой войны как преступление против человечества — геноцид.

Источник: За что сражаемся. Идеологический словарь. 2007 г.

Холокост
англ. holocaust от греч. holokaustos всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)
наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй мировой войны в Европе (1933-45). Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah - Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с середины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ХОЛОКОСТ
событие в истории второй мировой войны, оспаривать которое во многих странах мира никто не имеет права. Данное событие заключается в том, что во время войны (а, точнее, с 1933 по 1945 гг.) германскими функционерами и их союзниками было систематически уничтожено большое количество гражданских лиц. Утверждается, что основными (а порой и единственными) жертвами холокоста были евреи — полное уничтожение именно этого народа в рамках программы «окончательного решения еврейского вопроса» было важным элементом политики А. Гитлера. Слово «холокост» взято из древнегреческого перевода Библии, где означает жертвоприношение, в котором животное полностью сжигается. Утверждается, что таким образом было уничтожено 6 миллионов евреев (это число в какой-то мере стало сакральным для проповедников холокоста). Более того, утверждается, что в гибели этих людей виноваты не только немцы, но и все остальные европейские народы, якобы смотревшие сквозь пальцы на уничтожение мирных жителей (при этом даже попытки задать вопрос «А почему эти мирные жители не стали защищаться» вызывают мгновенные обвинения в антисемитизме).
Любая же попытка высказать сомнение о реальности холокоста (или даже его размеров) вызывает бурную реакцию со стороны правозащитников и общественности и может закончиться даже судом, как это произошло с британским историком Д. Ирвингом. Он был задержан в Австрии по обвинению в нарушении закона о запрете пропаганды национал-социализма и обеления его преступлений. За 16 лет до задержания, выступая с двумя докладами в Австрии, он отрицал наличие газовых камер в концлагере Освенцим и фашистские погромы во время «хрустальной ночи» в 1938 году. Суд в Вене, несмотря на «раскаяние» историка приговорил его к трем годам тюрьмы за отрицание холокоста (вместо изначально требуемых 10 и лет).
Евреи умудрились обратить гибель своих людей в войне в победу. Ни одна другая нация, пострадавшая в результате войны, не претендует на отдельное упоминание о себе в истории. По сути, отдельного упоминания заслуживает Русский народ, как, народ, понесший наибольшие людские потери, в несколько раз превышающие людские потери любого другого народа (в абсолютном исчислении). Однако в такой масштабной войне, охватившей огромное количество государств, считать кого умерло больше, а кого меньше — кощунство. Единственные, для кого нет ничего святого и на чем в любом случае можно зарабатывать капитал, оказались евреи.
См. также: антидиффамационная лига, антисемитизм, погром.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ХОЛОКОСТ
от англ. holocaust), Шоа (с ивр. — бедствие, катастрофа), Катастрофа — понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистской политики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев.
Идеология национал-социализма, основанная на расовом учении о превосходстве арийской, нордической расы, оправдывала порабощение и физическое уничтожение целых народов, которые объявлялись неполноценными, «низшими» расами, «недочеловеками» (Untermenschen) — например, славян или цыган. Но именно в отношении евреев геноцид в «третьем рейхе» и на оккупированных территориях приобрел масштабный, массовый характер и привел к почти полному уничтожению ашкенази — восточноевропейского еврейства.
Антисемитизм нацистов вырастал из старых, бытовавших в Европе веками националистических предрассудков. Но в XX в. он приобрел качественно новый характер. Традиционная еврейская община, автономно существовавшая в европейских государствах в пределах гетто на протяжении многих веков, в результате глубоких изменений во второй половине XIX — начале XX вв. прекратила свое существование. С ее распадом началась активная интеграция евреев в экономическую, политическую, культурную жизнь стран проживания.
Еврейское национальное движение стало заметным фактором международной жизни. Бывшие обитатели гетто стали играть важную, а часто и ведущую роль в политической жизни многих государств. Верхушка большевистской партии, захватившей власть в России в октябре 1917 г. (см. Октябрьская революция), состояла в основном из евреев. Нацисты это обстоятельство всегда использовали в своей пропаганде, отождествляя большевизм и еврейство, и оправдывали чудовищные злодеяния в отношении последнего необходимостью спасения европейской цивилизации от коммунистического варварства.
Велико было влияние еврейского финансового капитала и на формирование внешней и внутренней политики США, превратившихся к началу ХХ в. в центр мирового еврейства (и остающийся им до сих пор). В побежденной Германии ключевые посты в экономике, политике, культуре тоже были захвачены евреями. Веймарскую республику нередко именовали даже Judenrepublik. Неудивительно, что послевоенные экономические трудности, разруха, нищета, помноженные на чувство национального унижения, вскоре привели к тому, что именно в евреях рядовые немцы стали видеть главных виновников всех своих бед.
Эти стихийные настроения умело использовал Гитлер. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германского государства, основ экономической жизни. Международные связи еврейского капитала и политиков еврейской национальности с финансовыми и политическими кругами США, Великобритании, Франции — недавних врагов рейха — преподносились гитлеровской пропагандой как свидетельство всемирного «жидомасонского заговора», целью которого является установление на планете еврейского господства. И помешать этому способна лишь «арийская раса».
Нацисты с момента возникновения своей партии ставили целью не просто изоляцию евреев, вытеснение их из политической и экономической жизни, но именно поголовное физическое уничтожение всех евреев, «окончательное решение вопроса». Еще в 1922 г. Гитлер заявил, что в случае прихода к власти «уничтожение евреев станет моей первой и главной задачей… Если как следует подогреть ненависть и развязать борьбу против них, то их сопротивление будет неизбежно сломлено. Они не смогут защитить себя, и никто не станет их защитником». И после прихода к власти в 1933 г. он последовательно стал воплощать эту программу в жизнь, умело сочетая стихийный антисемитизм улицы, погромы штурмовиков с систематическим государственным насилием, роль которого возрастала по мере укрепления фашистского режима.
С началом Второй мировой войны насилие в отношении евреев стало массовым, и погром в пределах страны обернулся геноцидом в масштабах Европы. В государствах континента, контролируемых нацистами, проживало, по некоторым оценкам, около 9 млн евреев. Для воплощения своих чудовищных планов в жизнь (физической ликвидации столь значительного количества людей) «обычных» методов было недостаточно. И тогда нацисты создали систему концентрационных лагерей — «фабрик смерти», где за годы «третьего рейха» были уничтожены миллионы людей, в основном гражданских.
Всего нацистами было создано 1634 концлагеря и свыше 900 «трудовых». Все они, в сущности, были «лагерями смерти», где тысячами гибли как евреи, так и представители других «неполноценных» народов. В самой Германии еще в 1939 г. начали действовать такие крупные лагеря как Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Флоссенбург. А в оккупированной Польше появились стационарные центры, специально спроектированные (или переоборудованные) для массовых убийств в индустриальном масштабе: на территориях, включенных в рейх — Освенцим и Хелмно, в «генерал-губернаторстве» — Майданек, Треблинка, Собибор и Бельзец. Это не случайно — именно в Польше, а также в Белоруссии и на Украине проживала основная масса восточноевропейского еврейства.
Лагеря смерти были построены вблизи транспортных артерий. В генерал-губернаторстве, которое Гитлер называл «огромным польским лагерем», гетто были сосредоточены рядом с железными дорогами. Без их сети (на Рейсбане было занято около 1,5 млн чел.) Холокост был бы просто невозможен.
Даже во время Сталинградской битвы, когда требовалось срочно перебросить на Восточный фронт новые воинские соединения и технику, график движения поездов составлялся так, что приоритет отдавался тем составам, что везли в концлагеря евреев.
Большинство немцев знало о назначении этих составов, которые громыхали в темное время суток. Некоторые даже говорили: «Проклятые евреи, даже ночью спать не дают!».
Немцы получали выгоду от массовых убийств. Изъятые у несчастных вещи, от часов и авторучек до белья, распределялись в вооруженных силах и среди гражданского населения. Известен случай, когда на «Внутреннем фронте», т. е. в самой Германии, всего за 6 недель было распределено 222 тыс. мужских костюмов и комплектов белья, 192 тыс. комплектов женской одежды и 100 тыс. детской. Все это было изъято у людей, отправленных в газовые камеры в Освенциме. И получатели прекрасно об этом знали.
Было, конечно, немало случаев, когда немцы, рискуя жизнью, спасали от неминуемой смерти евреев. Но в целом приходится признать: немецкий народ знал о геноциде и содействовал ему.
Массовым истреблением занимались и мобильные команды — эйнзатцгруппы СС. Их было создано 4 — по одной на группу армий, вторгшихся в СССР. Из 4 млн евреев, проживавших на советских территориях, оккупированных немцами в 1941–42 гг., 2,5 млн успели эвакуироваться до прихода фашистов. Оставшиеся же на 90% были сконцентрированы в городах, что значительно упрощало для эйнзцатцгрупп задачу их уничтожения.
Казни осуществлялись как путем массовых расстрелов, так и с использованием передвижных газовых камер. За короткое время небольшим группам палачей (в каждом карательном батальоне насчитывалось от 500 до 900 военнослужащих) удалось истребить огромное количество мирных жителей, в основном еврейской национальности. Так, в Риге 22 эсесовца убили 10600 евреев.
Всего за полтора месяца, начиная с середины октября 1941 г., эйнзатцкоманды A, B, C и D на оккупированной советской территории уничтожили 125, 45, 75 и 55 тыс. евреев соответственно. В 1942 г. на территории Украины и Белоруссии их было истреблено 900 тыс.
Геноцид в отношении этого народа осуществлялся как на оккупированных территориях, так и в странах фашистского блока, хотя везде по-разному. Австрийцы, которых после войны стали представлять «первой жертвой нацизма», на самом деле горячо приветствовали аншлюс и участвовали в Холокосте даже с большим рвением, чем немцы.
Не только Гитлер, но и главные палачи Эйхман и Кальтенбруннер были австрийцами. Выходцы из Австрии Зейсс-Инкварт и Раутер руководили массовым истреблением евреев в Голландии. Австрийцы составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных батальонов, они командовали четырьмя из шести «фабрик смерти». По некоторым подсчетам, именно на долю австрийцев приходится половина всех уничтоженных в годы Холокоста евреев.
Ответственность за чудовищную катастрофу лежит и на Румынии, где до войны проживало 757 тыс. евреев. Профашистский режим Антонеску проводил антисемитскую политику на государственном уровне внутри страны. А в оккупированной Бессарабии румынскими солдатами было убито 200 тыс. евреев. Совместно с эйнзатцкомандой D только в Приднестровье они уничтожили 218 тыс. евреев. Жестокость румын изумляла даже эсэсовских палачей.
Часть французов, как тех, кто жил в оккупированной фашистами северной части, так и подданных марионеточного вишисткого режима Петена, поддержала гитлеровское «окончательное решение». Коллаборационисты помогли немцам депортировать 75 тыс. французских евреев, из которых уцелело всего 2,5 тыс.
В других европейских странах — Италии, Голландии, Греции нацисты такой поддержки со стороны населения не нашли. Даже Муссолини колебался в отношении проведения в жизнь «окончательного решения». Геноцид евреев в этих государствах осуществлялся в основном эсэсовцами.
Количество жертв Холокоста было бы на порядок меньше, если бы не выжидательная политика США и Великобритании. Союзники вполне могли бы принять большее количество беженцев из Германии и оккупированной Европы (и тем самым спасти их от верной смерти), чем это было сделано.
За всю войну США пустили в страну всего 21 тыс. эмигрантов — 10% от количества, предусмотренного законом о квоте. В Америке были сильны антисемитские настроения, там в массе своей граждане отказывались верить даже в сам факт Холокоста, несмотря на многочисленные свидетельства тех, кому посчастливилось выжить. Пассивную позицию занял президент Рузвельт, который был решительным противником массовой эмиграции евреев из Европы в Америку.
Англичане тоже были настроены против массового приема беженцев, Форин Офис отклонял даже индивидуальные прошения. Геббельс записал в дневнике 13 декабря 1942 г.: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».
США и Англия уверяли мировую общественность, что самый эффективный способ спасения евреев — быстрый и окончательный разгром Гитлера. Но второй фронт в Европе был открыт лишь 6 июня 1944 г., когда Красная Армия стремительно наступала на запад, освобождая страны Европы и спасая гражданское население, включая и евреев, от уничтожения.
Промедление союзников с открытием второго фронта стоило жизни не одной сотне тысяч евреев. В этом смысле военно-политическое руководство США и Великобритании также несет ответственность за Холокост.
Почему он стал возможен? Почему сами евреи не смогли оказать палачам серьезное сопротивление, как это делали другие, менее многочисленные народы? Причины в историческом опыте иудеев, которые за много веков привыкли приспосабливаться к действительности, а не бороться. Кроме того, наиболее деловитые из ашкенази эмигрировали в Америку еще до войны, а энергичные и воинственные — в Палестину. Оставшиеся, в основном религиозные евреи, к организованному сопротивлению не были способны. Эти особенности еврейской социальной психологии и учитывали нацисты, сводя у жертв до минимума саму мысль о сопротивлении.
Евреи верили, что ниспосланная на них страшная кара, орудием которой был Гитлер, есть дело рук Божьих и одновременно доказательство того, что Бог избрал именно их. Понимание Холокоста как жертвы, страдания, искупления, за которым наступит возрождение, и по сей день является для большинства евреев актуальным. Шоа, Катастрофа является для еврейского сознания центральным событием Второй мировой войны, которая была развязана якобы только потому, что Гитлер патологически стремился уничтожить евреев.
Но в 1939–45 гг. участники войны решали разные задачи, исходя из своего понимания национальных интересов (пусть и ложного, приведшего собственный народ к катастрофе, как в случае с Гитлером), а вовсе не воевали исключительно для того, чтобы уничтожить или спасти «избранный народ».
Вырывание событий Холокоста из контекста мировой войны ведет к мифологизации исторического процесса. Сакрализация Катастрофы, превращение ее в общественном сознании из исторического факта в вариант библейских Писаний (Кетубим), событие только иудейской истории, не допускают иных, «неталмудических» толкований. Даже цифра жертв Холокоста объявлена неизменной и окончательной — 6 млн чел. Сомневающиеся подлежат суровому суду, причем на самом высоком международном уровне.
Фактически религиозно-метафизическое восприятие евреями Холокоста предписывается остальному миру в качестве нормы международного права, а иная точка зрения на историю массового геноцида в отношении евреев — недопустимой.
В некоторых странах отрицание факта Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, существует «ревизионистская» литература, в которой делаются попытки взглянуть на события Второй мировой войны и Холокост не только глазами евреев (см. например, Юрген Граф).
По мнению «ревизионистов» количество жертв Катастрофы сильно завышено, многие народы понесли не меньшие потери в войне, и уже на этом основании неправильно делать еврейский народ главным субъектом (и объектом) Второй мировой войны, ее главной жертвой. Наиболее радикальные авторы вообще оперируют цифрой всех еврейских потерь в 300 тыс. чел., а не 6 млн. Довольно серьезные аргументы подтверждают цифру около 4 млн чел. (В. Кожинов). Есть и точка зрения, что никакого Холокоста не было — она распространена в арабском и мусульманском мире, а миф о Холокосте раздула еврейская пресса, чтобы вызвать у всего мира чувство вины.
Христианские ортодоксальные публицисты, не отрицая уничтожения евреев, выступают против применения слова «холокост», т. к. оно имело смысл сакральной жертвы — «всесожжение», и распространять это слово на факт геноцида кощунственно.
В целом геноцид евреев в XX в. еще долго будет оставаться предметом интереса историков и фактом, определяющим международный политический климат.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
524.68 кб

Наследие холокоста в свете гуманитарных проблем современности

Громогласова Елизавета Сергеевна
В соответствии со сложившимися интеллектуальными традициями, осмысление проблемы холокоста (1933-1945 гг.) происходит в русле функционалистской и интенционалистской школ.
Читать PDF
172.26 кб

Анализ проблемы толерантности в современном мире через призму восприятия Холокоста

Горенштейн Наталья Ильинична
Описываются проблемы взаимоотношений между представителями различных этнокультур в современном мире. Особый интерес представляется в подходе рассмотрения данной проблемы через призму восприятия Холокоста.
Читать PDF
15.70 мб

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ: МУЗЕЕФИКАЦИЯ ХОЛОКОСТА

Рождественская Елена
В статье анализируется проблема репрезентации одной из сложнейших культурных травм ХХ века холокоста в различных еврейских музеях (Вашингтон, Берлин, Москва).
Читать PDF
2.00 мб

Трагедия Холокоста и зарубежные русскоязычные еврейские СМИ: особенности современного осмысления

Мужиковская Вероника Романовна, Амиров Валерий Михайлович
В статье рассмотрены публикации трех зарубежных русскоязычных независимых еврейских печатных изданий: «Еврейский мир» (CША), «Еврейская панорама» (Германия) и «Вести» (Израиль).
Читать PDF
969.86 кб

Духовно-нравственное развитие школьников при изучении темы Холокоста и ее значение

Василевицкая Ольга Алексеевна
Статья посвящена изучению темы Холокоста в общеобразовательной школе. Показаны методики построения занятий с учащимися разного возраста.
Читать PDF
481.93 кб

Восприятие Холокоста современной молодежью

Горенштейн Н.И.
Данная статья посвящена актуальным вопросам исследования особенностей восприятия современной молодежью трагического события в истории XXв.
Читать PDF
174.80 кб

2016.02.015. ОСТРОВЕР Ч. ЮМОР КАК ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ВО ВРЕМЯ ХОЛОКОСТА. OSTROWER CH. HUMOR AS DEFENS

Понамарева А.М.
Читать PDF
2.94 мб

Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века:

Чеботарева Людмила Александровна
В статье представлен учебный модуль, состоящий из 4 уроков, посвященных памяти жертв Холокоста и формированию толерантности.
Читать PDF
180.49 кб

Память о Холокосте - один из аспектов воспитания толерантного самосознания

Горенштейн Наталья Ильинична
В статье затрагиваются вопросы толерантного взаимоотношения молодежи в аспекте исторических уроков Второй Мировой Войны и Холокоста. В качестве объекта исследования выступает молодежь в возрасте от 18 до 26 лет.