ХАРЧЕВСКИЙ Александр Николаевич

Найдено 1 определение
ХАРЧЕВСКИЙ Александр Николаевич

Начальник Липецкого авиацентра, генерал‑майор
авиации, в СУ‑27 которого в 2000 г. летал президент В. В. Путин.


Имеет 30‑летний стаж «работы в небе».
30.03.2000 г. совершил на сверхзвуковом СУ‑27 полет до Краснодара,
оттуда в Грозный с особым пассажиром за спиной – Президентом РФ В. В. Путиным.
Летели в сопровождении боевого истребителя, за штурвалом которого находился
суперпилот, полковник Александр Петров. Перед А. Н. Харчевским стояла задача:
доставить президента в Грозный, ни в коем случае не производить там
обслуживание машин, через несколько часов вернуться с президентом в Краснодар.
Перед полетом передал В. В. Путину сверток с летной формой. Президент
переоделся и вышел со свертком цивильной одежды. По словам А. Н. Харчевского,
форму заранее не шили, просто он взял в центре комплект требуемого размера:
«Сели в кабину. Путин занял заднее, курсантское место. Конечно, я волновался за
самочувствие особого пассажира. Без охраны, без ядерного чемоданчика, не
представляю, как со здоровьем у человека – нагрузки‑то специфические. За
все отвечаю я один. И все же я осмелился попросить президента сообщать мне о
малейших трудностях с самочувствием. Он кивнул… Выбрал наиболее оптимальный
режим – 12 тысяч метров высота, скорость за тысячу километров… В зеркало
постоянно вижу лицо президента – как огурчик» (Трибуна. 28.04.2000).
Полет продолжался 36 минут. «Кстати, когда сейчас читаю всякие „охи и ахи“ по
поводу даже абсолютной недопустимости подобных рискованных шагов со стороны
президента, скажу одно: наш полет был гораздо безопаснее, чем на Ту‑134
(президентский самолет. – Н. З.). Тому лайнеру требуется сделать
несколько разворотов при посадке, он уязвим, а мы – как шило из облаков, и
задымилась под колесами бетонка „Северного“ в Грозном» (Там же). В
Министерстве обороны выбор на А. Н. Харчевского пал не случайно – настоящий ас.
В 1992 г. прошел серьезное испытание в США: «Летали на военную базу в
Ричмонде. Участвовали в совместных учениях и в условном воздушном бою
переиграли американских летчиков по всем статьям. И они, обиженные, отыгрались
– плохо, по‑непорядочному отыгрались. Когда мы возвращались с учений,
двигатели на двух наших самолетах забарахлили. Мы связались с американцами по
рации и попросили их не бросать нас. Они прикинулись, что не расслышали и
исчезли за горизонтом. Движки заглохли на обеих машинах. Чтобы сохранить
машины, мы направили их вертикально вниз – это способ повторной заводки
моторов, но до высоты не ниже двух тысяч метров. У напарника завелся на высоте
3,5 тысячи, а мой продолжал со свистом падать. Две тысячи… По инструкции я
обязан катапультироваться – до земли считанные секунды. И мотор заработал на
высоте чуть более километра – так что кое‑чего повидали, на себе
испытали… Американцы были страшно удивлены, что мы сумели сохранить машины.
Причина оказалась банальной: мы заправились их горючим, а оно не той
плотности…» (Там же). На обратном пути из Грозного А. Н. Харчевский дал
„пассажиру“ немного порулить, и тот попробовал кренить машину вправо‑влево,
набрать дополнительную высоту. Летели не молча. Президент поинтересовался,
какие проблемы испытывает авиацентр, кто готовил самолет к полету. А. Н. Харчевский
посетовал, что для нормального налета часов требуется около 12 тыс. т
топлива, а дают по 5,5 тыс. На другой день после приземления А. Н.
Харчевскому позвонил один из помощников президента и сообщил: 2,5 тыс. т
бензина отгружено. А. Н. Харчевскому и А. Петрову президент подарил по
видеокамере и вручил свои визитки: «Окажетесь в Москве, запросто звоните».
Техники, готовившие самолет, капитаны А. Пичугин и О. Чуксин, были удостоены
наручных часов. В 2005 г. награжден французским орденом «За заслуги». Сев
в истребитель «Мираж», он выиграл учебный бой у французского аса из
прославленного полка «Нормандия – Неман». В ходе учебных боев с летчиками из
ЮАР выиграл все 36 боев из 36.



Президент Путин на борту истребителя


Источник: Путинская энциклопедия