ГРИНМЕЙЛ

Найдено 1 определение
ГРИНМЕЙЛ
GREENMAIL) (калька с англ. «green mail» — корпоративный шантаж).
1. Корпоративный шантаж путем скупки значительного числа акций какой-либо компании с последующим предложением продать их по повышенным ценам при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве.
Схема классического корпоративного шантажа (greenmail) предполагает, что атакующая структура покупает на фондовом рынке незначительный пакет акций преуспевающей корпорации, после чего новоиспеченные акционеры начинают публично критиковать менеджмент компании. Фоновым сопровождением служат угрозы, например, консолидировать более крупные пакеты акций и сменить руководство или же заблокировать стратегические шаги компании. Конечной целью шантажиста является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета акций по завышенной цене. Практика гринмейла на развитых рынках не слишком распространена: во-первых, западное деловое сообщество выработало систему защиты от «стервятников»; во-вторых, компания-агрессор немедленно попадает в черный список структур, вести бизнес с которыми опасно. На постсоветском пространстве гринмейл приобретает местный колорит. Основное отличие от классики состоит в слишком тесной связи власти и бизнеса. Такие вопросы у нас не решаются без активного привлечения административного ресурса, силовых структур и т. п. Чаще всего к практике корпоративного шантажа прибегают представители крупных компаний: у них для этого гораздо больше возможностей, чем у более мелких игроков.
(«Компаньон» (Киев). 06.09.2002).
2. Бизнес, суть которого в создании серьезных помех в работе какой-либо акционерной компании с последующим предложением «устранить помехи» за деньги. Механизм бизнеса — скупка агрессором весомого пакета акций предприятия у миноритарных акционеров (обычно свыше 10 %), позволяющего осложнить его работу за счет затруднения проведения собраний акционеров, «натравливания» контролирующих госсструктур. После этого следует предложение «устранить помехи» путем продажи основным акционерам компании пакета акций гринмейлера. Как правило, за цену в несколько раз превышающую заплаченную при первоначальной скупке акций.
Лидером классического варианта greenmail в России можно считать компанию МИНФИН. В прошлом году глава МИНФИНа Александр Волков отметился в крупном конфликте — по информации «Денег» именно его компания по поручению ряда миноритарных акционеров РАО «Норильский никель» пыталась заблокировать в судах перевод активов корпорации в АО «Норильская горная компания». Впрочем, для господина Волкова greenmail — лишь способ поддержания репутации «акционерного гуру», что необходимо для успешного развития консалтингового бизнеса МИНФИНа.
(Журнал «Коммерсантъ — Деньги» (Москва). 17.01.2001).
3. В Российской прессе часто этим термином обозначают совокупность методов и действий, применяемых в акционерных войнах и при недруженственных поглощениях, напр. банкротство через скупку кредиторской задолженности, проведение альтернативных акционерных собраний и т. д.
Был ли достигнут ожидаемый эффект от постановления пленума, запретившего принимать обеспечительные меры в виде запрета на проведение общего собрания акционеров? Если и был, то не очень существенный, поскольку в арсенале гринмейлеров (от английского green mail, «корпоративный шантаж») есть и другие, не запрещенные пока средства корпоративного шантажа, порой весьма удачно используемые ими для ведения акционерной войны.
(«Коммерсантъ Деньги» (Москва). 24.03.2003).

Источник: Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов