культура, объединяющая в себе широкое участие общества в политической жизни и правительство, выполняющее свои обязательства; как считается, это необходимое условие стабильной демократической системы.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Гражданская культура
Источник: Политология (глоссарий по книге)
КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКАЯ
тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., "идеальный гражданин" должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами К.г. выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции К.г., многие политологи признают, что именно К.г. является прочным фундаментом демократических политических режимов.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
(civic culture) Политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известной книге Габриэла Элмонда и Сидни Верба "Гражданская культура" ("The Civic Culture"), (1963) и в ее продолжении "Новое знакомство с гражданской культурой ("The Civic Culture Revisited"), (1980). Родившаяся из озабоченности проблемами политической стабильности в западных демократических государствах, модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура здесь понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и гражданского поведения в поддержании демократической политической системы. Первое издание книги написано в русле бихевиористского анализа, но при переизданиях авторы несколько отошли от этого подхода, перенеся центр тяжести на политический анализ. Тревога авторов за судьбу демократии в западных странах представляется теперь несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким как общественные движения (social movements) или кампании, проводимые группами интересов (interests groups).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с 60-х годов в западной политологии идея гражданской культуры рассматривалась исключительно в контексте политической культуры. Но в 1980 году вышел труд Г.Алмонда и С.Верба "Гражданская культура", где этот феномен исследован на своих собственных основах. Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. В этом смысле она - структурный элемент гражданской жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Поэтому гражданскую культуру можно именовать "культурой общежития", имеющей источником традиционные нормы, ценности, представления. Значит, гражданская культура не носит политического характера, а ее уровень определяет общекультурное развитие человека. Сведение гражданской культуры к феномену политического порядка - прямой путь к этатизму и тоталитаризму.
Типология гражданской культуры (по Г.Алмонду и С.Верба) - в зависимости от типа политического режима, при котором она функционирует: архаическая, элитарная, представительская и "политическая культура высокой гражданственности". Гражданская культура в собственном смысле слова и относится к типу активистской культуры как "культуры участия". Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Поэтому гражданская культура предстает интегрально организующей деятельность граждан составляющей гражданского общества.
Типология гражданской культуры (по Г.Алмонду и С.Верба) - в зависимости от типа политического режима, при котором она функционирует: архаическая, элитарная, представительская и "политическая культура высокой гражданственности". Гражданская культура в собственном смысле слова и относится к типу активистской культуры как "культуры участия". Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса. Поэтому гражданская культура предстает интегрально организующей деятельность граждан составляющей гражданского общества.
Источник: Словарь по политологии
Гражданская культура
(англ. civil culture): 1) смешанный ТИП политической КУЛЬТУРЫ, ПО Г.Алмонду (Габриэль Алмонд (1911-2002) - выдающийся американский политолог, труды которого в области сравнительных исследований политических систем и культур, а также по теории политического развития, являются классикой современной политической науки. Автор многочисленных работ: «Американский народ и внешняя политика» (1950); «Соблазны коммунизма» (1954); «Политическое развитие» (1970); «Современная сравнительная политология» (2000) и др. Также, по С.Верба (Сиднеи Верба - американский политолог, работы которого считаются классикой современной политической науки: дважды - в 1972 и 1976 гг. удостаивался премии Американской ассоциации политической науки за лучшие книги в области сравнительной политологии и политического участия, автор многих трудов, в том числе: «Малые группы и политическое поведение: изучение лидерства» (1962); «Анализ сравнительного исследования» (1969 - соавтор Р.Роккан): «Элиты и идея равенства» (1987) и др.). Смешанный, т. е. первый тип политической культуры (по Г.Алмонду и С.Вербе), в котором, наряду с преобладанием составляющих гражданскую культуру культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация их на практическую вовлеченность в политику), органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданническом культур (отсюда - наличие умеренной политической активности); 2) обозначение политической культуры развитых демократий, особенно американо-британской, для которой характерна высокая политическая активность граждан, всех структур общества и его политической системы в решении актуальных экономических, социальных, политических, культурных проблем, которые встают перед страной, в т. ч. и во внешней политике.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013