навязывание (нередко при помощи силы или угрозы ее применения) взглядов, политических установок, политики одним субъектом политики другому, который фактически превращается в объект политики.
Гегемонизм
Гегемонизм
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Гегемонизм
греч. - hegemonia - предводительство, господство)
политика, основанная на стремлении к мировому господству. Проявляется в форме вмешательства во внутренние дела других стран и народов, прямой интервенции против них и т.д. При этом используются весь арсенал средств: политических, военных, идеологических, экономических и иных средств. Генеральная ассамблея ООН (1979) приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики гегемонизма в международных отношениях".
политика, основанная на стремлении к мировому господству. Проявляется в форме вмешательства во внутренние дела других стран и народов, прямой интервенции против них и т.д. При этом используются весь арсенал средств: политических, военных, идеологических, экономических и иных средств. Генеральная ассамблея ООН (1979) приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики гегемонизма в международных отношениях".
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ГЕГЕМОНИЗМ
доминирующая, господствующая роль, которая является правовой относительно других. Политическая роль Г. в международных отношениях – это желание к господству над другими государствами и народами, а в некоторых случаях – и к мировому господству. Г. выступает в качестве первого антипода равенства государств и народов, и по существу отрицает принципы Устава ООН, и прежде всего – принципы суверенности и равенства государств. Опасность политики Г. в том, что она презирает права народов, в первую очередь – малых государств, перечеркивая демократические принципы современных международных отношений, ведет к созданию международного напряжения, а также дестабилизирует международное положение. Опасной стороной Г. является ее направленность на поощрение гонки вооружения, наращивания арсеналов для осуществления целей такой политики.
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
ГЕГЕМОНИЗМ
(от греч. hegemonía предводительство, господство) политика, основанная на стремлении к мировому господству, к господству над др. странами и народами. Г. прямой антипод равенству государств и народов, антипод тому идеалу, к-рый выдвинула перед всем миром Великая Октябрьская социалистическая революция и к-рый ООН, как предписывает ее Устав, Должна всемерно утверждать в международных отношениях Проявление Г. На современном этапе серьезное препятствие на пути международной безопасности, к-рой нет и не может быть разумной альтернативы.
Советское государство с первых дней своего существования решительно выступает против того, чтобы одни государства занимали доминирующее положение по отношению к др. 20 млн. человеческих жизней отдал советский народ, чтобы опрокинуть гитлеровские планы установления мирового господства и похоронить Г. в его фашистском обличье. Политика Г. на современном этапе наиболее явственно проявляется в деятельности империалистических кругов. Советский Союз призывает все государства члены ООН преградить путь любым поползновениям на гегемонию в мировых делах. СССР выступает за то, чтобы отказ государств от политики Г. во всех ее проявлениях нашел воплощение в широком международном соглашении.
Советское государство с первых дней своего существования решительно выступает против того, чтобы одни государства занимали доминирующее положение по отношению к др. 20 млн. человеческих жизней отдал советский народ, чтобы опрокинуть гитлеровские планы установления мирового господства и похоронить Г. в его фашистском обличье. Политика Г. на современном этапе наиболее явственно проявляется в деятельности империалистических кругов. Советский Союз призывает все государства члены ООН преградить путь любым поползновениям на гегемонию в мировых делах. СССР выступает за то, чтобы отказ государств от политики Г. во всех ее проявлениях нашел воплощение в широком международном соглашении.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Гегемонизм
концепция, составляющая основу теории управляемой стабильности (Hegemonic Stability Theory, HST), базирующейся на аксиоме, согласно которой здоровье и стабильность глобальной экономики и политической системы зависят от наличия в них эффективно действующей экономической и политической державы-гегемона. Теория управляемой стабильности основывалась на исторических наблюдениях. В период конца XIX – середины XX в. наблюдалась жесткая корреляция между мировой гегемонией одной из великих держав и периодом стабильности в мировых экономических отношениях. В начале этого периода лидером выступала Великобритания, а в мире процветал Pax Britannica, основанный на «золотом стандарте»; во время действия Бреттон-Вудских соглашений мировым гегемоном выступали Соединенные Штаты, а вокруг них сформировался Pax Americana. В период между мировыми войнами, напротив, мирового лидера не существовало: Великобритания уже не способна была выполнять эту роль, а Соединенные Штаты были к ней еще не готовы политически. Данный период в мировой экономике характеризовался экономическим кризисом, протекционизмом и снижением объемов мировой торговли и инвестиций. Из этих наблюдений следовал вывод, что для стабилизации мировой экономики необходима держава-лидер.
Для поддержания стабильности в мировой экономической системе требуется выполнение трех условий: поддержание открытого импорту рынка, выделение долгосрочного контрцикличного кредитования и массированное краткосрочное кредитование в случае финансового кризиса. Поскольку такие меры довольно обременительны, держава-лидер должна быть готова взять на себя непропорционально высокую часть расходов, особенно если другие государства попытаются «прокатиться зайцем». Таким образом, стабильность мировой финансово-экономической системы рассматривалась теорией как особое «общественное благо», обязанность обеспечения которого ложилась на державу-лидера.
В дальнейшем развитии теории управляемой стабильности следует отметить два важных момента. Один из них связан с возможностью изменений в системе, другой – с расширением функции гегемона на группу стран. Большой вклад в развитие теории по первому вопросу – о возможности изменений в установившейся системе – внесли книги американского политэконома Р. Гилпина. Он показал, что система международных отношений формируется в соответствии с интересами и доя продвижения интересов ее наиболее влиятельных участников. Со временем, по мере изменения соотношения сил и возможностей держав, усиливающиеся государства попытаются изменить правила игры в своих интересах и будут продолжать эти попытки до тех пор, пока издержки их усилий не начнут превышать возможную выгоду от перемен.
Претерпело эволюцию и понимание гегемона и его функций в мировой системе. Во-первых, использование теории коллективных действий позволило прийти к выводу о том, что роль гегемона в мировой системе может играть не только отдельная держава, но и группа держав. Во-вторых, со временем несколько изменились и акценты в понимании выполняемой гегемоном функции. Работы американцев Б. Эйшенгрина и С. Краснера, посвященные анализу изменения мировой финансовой системы и потоков мировой торговли в связи с переменами в политическом влиянии и экономической мощи держав – гегемонов, показали, что основное внимание в анализе мировой системы должно уделяться не столько объему влияния и экономической мощи гегемона, сколько способности его создавать благоприятные условия для производства востребованных мировой системой «общественных благ», или, как это сформулировал американский политолог Д. Лейк, «инфраструктуры» мировой экономики. (М.В. Братерский)
Для поддержания стабильности в мировой экономической системе требуется выполнение трех условий: поддержание открытого импорту рынка, выделение долгосрочного контрцикличного кредитования и массированное краткосрочное кредитование в случае финансового кризиса. Поскольку такие меры довольно обременительны, держава-лидер должна быть готова взять на себя непропорционально высокую часть расходов, особенно если другие государства попытаются «прокатиться зайцем». Таким образом, стабильность мировой финансово-экономической системы рассматривалась теорией как особое «общественное благо», обязанность обеспечения которого ложилась на державу-лидера.
В дальнейшем развитии теории управляемой стабильности следует отметить два важных момента. Один из них связан с возможностью изменений в системе, другой – с расширением функции гегемона на группу стран. Большой вклад в развитие теории по первому вопросу – о возможности изменений в установившейся системе – внесли книги американского политэконома Р. Гилпина. Он показал, что система международных отношений формируется в соответствии с интересами и доя продвижения интересов ее наиболее влиятельных участников. Со временем, по мере изменения соотношения сил и возможностей держав, усиливающиеся государства попытаются изменить правила игры в своих интересах и будут продолжать эти попытки до тех пор, пока издержки их усилий не начнут превышать возможную выгоду от перемен.
Претерпело эволюцию и понимание гегемона и его функций в мировой системе. Во-первых, использование теории коллективных действий позволило прийти к выводу о том, что роль гегемона в мировой системе может играть не только отдельная держава, но и группа держав. Во-вторых, со временем несколько изменились и акценты в понимании выполняемой гегемоном функции. Работы американцев Б. Эйшенгрина и С. Краснера, посвященные анализу изменения мировой финансовой системы и потоков мировой торговли в связи с переменами в политическом влиянии и экономической мощи держав – гегемонов, показали, что основное внимание в анализе мировой системы должно уделяться не столько объему влияния и экономической мощи гегемона, сколько способности его создавать благоприятные условия для производства востребованных мировой системой «общественных благ», или, как это сформулировал американский политолог Д. Лейк, «инфраструктуры» мировой экономики. (М.В. Братерский)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.