ГАТТ

Найдено 1 определение
ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ И ТАРИФАХ)
(GATT) (General Agreement on Tariffs and Trade)) Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ) 1947 г. достигнуто в результате переговоров, которые велись во время войны и после нее (см.: Бреттон-Вудс), имевших целью установление стабильного многостороннего экономического порядка. Длительный переговорный процесс (1944–47) отражал противоречивую природу политики международной торговли на внутреннем и международном уровнях заключения сделок. Меняющиеся схемы международной торговли могли самым серьезным образом и достаточно быстро повлиять на занятость внутри стран и на уровень доходов как в рамках национальных экономик, так и в системе международных торговых отношений. Хотя широкого соглашения относительно масштабов либерализации в большинстве секторов международной торговли так и не удалось достичь, было признано, что односторонняя и дискриминационная практика периода между двумя мировыми войнами имела отрицательные последствия для всех сторон. ГАТТ являлось временным соглашением, необходимым для систематизации правил зарождающегося торгового режима, и – в дальнейшем – для разработки мер, сокращающих число препятствий на пути международной торговли. Американская делегация была полна решимости оказать на другие страны давление, сократить число дискриминационных мер в области международной торговли, особенно британские имперские преференции (Imperial Preference). В обмен США выразили готовность снизить свои традиционно высокие пошлины. СССР и его союзники в соглашении не участвовали. Вопрос об их участии встал только в 1989 г., после окончания "холодной войны" (Cold War). В ГАТТ провозглашены принципы взаимности и отказа от дискриминации, которые нашли отражение в концепциях "наиболее благоприятствуемой нации" (Most Favoured Nation) и "национального режима". Последняя подразумевала равно доброжелательное отношение правительств к иностранным экспортерам и национальным производителям. Взаимность означала, что любые переговоры между торгующими сторонами должны сопровождаться примерно одинаковыми взаимными уступками и/или общим полезным результатом с точки зрения обеих сторон. Недопущение дискриминации означало одновременное распространение любой торговой уступки, сделанной страной своему торговому партнеру по ГАТТ, на всех других участников. В результате переговоры между двумя торговыми партнерами фактически становились многосторонними и способствовали установлению либерального торгового порядка. Попытки либерализации торговли по линии ГАТТ продолжались в течение 1950-х гг. в ходе периодических раундов переговоров. Продвижение вперед было трудным из-за послевоенной экономической слабости большинства стран и чрезвычайно высокой конкурентоспособности американской промышленности. Большинство стран испытали бы очень серьезные трудности со своими платежными балансами и с проблемой занятости, если бы сняли ограничения на импорт товаров. По мере того как послевоенное восстановление экономики позволяло странам осуществлять все более либеральную торговую политику, американское правительство пыталось заменить частичные решения всеобъемлющей договоренностью о снижении тарифов всеми участниками соглашения по широкому ассортименту товаров. Эта инициатива привела к соглашениям, достигнутым на "раунде Кеннеди" в июне 1967 г., который стал своеобразным водоразделом в сфере послевоенной либерализации торговли. Таможенные тарифы на промышленные товары были снижены в среднем на 36 % и – еще ниже – на "Токийском раунде" (1974–79). США в 1955 г. в одностороннем порядке отказались включать в ГАТТ торговлю сельскохозяйственной продукцией, однако на "раунде Кеннеди" коренным образом изменили свой подход. Это привело к затяжному конфликту с Европейским Союзом (EU) (связанным единой сельскохозяйственной политикой, являвшейся настолько хрупким компромиссом между странами-участницами, что трогать его было просто нельзя) и с Японией. Как в ЕС, так и в Японии рынки сельскохозяйственной продукции были защищены. Сельское хозяйство остается главным предметом разногласий в части, касающейся торгового режима, что задержало достижение договоренностей на Уругвайском раунде, завершившемся в 1993 г. После снижения тарифов инструментами торговой политики стали т.н. "нетарифные барьеры", в частности соглашения о добровольном ограничении экспорта и об упорядоченном маркетинге, которые противоречили духу ГАТТ. Поскольку в этих соглашениях говорилось о "добровольном" подходе, правила ГАТТ теоретически их не касались. Более того, принципы либерализации поставили под вопрос многие меры экономической политики, ассоциировавшиеся со стратегиями успешного развития национальных экономик в послевоенный период, особенно в Японии, в ряде европейских и других развитых странах. И наконец, менее развитые страны требовали освободить их от обязанности выполнять многие правила ГАТТ, ссылаясь на то, что их слабая экономика мало что получала от договоренностей по свободной торговле. Все правительства злоупотребляли избавительными оговорками ГАТТ, и участники соглашения несколько раз пытались ужесточить правила. Ни один из этих споров не может разрешиться раз и навсегда, а для успешной реализации ГАТТ необходимы именно долгосрочные компромиссы. Тем не менее существует широкое согласие относительно содействия дальнейшему развитию процесса либерализации. На Уругвайском раунде переговоров были успешно расширены рамки ГАТТ. Теперь это соглашение включает многосторонние правила, касающиеся сектора услуг (см.: GAT), интеллектуальной собственности и некоторых аспектов торговли продукцией сельского хозяйства. На этом же раунде была учреждена Всемирная организация торговли с расширенной институциональной структурой и процедурой разрешения споров, положившая конец временному статусу ГАТТ. Возникновение Европейского Союза (EU), Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) и других региональных организаций, таких, как Форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC), представляет собой потенциальную угрозу ГАТТ. Эти региональные договоренности еще не превратились в дискриминационные торговые блоки, а в ГАТТ специально оговорено право на региональную экономическую интеграцию, если она не противоречит положениям ГАТТ. Однако, несмотря на успешное завершение Уругвайского раунда, региональные соглашения, и в первую очередь односторонние и двусторонние (особенно со стороны США), могут войти в моду, если не будет достигнуто постоянного соглашения по самым насущным вопросам. Вместе с тем мировые компании скорее всего окажут жесткое сопротивление любой попытке существенного ограничения либерального и глобального характера торгового режима.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Похожие термины: