ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

(2 октября 1869, Гуджарат, Индия - 30 января, 1948, Дели)

индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения, идеолог гандизма. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Ганди Мохандас Карамчанд
1869-1948) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. Возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость. После завоевания Индией независимости (1947) и раздела ее на два государства (Индийский Союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД
(Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869–1948) По-видимому, самая влиятельная фигура в современной индийской политике. Ганди стал символом индийского национализма и в 1947 г., когда Индия получила независимость, был назван "отцом нации". Наиболее существенным вкладом Ганди в отечественную политику была, пожалуй, его вера в силу простых людей. Ганди удалось это прежде всего благодаря тому, что в требованиях, предъявляемых его политикой простому человеку, не было ничего экстраординарного. Решительный отказ от применения насилия, характерный для его кампании гражданского неповиновения, позволял людям участвовать в национальной политике самым различным образом, не внося резких перемен в обычный ход своей жизни. Ганди смог заставить людей поверить, что границы между кастами, классами, религиями и регионами не имеют никакого отношения к нравственной Истине, которую он сделал центральным пунктом своих размышлений. Это порой заставляло преграждать путь наиболее радикальным националистическим устремлениям как внутри Конгресса (Congress), так и вне его. Еще одной характерной чертой философии Ганди, менее повлиявшей на политику, было его неприятие западной модернизации как модели развития самой Индии. Он придавал гораздо большее значение индийской деревне и самообеспеченной сельской общине. Это позволило многим сравнивать его с Мао Цзэдуном (Mao Zedong), также разработавшим для Китая экономическую стратегию опоры на сельское хозяйство. Ганди был убит членом индусской шовинистической организации 30 января 1948 г.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ГАНДИ, Мохандас Карамчанд
р. 1869) - руководящий деятель индийского национального движения. Гуджератец по национальности, индус по религии; получил юридическое образование в Лондоне. С 1893 по 1914 вел дела крупного индийского торгового дома в Южной Африке. Здесь Г. в значительной мере сложился как политический деятель и создатель религиозно-философского учения, получившего впоследствии название гандизма. Г. успешно организовал местную индийскую колонию, подвергавшуюся, подобно всем "цветным", угнетению со стороны англичан и буров, и начал кампанию в защиту национальных прав индийцев. Г. старался придать этому движению религиозную окраску, отказывался от контакта с другими угнетенными национальностями в Южной Африке и решительно исключал насилие как средство борьбы. Защита прав индийцев не помешала Г. сформировать в помощь Англии во время англо-бурской войны добровольческие индийские санитарные отряды. Во время восстания зулусов (1906) Г. вторично оказал англичанам помощь, лично возглавив индийский санитарный отряд.

В 1914-18 Г. снова поддержал империю, призвав индийцев записываться в наемные англо-индийские войска. Поясняя свою политическую позицию в период первой мировой войны, Г. в 1918 писал: "Ворота нашей свободы расположены на французской почве. Ни одна победа, достойная этого имени, не была достигнута без пролития крови. Если бы мы могли заполнить поле сражений во Франции могучей армией индийцев-патриотов, борющихся за дело союзников, то это было бы хорошо и для нашего (индийского) дела".

Что же касается борьбы Индии за независимость, равно как и борьбы ее эксплуатируемых классов против эксплуататоров, то в этой области Г. выступал как принципиальный противник насилия.

Религиозно-философское учение Г. носит эклектический характер. Оно слагалось как под влиянием индусской и даже буддийской традиции, так и под сильнейшим воздействием русской (Толстой) и западноевропейской (Рескин) общественной мысли. Выступая против современной буржуазной цивилизации, Г. отвергает ее как материалистическую и "сатанинскую", провозглашает спасение Индии в отказе от современной техники и возврате к феодальной старине.

Роль Г. в развитии индийского национально-освободительного движения была двойственной и противоречивой. С одной стороны, он расширил рамки движения, способствовал вовлечению в него широких масс. С другой стороны, его тактика ненасилия и пассивного сопротивления, его отрицание классовой борьбы и постоянные, возведенные в принцип поиски компромисса с англичанами задерживали развитие этого движения. Ярче всего это сказалось в постоянном стремлении руководителей индийского национального движения избегать революционных методов действия.

Росту влияния Г. много способствовали простота его быта, аскетизм, "верность индийским обрядам и обычаям, религии индуизма. В 1931 он явился на прием к королю в сандалиях на босу ногу, задрапированный в плащ из домотканной хлопчатобумажной материи, абсолютно не считаясь с придворным этикетом.

После смерти Б. Г. Тилака (1920) Г. стал признанным лидером индийского национально-освободительного движения, и во время подъема антиимпериалистического движения 1919-22 он уже играл руководящую роль. Именно Г. являлся инициатором блока Национального конгресса с индийскими мусульманами в лице их Комитета защиты халифата и содействовал превращению самого Конгресса в массовую антиимпериалистическую организацию. Однако, когда в 1922 массы в ходе борьбы вышли за пределы ненасильственной гандистской программы, Г. сыграл крупнейшую роль в отказе Национального конгресса от продолжения борьбы. Арестованный в 1922 колониальными властями, Г. был осужден на долголетнее заключение, но в 1924 был досрочно освобожден.

В 1929-33 Г. снова возглавил антиимпериалистическое движение, но и на этот раз искусственное сужение им целей самой борьбы (против английской соляной монополии) и ограничение ее ненасильственными методами способствовали поражению индийских патриотов. Прежде чем это в полной мере могло обнаружиться, Г., а вместе с ним и другие лидеры Национального конгресса были в мае 1930 арестованы англичанами. Через год Г. вышел из тюрьмы и подписал в Дели "перемирие" с вице-королем лордом Ирвином (Галифаксом). По этому соглашению англичане отказывались от наиболее жестоких репрессий против патриотов, а Национальный конгресс в свою очередь прекращал массовое антиимпериалистическое движение и соглашался участвовать во второй конференции "круглого стола".

В 1935 англичане навязали Индии конституцию, прозванную рабской. Когда премьер-министр Макдональд в дополнение к выделению мусульман в отдельную избирательную курию захотел внести раскол в ряды самих индусов и объявил о создании особой избирательной курии для "неприкасаемых" каст, Г., снова находившийся в тюрьме, начал голодовку протеста, нашедшего горячий отклик во всей Индии. Макдональду пришлось уступить, и "неприкасаемые" по-прежнему остались в составе единой избирательной курии.

Годы второй мировой войны оказались серьезным испытанием для Г. и его учения. Национально-прогрессивные силы Индии, настроенные резко антифашистски, требовали вместе с тем участия Индии в этой войне в качестве свободной страны, а не в качестве подневольной колонии. Отклонение англичанами индийских требований (из них важнейшее - передача власти национальному правительству) вынудило Национальный конгресс отказаться от поддержки военных усилий Британской империи. В дальнейшем, однако, обнаружились серьезные расхождения между руководством Конгресса и Г. Руководители Конгресса высказывались за участие Индии в антифашистской войне (при условии удовлетворения ее национальных требований), а Г. считал единственным средством борьбы против агрессоров пресловутое оружие ненасильственного сопротивления. Войну он считал с обеих сторон империалистической, до которой Индии нет никакого дела. Этой позиции Г. упорно придерживался и после нападения Гитлера на СССР.

В августе 1942, вскоре после неудачи миссии Криппса (см.), Конгресс был объявлен вне закона, а его лидеры во главе с Г. посажены в тюрьму. Здесь Г. впервые ознакомился с некоторыми трудами классиков марксизма-ленинизма и проявил серьезный интерес к СССР. Весной 1943 Г. объявил 21-дневную голодовку, требуя своего безоговорочного освобождения. Все важнейшие политические партии и общественные организации Индии поддержали это требование. Однако англичане продолжали держать Г. в тюрьме до мая 1944, когда он был освобожден под предлогом "слабого здоровья". В сентябре 1944 состоялась встреча Г. с Джинной, председателем Мусульманской лиги. От имени Конгресса Г. пошел на значительные уступки Лиге, вплоть до выделения мусульманских районов Индии в отдельное государство (Пакистан), но при условии совместной борьбы Конгресса и Лиги за независимость Индии от англичан. Джинна отверг предложения Г. Престарелый Г., ветеран индийского освободительного движения, поборник индусско-мусульманского единства в борьбе за независимость Индии, доныне пользуется в стране огромным авторитетом и влиянием. Но его учение о ненасилии обнаружило свою несостоятельность, и сам Г. признал это, заявив в 1946, что он более не считает Национальный конгресс обязанным применять лишь ненасильственные методы борьбы.

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
271.08 кб

Мохандас карамчанд Ганди и его идеи об Индийском демократическом государстве

Зубов Денис Владимирович, Лычагин Александр Иванович
Рассматриваются идеи Махатмы Ганди о государстве, способах его построения.