Недовольство российских болельщиков «самого народного вида спорта» постоянными неудачами национальной сборной в 2005 г. привело к отставке бессменного на протяжении 25 лет руководителя РФС Вячеслава Колоскова. Правда, как быстро выяснилось, сама по себе отставка президента РФС не влечет за собой улучшение результатов главной команды страны. В преддверии решающих матчей в борьбе за право участвовать в чемпионате мира (чего российская сборная в итоге не добилась) ВЦИОМ поинтересовался, как россияне оценивают шансы национальной команды на успешное завершение отборочной кампании и какое место занимает футбол в сердцах наших соотечественников.
Оказалось, что интересуются футболом 64% наших мужчин и 24% женщин. Доля интересующихся максимальна (53%) в группе 18–24-летних и снижается до 34% в группе «60+». В футболе тех, кто им интересуется, привлекают, прежде всего, острые ощущения, связанные с переживанием успехов и неудач своего клуба (это отметили 68% болельщиков); «красота игры» (59%); борьба и стремление к победе (54%). Игроки-«звезды» привлекают относительно небольшое количество болельщиков (38%). Это может быть связано как с традициями отечественного футбола, издавна ориентированного на коллективную игру, так и с дефицитом в последние годы настоящих российских звезд.
В Санкт-Петербурге, который представлен в высшем дивизионе единственным, и от того еще более дорогим клубом — «Зенит», мотив переживания за свою команду указывают 89% болельщиков, в Москве и Московской области — 70%, в остальной России — 67%. Если среди мужчин главный мотив — переживание за любимый клуб, то женщины, наряду с «болением» за команду (62%), обращают особое внимание на красоту игры (61%), борьбу и стремление к победе (64%).
Действительно популярных футболистов, которые респондентам интересны и симпатичны с точки зрения своих профессиональных и человеческих качеств, в России немного — 6–8 человек. Среди опрошенных, интересующихся футболом, 38% назвали форварда московского «Локомотива» и сборной России Дмитрия Сычева. Другие игроки менее популярны: 11% болельщиков назвали Сергея Овчинникова, 9% — Егора Титова, 7% — Александра Кержакова, по 5% — Алексея Смертина, Виктора Онопко и Андрея Аршавина.
В рейтинге популярности футбольных клубов лидируют четыре московских команды — «Спартак» (его указали 19% болельщиков), «Локомотив» (17%), ЦСКА (15%), «Динамо» (11%) — и питерский «Зенит» (8%). Другие клубы получили не более 3% голосов футбольных болельщиков каждый. В московском регионе (в столице и области) каждый второй респондент, интересующийся футболом (49%), считает себя болельщиком московского «Спартака»; другие московские клубы («Локомотив», ЦСКА и «Динамо») набрали здесь по 11–13%. В Санкт-Петербурге подавляющее большинство болельщиков (82%) указывают местный «Зенит». В других населенных пунктах России 35% интересующихся футболом опрошенных отмечают, что болеют за клубы, не вошедшие в пятерку российских лидеров; от 12 до 18% указывают популярные московские команды;.4% — питерский «Зенит». Большинство респондентов (65%) предпочитают «потреблять» футбол с комфортом — дома у голубого экрана. На стадион ходит смотреть игру каждый пятый опрошенный (21%, в московском регионе и Санкт-Петербурге больше — 32 и 36%). Предпочитают следить за матчем в баре или кафе 4% россиян. Болельщики «Зенита» в большей степени, чем фанаты других лидирующих клубов, склонны болеть за свою команду на стадионе (33%), а также в пабах (9%), и реже других — дома у телевизора (48%). Доля любителей домашнего просмотра матчей выше всего среди «локомотивцев» (78%).
Несмотря на постоянное внимание к проблемам футбола со стороны как общественности, так и государства, качественный прорыв в положении дел пока остается делом неопределенного будущего.
Е. С. Берлин
362.57 кб
Футбол в АСЕАН как фактор регионального развития
В данной статье рассматриваются особенности футбола как инструмента международного сотрудничества стран АСЕАН.